Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Допуски и технические измерения» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), срок обучения 10 месяцев,
В результате освоения учебной дисциплины Допуски и технические измерения обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
Контролировать качество выполняемых работ;
Системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности;
Допуски и отклонения формы и расположения поверхностей;
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;В результате освоения учебной дисциплины Допуски и технические измерения обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
бюджетное образовательное учреждение Омской области
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №65»
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Комплект контрольнооценочных средств
по учебной дисциплине
Допуски и технические измерения
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО
по профессии 150709.02
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
1Седельниково, 2013
Комплект контрольно – оценочных средств учебной дисциплины
разработан на основе Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии150709.02
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); программы
учебной дисциплины «Допуски и технические измерения»; рекомендаций
БОУ НПО ПУ №65 по формированию нормативно методической
документации по реализации ФГОС СПО от 01.09.2013 г.; положения о
формировании фонда оценочных средств программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 150709.02
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы); положения о
промежуточной аттестации обучающихся БОУ НПО ПУ №65, порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования
(приказ МОРФ от 14.06.2013 г. № 464)
Организация – разработчик: БОУ НПО «ПУ № 65»,c. Седельниково Омской
области.
Разработчик:
Баранов В.И.
мастер производственного обучения,
преподаватель
специальных дисциплин БОУ НПО «Профессиональное училище № 65»,
с. Седельниково Омской области.
Согласовано:
На заседании
педагогического совета
Протокол №__________
«__»___________2013г.
2СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольнооценочных средств4
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке5
3. Оценка освоения учебной дисциплины7
3.1. Формы и методы оценивания7
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины10
4. Контрольнооценочные материалы для итоговой аттестации по учебной
дисциплине19
31. Паспорт комплекта контрольнооценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Допуски и технические
измерения обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО
по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные
работы)следующими
профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
умениями,
знаниями,
которые формируют
У 1. Контролировать качество выполняемых работ;
З 1. Системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы
точности;
З 2. Допуски и отклонения формы и расположения поверхностей;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами;
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей);
Формой аттестации по учебной дисциплине является зачёт.
42. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется
комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика
формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения,
знания и общие компетенции
уметь
У 1. Контролировать качество
выполняемых работ;
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес;
ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач;
ОК 6. Работать в команде,
общаться
эффективно
с
коллегами,
руководством,
Показатели оценки результата Форма контроля и
оценивания
Точность и полнота знаний по
правильности
осуществления
контроля качества выполняемых
работ;
явно выраженный интерес к
профессии;
демонстрация интереса
к
будущей профессии в процессе
теоретического
и
производственного обучения,
производственной
практики;
результативное
в
конкурсах профессионального
мастерства;
участие
поиска
оперативность
информации,
необходимой
обеспечивающей
наиболее
быстрое, полное и эффективное
выполнение профессиональных
задач;
владение различными способами
поиска информации;
адекватность оценки полезности
информации;
5
Оценка
выполнения
лабораторных
работ.
Наблюдение и
оценка выполнения
практических
работ.
Оценка устного
опроса.клиентами;
ОК 7. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
применением
полученных
профессиональных знаний (для
юношей).
знать
и
взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе обучения на принципах
толерантного
отношения;
эффективное,
бесконфликтное
взаимодействие в учебном
коллективе
бригаде;
соблюдение этических норм
общения при взаимодействии с
учащимися,
преподавателями,
мастерами и руководителями
практики;
соблюдение
норм
профессиональной этики при
работе в команде;
участие во внеурочной работе с
учетом подготовки к исполнению
воинской обязанности, военных
сборах;
применение профессиональных
знаний в ходе прохождения
воинской службы.
З 1. Системы допусков и
посадок, точность обработки,
квалитеты, классы точности
Точность и полнота знаний
системы допусков и посадок,
точность обработки, квалитеты,
классы точности.
З 2. Допуски и отклонения
формы
и
расположения
поверхностей
Точность и полнота знаний по
допускам и отклонениям формы
и расположения поверхностей.
6
Контроль и оценка
выполнения
самостоятельной
работы.
Сведения
военкомата.
Наблюдение и
оценка выполнения
практических
работ.
Оценка устного
опроса.
Контроль и оценка
выполнения
самостоятельной
работы.
Наблюдение и
оценка выполнения
практических
работ.
Оценка устного
опроса.
Контроль и оценка
выполнения
самостоятельной
работы.3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС
СПО по дисциплине Допуски и технические измерения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций. Оценка знаний и
умений обучающихся производится на основании индивидуальных
достижений.
Итоговой аттестацией по учебной дисциплине является зачет
проводимой в тестовой форме.
7Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
8Элемент учебной
дисциплины
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Формы и методы контроля
Контрольная
работа
ОК, У, З
У1,
З 1, З2,
ОК1, ОК 4,
OK 6, OK 7
Форма контроля
Проверяемые
Форма контроля
Проверяемые
Форма
контроля
Проверяемые
ОК, У, З
Основные сведения о размерах и сопряжениях.
Раздел 1.
Тема 1.1.
Линейные размеры.
Устный опрос
Лабораторная работа №1
Самостоятельная работа
Устный опрос
Лабораторная работа №2
Лабораторная работа №3
Самостоятельная работа
Устный опрос
Самостоятельная работа
Устный опрос
Практическая работа
№1Практическая работа №2
Самостоятельная работа
Устный опрос
Самостоятельная работа
Устный опрос
Практическая работа
№3Практическая работа №4
Самостоятельная работа
Устный опрос
Практическая работа №5
Самостоятельная работа
Тема 1.2.
Посадки.
Тема
1.3.Взаимозаменяем
ость.
Тема 1.4.
Единая система
допусков и
посадок.
Тема 1.5.
Основные сведения
о системе допусков
и посадок.
Тема 1.6.
Допуски формы и
расположения
поверхностей.
Шероховатость
поверхности.
Тема 1.7.
Основы
технических
измерений.
Итоговая
аттестация
ОК, У, З
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 7
9
Зачёт
У1,
З 1, З2,
ОК 1, ОК 4,
OK 6, OK 73.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З 1, З 2, умений У 1 (текущий
контроль)
Текущий контроль
Раздел 1. Ознакомление с допусками и техническими измерениями.
Тема 1.1. Линейные размеры.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Почему при изготовлении изделий неизбежны
погрешности размеров?
2. В чём разница между номинальным и действительным
размерами?
3. Какие размеры называют предельными?
4. Как связаны между собой предельный размер,
номинальный размер и предельное отклонение?
5. Что определяет допуск?
6. Как связаны между собой предельные размеры и
допуск?
7. Как связаны между собой предельные отклонения и
допуск?
8. Как понимать обозначение 500.39 на чертеже? Чему в
этом случае равно верхнее отклонение?
9. Как понимать обозначение 75+0.030 на чертеже? Чему в
этом случае равно нижнее отклонение?
10. Какие элементы деталей имеют обобщённое название
«отверстие»? Приведите конкретные примеры.
11. Какие элементы деталей имеют обобщенное название
«вал»? Приведите конкретные примеры.
12. Как графически изображаются размеры, отклонения
и поле допуска? Что на схеме обозначает нулевая
линия?
13. В чём различие между понятиями «допуск» и «поле
допуска»?
14. Сформулируйте условия годности действительного
размера вала.
15. Сформулируйте условия годности действительного
размера отверстия.
1016. В каком случае действительный размер, равный
номинальному, окажется бракованным?
Лабораторная работа №1 «Определение предельных отклонений и
построение полей допусков для гладких цилиндрических соединений».
Цель работы: Усвоение основных терминов и определений, формирование
навыков в вычислении предельных размеров, величин допусков вала и
отверстия, в построении графических схем полей допусков.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Выполните задания № 1 и 2.
3. Запишите задания № 3 и 4 для самостоятельной работы.
4. Оформите результаты работы.
Тема 1.2. Посадки.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что такое посадка?
2. Чем характеризуется посадка?
3. Что такое зазор и каковы условия его образования?
4. Что такое натяг и каковы условия его образования?
5. Какие группы посадок существуют? Для каких целей
применяются посадки каждой группы?
6. Как образуются посадки в системе отверстия?
7. Как образуются посадки в системе вала?
8. Какая из систем посадок является предпочтительной
и почему?
9. Как расположено поле допуска основного отверстия в
системе отверстия?
10. Как расположено поле допуска основного вала в
системе вала?
11. Как по взаимному расположению полей допусков
отверстия и вала при графическом изображении
посадки определить характер соединения?
Лабораторная работа № 2 «Общие сведения о посадках. Расчет посадок».
11Цель работы: Закрепление теоретических знаний о посадках и формирование
практических навыков в их расчете.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Выполните задания № 1 и 2.
3. Запишите задания № 3 для самостоятельной работы.
4. Оформите результаты работы.
Лабораторная работа № 3 «Образование посадок в системе отверстия и
системе вала».
Цель работы: Закрепление теоретических знаний об образовании посадок в
системе отверстия и в системе вала и приобретение навыков в методике их
расчёта.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Ознакомьтесь с алгоритмом решения задачи по расчёту посадки в системе
отверстия и выполните письменно аналогичный расчёт посадки с этими же
данными, но в системе вала.
3. Выполните задания № 1.
4. Запишите задания № 2 для самостоятельной работы.
5. Оформите результаты работы.
Тема 1.3. Взаимозаменяемость.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1.Что такое взаимозаменяемость?
122.Что такое стандарт? Какие существуют категории стандартов?
3.Что включает понятие качество продукции?
4.В чём проявляется влияние стандартизации на качество продукции?
5.Какие существуют категории качества продукции? Дать характеристики
продукции по каждой категории качества.
Тема 1.4. Единая система допусков и посадок.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что такое система допусков и посадок?
2. Почему в стандартах на допуски и посадки используются понятие
«интервал размера»?
3. Как называются ряды точности в ЕСДП?
4. Как связаны квалитеты со способом обработки поверхностей?
5. Как обозначаются на чертежах поля допуска основного отверстия и
основного вала? Как расположены поля допусков этих деталей?
6. Как обозначаются на чертежах поля допусков отверстий и валов? Чем
отличаются обозначения полей допусков отверстий от обозначения
полей допусков валов?
7. Как наносятся предельные отклонения размеров на чертежах деталей?
8. Что означают размеры 30H7 и 50f8 на чертеже детали?
9. Какие квалитеты предназначены для образования посадок?
10. Как обозначаются посадки на чертежах сборочных единиц?
11. Как в соответствии с обозначением посадки на чертеже сборочной
единицы определить, к какой группе эта посадка относится?
12. Какими условиями ограничено применение системы допусков и
посадок ОСТ в настоящее время?
13. Как называются ряды точности в системе ОСТ?
14. Как связаны классы точности со способами обработки поверхностей?
15. Как обозначается на чертежах поле допуска основного отверстия и
основного вала?
16. Как обозначаются на чертежах поля допусков валов в системе
отверстия и отверстий в системе вала?
Практическая работа №1 «Нахождение величин предельных отклонений
размеров в справочных таблицах по обозначению поля допуска на чертеже».
13Цель работы: Формирование навыков нахождения предельных размеров в
справочных таблицах по обозначению поля допуска на чертеже.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
3. Оформите результаты работы.
Практическая работа №2 «Определение характера сопряжения по
обозначению посадки на чертеже. Выбор посадки по заданным условиям
работы сопряжения».
Цель работы: Формирование навыков определение характера сопряжения по
обозначению посадки на чертеже, выбор посадки по заданным условиям
работы сопряжения.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
3. Оформите результаты работы.
Тема 1.5. Основные сведения о системе допусков и посадок.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Какими условиями ограничено применение системы допусков и посадок
ОСТ в настоящее время?
2. Как называются ряды точности в системе ОСТ?
3. Как связаны классы точности со способами обработки поверхностей?
4. Как обозначается на чертежах поле допуска основного отверстия и
основного вала?
5. Как обозначаются на чертежах поля допусков валов в системе
отверстия и отверстий в системе вала?
146. Назовите в качестве примера по одной посадке с зазором, с натягом,
переходной.
Тема 1.6. Допуски формы и расположения поверхностей.
Шероховатость поверхности.
Текущий контроль. Устный опрос.
1. Что такое номинальная форма поверхности, реальная поверхность,
профиль поверхности и прилегающая поверхность?
2. Что такое комплексные и частные требования?
3. Перечислите виды отклонений формы поверхности и условные
обозначения их на чертеже.
4. Что такое отклонение от прямолинейности в плоскости? Какие
средства измерений применяют для их выявления?
5. Что такое отклонение от плоскостности? Какие средства измерений
применяют для его выявления?
6. Перечислите отклонения формы цилиндрических поверхностей.
Какие средства измерений применяют для их выявления?
7. Что такое номинальное и реальное расположение поверхности?
8. Что такое допуск расположения поверхности элемента детали?
9. Что такое зависимые и независимые допуски расположения
поверхностей?
10. Назовите по условному обозначению на чертеже вид отклонения
расположения, величину допуска и базу.
11. Что такое координатноизмерительная машина КИМ, каково её
назначение и в чём её преимущество?
12. Что такое суммарные отклонения формы и расположения
поверхности?
13. От чего зависит величина допуска расположения осей отверстий для
крепёжных деталей?
14. Что такое шероховатость поверхности?
15. Назовите параметры шероховатости поверхности.
16. Нарисуйте условные знаки шероховатости на чертеже и назовите,
что они обозначают.
17. Опишите образцы шероховатости поверхности.
18. Что такое портативный профилометр и как его применяют?
15Практическая работа № 3 «Чтение чертежей с обозначениями допусков
форм и расположения поверхности, допустимой величины шероховатости
поверхностей».
Цель работы: Формирование навыков чтения чертежей с обозначениями
допусков форм и расположения поверхности, допустимой величины
шероховатости поверхностей.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
3. Оформите результаты работы.
Практическая работа № 4 «Расшифровка обозначений допусков форм и
расположения поверхности, допустимой величины шероховатости
поверхностей».
Цель работы: Формирование навыков в расшифровки обозначений допусков
форм и расположения поверхности, допустимой величины шероховатости
поверхностей.
Порядок выполнения работы.
1. Проработайте теоретический материал и ответьте письменно на
контрольные вопросы.
2. Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
3. Оформите результаты работы.
Тема 1.7. Основы технических измерений.
Устный опрос. Контрольные вопросы.
1. Что такое измерение, результат измерения?
2. Что такое метрология?
3. Что такое средство измерений?
164. Опишите по рисунку или образцу линейку измерительную,
штангенциркуль, микрометр гладкий, индикатор часового типа.
5. Что такое шкала, длина деления (интервал), цена деления, отсчёт?
6. Какая разница между прямым и косвенным измерениями?
7. В чём сущность метода непосредственной оценки и метода сравнения с
мерой?
8. Что такое погрешность измерения и какие составляющие определяют её
величину?
9. Что такое поверка средств измерений?
10. Перечислите субъективные погрешности измерения, вносимые
исполнителем.
Практическая работа № 5«Измерение размеров деталей штангенциркулем».
Цель работы: Освоение приёмов применения штангенциркуля для
определения размеров деталей и проверка соответствия этих размеров
заданным на эскизе или чертеже, т.е. определение годности контролируемых
деталей.
Порядок выполнения работы.
1. Ознакомиться с правилами безопасности при выполнении работы.
2. Повторить названия элементов штангенциркуля, используя
макет штангенциркуля, средства измерения (штангенциркуль
ШЩI1250,1) и учебник по предмету «Допуски и технические
измерения».
3. Рассмотреть порядок отсчета показаний штангенциркуля.
4. Определить годность выданного инструмента для проведения
контроля размеров изделия.
5. Изучить чертеж или эскиз детали.
6. Выполнить измерения размеров имеющейся детали и записать
результаты измерений.
7. Оценить годность контролируемой детали.
8. Составить отчет.
Рубежный контроль
17Контрольная работа по разделу 1 «Основные сведения о размерах и
сопряжениях».
Инструкция: Решите задачу
Задача
Для соединения : 6 Н10/js9
построить схему полей допусков;
рассчитать предельные размеры и допуск отверстия и вала;
расшифровать обозначения;
найти отклонения отверстия и вала;
рассчитать предельные зазоры (натяги) и допуск посадки.
Эталон:
Рассчитать посадку 6 Н10/js9.
1. 6 Н10/js9 – сопряжение отверстия и вала в системе отверстия, вал
обеспечивает переходную посадку. Отверстие в 10м квалитете точности, а
вал в 7м, поэтому посадка комбинированная.
2. Находим отклонения отверстия и вала, рассчитываем их предельные
размеры и допуски. Расчет начинаем с основной детали системы.
2.1 Отверстие 6 Н10
EI = 0
ES = + 58 мкм = + 0,058мм
6 Н10
058
,0
Dmax = D + ES
Dmax = 6 + 0,058 = 6,058 мм
Dmin = D + EI
18Dmin = 6 + 0 = 6,0 мм
ITD = ES – EI
ITD = 58 – 0 = 58 мкм = 0,058 мм
2.2 Вал 6 js9
es = + 18 мкм = + 0,018 мм
ei = 18 мкм = 0.018 мм
6 js9
,0
018
dmax = d + es
dmax = 6 + 0,018 = 6,018 мм
dmin = d + ei
dmin = 6 + ( 0,018) = 5,982 мм
ITd = es – ei
ITd = 18 – ( 18) = 36 мкм = 0,036 мм.
3. Построим схему полей допусков.
4. Рассчитать предельные зазоры и натяги и допуски посадки.
Smax = ES – ei
Smax = 58 – ( 18) = 76 мкм = 0.076 мм
Nmax = es – EI = 18 – 0 = 18 мкм = 0.018 мм
TSN = Smax + Nmax = ITD + ITd
19TSN = 76 + 18 = 58 +36 = 94 мкм = 0,094 мм.
4. Контрольнооценочные материалы для итоговой аттестации по
учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка
осуществляются с использованием тестирования.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной
дисциплиныДопуски и технические измеренияСПО
по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные
работы)
Умения – уметь:
У 1 контролировать качество выполняемых работ;
Знания – знать:
З1 системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы
точности;
З 2 – допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.
II. ЗАДАНИЕ. Вариант № 1
Вариант 1
20Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – ____2_____часа
Задание. Тест
1)Выбрать правильный ответ:
Взаимозаменяемость, не предусматривающая доработку деталей при
сборке:
а) полная
б) неполная
в) функциональная
212) Выбрать правильный ответ:
Показатель, характеризующий условия изготовления детали – это
показатель…
а) назначения
б) эстетичности
в) технологичности
3) Выбрать правильный ответ:
Размер, установленный с допустимой погрешностью – это размер...
а) номинальный
б) предельный
в) действительный
4) Вставить пропущенные слова:
Совокупность неровностей на рассматриваемой поверхности – это
5) Выбрать правильные ответы:
Выберите из перечисленных отклонений отклонения расположения
формы:
а) допуск круглости
б) допуск соосности
в) допуск цилиндричности
г) допуск перпендикулярности
6) Установить соответствие между знаками шероховатости и видами
обработки поверхности
√ 1. Поверхность образована удалением слоя металла
√ 2. Поверхность образована без удаления слоя металла
√ 3. Вид обработки не устанавливается
227) Выбрать правильный ответ:
Размеры на чертеже проставляются в:
а) сантиметрах
б) дециметрах
в) миллиметрах
8) Выбрать правильный ответ:
Наибольший и наименьший размеры детали называются:
а) действительные
б) предельные
в) номинальные
9) Выбрать правильный ответ:
Имеет ли допуск размера знак:
а) да
б) нет
10) Вставить пропущенные слова:
Размер, полученный конструктором при проектировании машины в
результате расчетов
– это………
11) Выбрать правильный ответ:
Допуск на размер Ф 30 + 0,2 равен:
а) 0,2
б) 0
в) 30
12) Выбрать правильный ответ:
Глубину отверстия можно измерить штангенциркулем:
а) ШЦ– I
23б) ШЦ– II
в) ШЦ– III
13) Вставить пропущенные слова:
Посадка – это…….. определяемый величиной получающихся в нем
зазоров и натягов.
14) Выбрать правильный ответ:
Для контроля отклонений от прямолинейности используют
инструменты:
а) штангенциркули
б) штангенрейсмасы
в) микрометры
г) индикаторы
15) Выбрать правильный ответ:
Микрометр относится к группе измерительных инструментов:
а) специальные
б) универсальные
16) Выбрать правильный ответ:
Штангенциркуль измеряет с точностью:
а) 1мм
б) 0,01
в) 0,05
г) 0,001
17) Выбрать правильный ответ:
Нижнее отклонение размера 18+0,2, если оно не указано на чертеже равно:
а) 0,2
б) 0,1
в) 0
2418) Выбрать правильный ответ:
Зазор образуется в соединении, когда:
а) размеры отверстия меньше размеров вала;
б) размеры отверстия больше размеров вала;
в) размеры отверстия равны размерам вала
19) Выбрать правильный ответ:
С увеличением допуска, требования к точности изготовления детали:
а) выше
б) ниже
в) не влияет
20) Вставить пропущенное слово:
Предельные размеры – это два предельно допустимых размера, между
которыми должен находиться или которым равен …….. размер.
21) Выбрать правильный ответ:
Допуск перпендикулярности обозначается знаком:
а)
б) √
в) ||
г) ┴
22) Вставить пропущенные слова:
Линейный размер – это числовое значение …….., в выбранных единицах
измерения.
23) Вставить пропущенные слова:
Стандартизация – это установление и применение указанных ………
24) Выбрать правильный ответ:
25Посадки в системе отверстия – это:
а) посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются
соединением различных валов с основным отверстием;
б) посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются
соединением различных отверстий с основным валом
25) Выбрать правильный ответ:
Основные отклонения для отверстий обозначают:
а) прописными латинскими буквами
б) строчными латинскими буквами
26) Выбрать правильный ответ:
Для линейных размеров существуют порядковые номера квалитетов:
а) 20`
б) 14`
в) 18`
27) Выбрать правильные ответы:
Действительные размеры на чертеже 25
равен:
2,0
1,0
а) 25,2
б) 25, 3
в) 25,0
г) 25,1
д) 25,3
28) Выбрать правильный ответ:
Определить правильные характеристики для размера 54
:
1,0
3,0
а) 54,1 – наименьший размер
26б) 54,0 – номинальный размер
в) 53,7 – наибольший размер
г) +0,1 – верхнее отклонение
д) 0,4 – нижнее отклонение
е) 0,3 – допуск размера
29) Выбрать правильный ответ:
Наибольший зазор в соединении Отв 25
Вал 25
равен:
2,0
3,0
1,0
1,0
а) 0,4
б) 0,1
в) 0,2
30) Выбрать правильный ответ из перечисленных отклонений:
Выбрать отклонения расположения поверхности:
а) допуск цилиндричности
б) допуск круглости
в) допуск перпендикулярности
г) допуск плоскостности
31) Выбрать правильный ответ:
Вал – это:
а) охватывающие поверхности
б) сопрягает поверхность
в) охватывает поверхности
32) Выбрать правильный ответ:
Единицы измерения шероховатости поверхности:
а) мкм
б) мм
в) см
33) Выбрать правильный ответ:
27Для точного контроля шероховатости поверхности используют:
а) микрометры
б) штангенциркули
в) профилометры
34) Выбрать правильный ответ:
Указанный на чертеже размер – 70Д6 – означает:
а) 70 – номинальный размер, Д – предельное отклонение, 6 –
номер квалитета
б) 70 – действительный размер, Д – квалитет, 6 – предельное
отклонение
в) 70 – наибольший размер, Д – нижнее отклонение, 6 –
номер квалитета
35) Выбрать правильный ответ:
Наибольший предельный размер 28,5
равен:
2,0
1,0
а) 28,5
б) 28,7
в) 28,6
36) Выбрать правильный ответ:
Нижним отклонением называется:
а) разность между допуском размера и номинальным размером
б) алгебраическая разность между наименьшим предельным и
номинальнымразмероми
в) алгебраическая разность между предельными размерами
37) Выбрать правильный ответ:
Допуск размера – это:
а) алгебраическая разность между наибольшим и наименьшим
предельными размерами
28б) алгебраическая разность между номинальным размером и
отклонением
в) алгебраическая разность между верхним отклонением и
действительным размером
38) Выбрать правильный ответ:
Допуск размера 29,
размер:
1,0
2,0
а) 0,1
б) 0,1
в) 0,3
39) Выбрать правильный ответ:
Условие годности размера формулируется так, если:
а) действительный размер окажется между наибольшим и
наименьшим предельными размерами или равен любому из них
б) действительный размер равен наибольшему предельному
размеру
в) действительный размер равен наименьшему предельному
размеру
40) Выбрать правильный ответ:
С увеличением порядкового номера квалитета степень точности детали:
а) увеличивается
б) понижается
41) Выбрать правильный ответ:
Системой отверстия называется:
а) система, в которой посадки образованы изменением полей
допуска валов при постоянном поле допуска отверстий
б) система, в которой посадки образованы изменением полей
допуска отверстий при постоянном поле допуска валов
в) система, в которой поле допуска отверстия и вала постоянно
2942) Выбрать правильный ответ:
Посадка с зазором – это посадка когда:
а) поле допуска отверстия располагается над полем допуска
вала
б) поле допуска отверстия располагается под полем допуска
вала
в) поля допусков отверстия и вала полностью или частично
перекрываются
43) Выбрать правильный ответ:
С увеличением класса шероховатости поверхности работа механизма или
детали:
а) увеличивается
б) уменьшается
44) Выбрать правильный ответ:
Для измерения вала с размером 20
применяют:
01,0
01,0
а) микрометр
б) штангенциркуль – ШЦI
в) штангенциркуль – ШЦII
45) Выбрать правильный ответ:
Определите отклонения для валов:
а) С, Д, Е,F
б) b, c, e, f
46) Выбрать правильный ответ:
Наибольший зазор – это:
а) разность меду наибольшим предельным отверстием и
наименьшим предельным размером вала
б) разность между наибольшим предельным размером вала и
наименьшим предельным размером отверстия
30в) разность между наименьшим предельным размером отверстия
и наибольшим предельным размером вала
47) Вставить пропущенное слово:
Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно ……
48) Выбрать правильный ответ:
Штангенрейсмас предназначен для:
а) разметочных работ от плоской поверхности
б) наружных и внутренних измерений, для разметки
в) наружных и внутренних измерений, измерений глубины пазов
и отверстий
49) Вставить пропущенное слово:
Метрология – это наука ……… их единства, а также способах
достижения требуемой точности.
50) Установить соответствие между размером 240,2 и отклонениями и
допусками:
1. Номинальный размер а) 23,8
2. Верхнее предельное отклонение б) 0,2
3. Нижнее предельное отклонение в) 0,2
4. Наибольший предельный размер г)24
5. Наименьший предельный размер д)24
6. Допуск размера е) 0
51) Установить соответствие между размером 24±0,1 и отклонениями и
допусками:
1. Номинальный размер а) 23,9
2. Верхнее предельное отклонение б) 0,1
313. Нижнее предельное отклонение в) 0,1
4. Наибольший предельный размер г) 24
5. Наименьший предельный размер д) 24,1
6. Допуск размера е) 0,2
52) Установить соответствие между размером 24+0,2 и отклонениями и
допусками:
1. Номинальный размер а) 24
2. Верхнее предельное отклонение б) 0
3. Нижнее предельное отклонение в) 0,2
4. Наибольший предельный размер г) 24
5. Наименьший предельный размер д) 24,2
6. Допуск размера е) 0,2
53) Установить соответствие между размером 12±0,3 и отклонениями и
допусками:
1.Номинальный размер а) 11,7
2.Верхнее предельное отклонение б) 0,3
3.Нижнее предельное отклонение в) 0,6
4.Наибольший предельный размер г) 12,3
5.Наименьший предельный размер д) 12
6.Допуск размера е) 0,3
54) Установить соответствие между размером 120,3 и отклонениями и
допусками:
321.Номинальный размер а) 12
2.Верхнее предельное отклонение б)0
3.Нижнее предельное отклонение в) 0,3
4.Наибольший предельный размер г) 11,7
5.Наименьший предельный размер д) 12
6.Допуск размера е) 0,3
55) Установить правильную последовательность действий при измерении
образца штангенциркулем:
1.Измерить образец штангенциркулем
2.Проверить штангенциркуль на точность
3.Полученные результаты перенести на эскиз
4.Сделать эскиз образца
56) Установить правильную последовательность действий при измерении
образца угломером типа УМ:
1.Измерить углы образца
2.Полученные результаты перенести на эскиз
3.Подготовить угломер к работе
4.Сделать эскиз образца
Критерии оценки:
Критерии оценок тестирования:1
Оценка «отлично»: 5056 правильных ответов или 90100%.
Оценка «хорошо»: 4049 правильных ответов или 7188%.
Оценка «удовлетворительно»: 2839 правильных ответов или 5069%.
Оценка «неудовлетворительно»: 28 и менее правильных ответов или менее
50%.
Основные источники:
1.Ганевский Г.М. , Гольдин И.И.
33Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учеб. для нач.
проф. образования. М.: ИРПО; Проф Обр Издат, 2001.
2. Багдасарова Т.А.
Допуски, посадки и технические измерения. Рабочая тетрадь Академия,
2009.
Дополнительные источники:
1 .Ганевский Г.М.
Допуски и посадки. Учебные плакаты. М.: Высшая школа,1989.
2.Иванов А.Г.
Измерительные приборы в машиностроении. М.: Издательство стандартов,
1981.
Интернетресурсы:
34