Компоненты здоровьесберегающей деятельности, основные направления работы ОУ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место
в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Но если мы организуем образовательную среду на основе
здоровьесберегающих технологий, научим детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным
примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом
случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы
и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно,
но и физически.
В условиях, когда образование стало всеобщим, а профессия учителя массовой,
надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее.
Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние (технологии) отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные особенности технологии от методики — воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) — отражают приоритет принципа «Не навреди!».
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация и физическое развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка 7—16 лет такой средой является школа, где он проводит 70% времени своего бодрствования. К тому же этот возраст характеризуется бурным физическим развитием, формированием здоровья на всю последующую жизнь, становлением адаптационных механизмов для взаимодействия с окружающей, особенно социальной, средой, механизмов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Анализ школьных факторов риска показывает, что проблемы здоровья учащихся возникают в результате ежедневной практической работы учителей. Среди этих факторов необходимо отметить наиболее значимые факторы риска.
Традиционная организация учебного процесса создает у школьников стрессовые перегрузки. Это нарушает психофизиологические процессы саморегуляции в организме ребенка и приводит к развитию психосоматических заболеваний. В результате существующая система школьного образования является «здоровьезатратной», так как большинство проблем здоровья учащихся создается в ходе ежедневной работы учителей и связано с их профессиональной деятельностью.
Немалое значение имеет интенсификация образовательного процесса. Это — увеличение количества учебных часов, особенно в лицеях и гимназиях. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9—10 часов в начальной школе, 10—12 — в основной и 13—15 — в средней школе. Другой вариант интенсификации учебного процесса, когда при сокращении учебных часов сохраняются объемы материала, что неизбежно приводит к увеличению домашних заданий и переутомлению.
Переутомление создает предпосылки для психофизиологических сдвигов в организме школьника. Возникает предрасположение к появлению острых и хронических заболеваний у детей в результате снижения иммунитета. Нарушения со стороны центральной нервной системы в виде различных невротических и астенических состояний приводят к расстройствам внимания, памяти и многих других когнитивных процессов, что негативно влияет на успеваемость.
Здоровьесберегающие технологии в школе реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющего научить школьника взаимодействию в коллективе.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка, таких как ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой и искусством. В общеобразовательном процессе необходимо:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.