Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и определять их в натюрмортах других авторов.
2ЛР: Рисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции.
3ЛР: Эмоционально воспринимать композиционные средства, используемые художником, и выражать своё отношение к ним на примере работ А. Куприна.
Обязательный минимум содержания: композиция (Н), композиционный центр, цельность, уравновешенность, устойчивость (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Куприн «Натюрморт с тыквой»; схемы, учебные рисунки.
Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4й класс. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 14–15.
Тема. Композиция и её основные законы.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и определять их в
натюрмортах других авторов.
2ЛР: Рисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции.
3ЛР: Эмоционально воспринимать композиционные средства, используемые художником, и выражать своё отношение
к ним на примере работ А. Куприна.
Обязательный минимум содержания: композиция (Н), композиционный центр, цельность, уравновешенность,
устойчивость (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Куприн «Натюрморт с тыквой»; схемы, учебные рисунки.
Этапы урока
Создание
I.
проблемной
ситуации.
Содержание
1й урок
действия учителя
действия учеников
записывает тему
Учитель
урока
«Композиция и её основные законы»,
демонстрирует
варианты различных
натюрмортов (часть из них выполнены
композиционно неправильно) и просит
ответить на вопросы:
– Рассмотрите натюрморты и скажите, который
из них является более привлекательным?
– Почему вам этот натюрморт понравился
больше?
Ученики отвечают на вопросы.
– На остальных предметы размещены
както неправильно.
Формирование УУД
Цвет фраз, обозначающих
учебные
действия,
соответствует следующим
группам результатов:
познавательные действия;
регулятивные действия;
коммуникативные действия;
личностные результаты.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
© ООО «Баласс», 2014
Страница 1II.
Формулирование
проблемы.
– На какой вопрос мы должны ответить
сегодня на уроке?
– Как правильно разместить
предметы на рисунке?
Возможен
другой
проблемного вопроса.
вариант
III.
Актуализация
знаний.
– Мы уже знакомились с вами с понятием
«композиция». Вспомните, что означает это
понятие?
Вспоминают.
Поиск
IV.
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
Работа
текстом.
Работа
произведениями
мастеров.
с
с
Учитель предлагает открыть учебник на с.
30–31 и поработать с текстом и
различными натюрмортами в технологии
продуктивного чтения.
До чтения.
– Прочитайте название текста, выделенные
слова, рассмотрите изображение. О чём пойдёт
речь в тексте?
– Сколько законов предлагается в тексте?
Во время чтения.
– 1й закон – определение композиционного
центра. Рассмотрите натюрморт Куприна
(можно использовать и другие произведения)
и определите, что является композиционным
центром. Свой ответ поясните.
– Совпадает ли композиционный центр с
геометрическим?
– 2й закон – цельность композиции. Хотели
бы вы чтонибудь убрать из этой композиции
Дети рассматривают страницу,
читают текст, отвечают.
– О композиции и её законах.
– 4.
– Тыква. Она яркая и притягивает
взгляд.
– Нет, в данном случае не совпадает.
– Нет, не хотели бы.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 2
предметами и их образами.
Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать
план,
предлагать версии.
Представлять информацию
в развёрнутом и сжатом
виде.
Владеть разными видами
смыслового чтения –
вычитывать фактуальную
информацию.
Находить информацию в
учебнике
(разворот,
оглавление, словарь, текст,
схему,
иллюстрацию),
отделять известное от
неизвестного.или убрать, или поменять местами?
– 3й закон – использование контрастов.
Использовал ли художник контрасты по
величине, цвету, форме, фактуре? Приведите
примеры.
–
устойчивость.
большую тыкву?
4й закон – уравновешенность и
Чем художник уравновесил
– Большая тыква – маленькие перцы;
оранжевая тыква – голубая скатерть;
шар – куб.
– Красными перцами и коробочкой на
первом плане.
Выражение
V.
решения
проблемы.
VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель обращает внимание на проблемный
вопрос урока и предлагает детям ответить
на него.
Отвечают.
Выполняют.
Отвечают.
Учитель предлагает ребятам выполнить в
альбоме 3–4 эскиза натюрморта (по
представлению),
формат А6 (альбом
разделить на 4 части).
– Выполните 3–4 эскиза натюрморта в цвете,
используя законы композиции.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
работу.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Работать по предложенному
плану,
использовать
учебник.
Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
VIII. Домашнее – Принести эскизы натюрмортов.
© ООО «Баласс», 2014
Записывают.
Развитие самостоятельности
Страница 3задание.
Принести рабочую тетрадь,
–
цветные
карандаши или пастель, альбом или лист
формата А3.
2й урок темы
I. Актуализация
знаний.
Ученики
отвечают.
рассматривают
и
записывает тему
Учитель
урока
«Композиция и её основные законы»,
напоминает проблемный вопрос прошлого
урока, просит проанализировать различные
композиции. Работу можно организовать в
парах или группах.
– Рассмотрите композиции и определите,
использовал ли художник законы композиции?
Применение
II.
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает детям выполнить
натюрморт с натуры или по представлению,
используя лучший эскиз, выполненный на
прошлом уроке. Можно использовать этапы
работы над натюрмортом в рабочей
тетради на с. 14–15.
Выполняют.
III. Итог урока.
Рефлексия.
Выполняют.
Учитель предлагает ученикам оценить свою
деятельность.
– Что тебе нужно было сделать?
– Задание выполнено в полном объёме? Без
ошибок?
– Ты выполнил работу самостоятельно или с
помощью? С чьей?
– Как бы ты оценил свою работу?
© ООО «Баласс», 2014
Страница 4
в поиске решения различных
изобразительных задач.
Анализировать и обобщать,
делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Работать по предложенному
плану,
использовать
учебник.
Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.Домашнее
IV.
задание.
– Доделать натюрморт и оформить его в
паспарту.
– Принести альбом, рабочую тетрадь, акварель,
кисти.
Записывают.
Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
© ООО «Баласс», 2014
Страница 5