Компьютерная грамотность педагога: какие цифровые компетенции требуются современному учителю?
Оценка 4.9

Компьютерная грамотность педагога: какие цифровые компетенции требуются современному учителю?

Оценка 4.9
doc
14.12.2022
Компьютерная грамотность педагога: какие цифровые компетенции требуются современному учителю?
Компьютерная грамотность педагога.doc

Компьютерная грамотность педагога: какие цифровые компетенции требуются современному учителю?

Современность немыслима без компьютерных технологий. Смартфон стал продолжением руки, а ноутбук поселился на рабочем столе любого специалиста. Дети привыкают к гаджетам едва ли не с рождения, и учителям, к которым они приходят за знаниями, важно ориентироваться в мире цифровых технологий. Какими же цифровыми компетенциями должен обладать современный учитель, чтобы не только не казаться «нубом», но и быть способным помочь своим ученикам и соответствовать профстандарту педагога в ИКТ-компетентности?

Зачем учителю технологии?

Компьютер требуется не на каждом уроке: например, на физкультуре или технологии цифровые инструменты можно не задействовать вообще. Хотя и это спорно: ту же технику забрасывания мяча в кольцо можно продемонстрировать лично, а можно — с помощью ролика на YouTube. В обоих случаях учебная цель будет достигнута.

Однако отсутствие цифровых компетенций заметно осложняет работу педагога — ведь она состоит не только из преподаваемого предмета. Учитель по-разному может использовать технологии для работы: для выдачи интерактивных заданий, для планирования, тайм-менеджмента, коммуникации с коллегами и родителями. Владение технологиями позволяет организовать работу, выиграть время и дать хороший результат, пользуясь подручными средствами: компьютером и телефоном.

Важно отметить, что в профстандарт педагога в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.

Что важно уметь учителю?

Цифровые компетенции — это способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий. Для того, чтобы создать в школе цифровую среду, учителю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования и создания контента.

1. Подготовка контента

Для учителя важно владеть инструментами подготовки контента: текстовых документов, презентаций, плакатов, графиков и инфографик. При подготовке учителя к уроку пригодится умение обрабатывать видео, делать сложные вычисления, создавать тесты, кроссворды и викторины, ментальные карты, портфолио, использовать шаблоны презентаций и многое другое.

Даже если в том, чтобы создавать собственный контент, необходимости нет (например, в случае, если он использует материалы из открытых источников), каждый учитель при подготовке к уроку так или иначе изменяет задания под себя и свой класс: ориентируется на темп занятия, скорость восприятия детей и другие важные составляющие урока, изменяет дизайн и шаблон презентаций, добавляет или убирает оттуда информацию.

2. Придание наглядности

Цифровые инструменты помогают сделать обучение наглядным. Явления из микромира или космические процессы иначе, чем в формате цифровой модели, сложно продемонстрировать. Затмение солнца, деление клетки, строение дерева — все это можно показать с помощью интерактивных моделей, видео на хостингах, цифровых микроскопов. На литературе, проходя творчество поэтов XX века, можно включить запись голоса автора. Так ученики глубже погрузятся в тему, заинтересуются и будут более внимательны к теории.

Сделать урок более наглядным поможет базовое умение находить нужную информацию в интернете. Это первый шаг к формированию цифровой среды учителем.

3. Коммуникация

Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире. Самыми удобными и простыми средствами педагогического общения по праву можно считать мессенджеры и социальные сети, в которых общаются учителя, ученики, родители. Тут можно рассылать презентации с уроков, объявления и другую информацию. Это быстро, и ученики получат сообщение, где бы ни находились.

Кроме того, для коммуникации можно использовать собственные сайты педагогов или LMS-системы (если это предусмотрено школой: RedClass, iSpring Learn, Google Classroom, Дневник.ру, МЭШ): все это цифровая среда учителя, в которой удобно фиксировать результаты обучения, делать объявления и использовать контент урока. С помощью таких систем можно применять технологию перевернутого класса, при которой дети изучают материал дома, а на уроке вместе с учителем занимаются практикой. 

С чего начать учителю?

Начинать внедрять цифровые технологии в классные уроки лучше всего с платформ, где уже есть готовый контент: Яндекс.Учебника, РЭШ, МЭШ и им подобных. Его можно использовать при подготовке учителя к уроку практически на любую тему. Обычно задания там создаются практикующими учителями, методистами, экспертами.

Во взаимодействии с коллегами и педагогическом общении помогут облачные сервисы, в которые можно загружать информацию и обмениваться ей. Чтобы делать это, важно знать, какие онлайн-угрозы существуют: в этом, кстати, поможет бесплатный курс в «Базовые цифровые компетенции учителя» рамках программы «Я Учитель», который стартует 5 октября.  

Что такое «продвинутый уровень» цифровых компетенций педагога?

Здорово, когда педагог с легкостью ориентируется в мире «цифры» и использует технологии в своей профессии. Наиболее заинтересованные учителя идут значительно дальше профстандарта педагога: например, учатся программировать. Это навык будущего, который может понадобиться многим современным детям. И развить его могут учителя, если сами погружены в тему.

Так, учитель начальных классов может обучать информатике и программированию через компьютерную игру, занимаясь робототехникой. Например, вместе с детьми можно использовать обучающее приложение Swift Playground и создавать лего-роботов.

Развитые цифровые компетенции также помогают педагогам делать с детьми масштабные межпредметные проекты: например, задействуя знания из информатики, математики и биологии разработать «умную» систему полива растений. В таких проектах важно, чтобы и учителя, и ученики были «в теме» новых технологий, быстро обменивались между собой информацией, сообща проверяли гипотезы, используя свои навыки.

Кроме того, интересный проект делится на составные части: учитель биологии может предложить своим ученикам написать программу для проекта, например «Система анализа кислотности почвы». Такую программу ученики пишут на информатике, а работают с ней уже на уроке биологии.

Педагог при этом уверен, что знания по каждой части проекта будут освоены учениками на разных предметах. Так у учеников формируются межпредметные компетенции, а педагогическое общение выходит на новый уровень. Понимание процессов, которые способны приводить к формированию таких навыков — это высший уровень применения цифровых навыков.

Не лишним для современного преподавателя будет и умение разбираться в тонкостях социальной жизни детей в интернете. Например, знать, как реагировать на травлю в сети. Про это вы можете почитать в другой нашей статье.

Вместе с Андреем Сиденко эксперты программы развития учителей «Я Учитель» разработали бесплатный онлайн-курс для учителей «Базовые цифровые компетенции учителя».  Присоединившись к нему, можно не только приобрести новые знания, но и получить сертификат о повышении квалификации.


Компьютерная грамотность педагога: какие цифровые компетенции требуются современному учителю?

Компьютерная грамотность педагога: какие цифровые компетенции требуются современному учителю?

Для того, чтобы создать в школе цифровую среду, учителю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования и создания контента

Для того, чтобы создать в школе цифровую среду, учителю в первую очередь могут пригодиться навыки в области использования и создания контента

Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире

Другое важное умение — обмен информацией в цифровом мире

И развить его могут учителя, если сами погружены в тему

И развить его могут учителя, если сами погружены в тему

только приобрести новые знания, но и получить сертификат о повышении квалификации.

только приобрести новые знания, но и получить сертификат о повышении квалификации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.