Компьютерный эксперимент. Методика его использования
Преподавание физики в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по физике часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью.
Компьютерный эксперимент способен дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков. При его использовании можно вычленить главное в явлении, отсечь второстепенные факторы, выявить закономерности, многократно провести испытание с изменяемыми параметрами, сохранить результаты и вернуться к своим исследованиям в удобное время. В большинстве интерактивных моделей предусмотрены варианты изменений в широких пределах начальных параметров и условий опытов, варьирования их временного масштаба, а также моделирования ситуаций, недоступных в реальных экспериментах.
Работа с компьютерными моделями открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Еще один позитивный момент в том, что компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной теоретической модели, что позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности наблюдаемого явления. Кроме того, учащийся может одновременно с ходом эксперимента наблюдать построение соответствующих графических зависимостей. Графический способ отображения результатов моделирования облегчает учащимся усвоение больших объемов получаемой информации. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
Также необходимо учитывать, что далеко не все процессы, явления, исторические опыты по физике учащийся способен представить себе без помощи виртуальных моделей (например, цикл Карно, опыт Майкельсона по измерению скорости света, опыт Резерфорда и т.д.). Интерактивные модели позволяют ученику увидеть процессы в упрощенном виде, представить себе схемы установок, поставить эксперименты, вообще невозможные в реальной жизни.
· Виртуальные эксперименты обладают рядом преимуществ, в числе которых:
· Наглядность, запоминаемость;
· Воспроизведение тонких деталей, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов;
· Изменение временного масштаба;
· Изменение в широких пределах параметров и условий экспериментов;
· Моделирование ситуаций, недоступных в реальных экспериментах;
· Одновременный вывод на экран графиков временной зависимости величин, описывающих эксперименты;
· Компенсация недостатка оборудования в физической лаборатории школы.
Однако следует понимать, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.
Поэтому виртуальные эксперименты на уроках можно применять когда
· невозможно провести реальный эксперимент;
· невозможно проследить за явлением детально, быстрое протекание реального явления;
· экономия времени (уроки повторения);
· необходимо разобраться в деталях изучаемого явления;
· необходимо иллюстрировать условие решаемой задачи;
· выявление качественных и количественных зависимостей между величинами, характеризующими явление.
Как применять?
Урок изучения, повторения или закрепления изученного материала. В ходе обычного урока физики в классе при объяснении нового материала учитель проводит виртуальный эксперимент с применением мультимедийного видеопроектора, ученики наблюдают за ходом физического процесса на экране. Выводы записывают в тетрадь, отвечают на контрольные вопросы и сдают на проверку.
Урок - исследование. Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. В этом случае урок приближается к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Разумеется, такой урок можно провести только в компьютерном классе.
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность самостоятельной последующей проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию.
Кроме этого виртуальные модели можно применять для демонстрации физического явления, описываемого в задаче.
Как подготовиться к уроку?
Компьютер может быть применён на любом уроке, поэтому необходимо спланировать, что и когда применить для более эффективного результата. На первом этапе применения ИКТ в своей работе учитель в основном использует компьютер как статическое наглядное пособие. Постепенно происходит переход к интерактивности. А вот проведение виртуальных экспериментов, особенно в компьютерном классе, более сложный этап в работе учителя. Ведь для подготовки такого урока необходимо:
· изучить возможности программных учебных продуктов;
· сформулировать задачи, согласованные с возможностями модели;
· подготовить план работы для учащихся с выбранной для изучения компьютерной моделью;
· отработать все вопросы на модели, решить задания, даже если они кажутся простыми и ответы очевидными.
· разработать формы контроля за выполнением работы.
Какие виды заданий можно применить?
Идеальным является вариант, при котором учитель в начале урока раздаёт учащимся указанные материалы в распечатанном виде. Практический опыт показывает, что обычному школьнику модель может быть интересна в течении 3-5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: А что делать дальше? Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности.
Эти материалы могут содержать следующие виды заданий:
Ознакомительное задание. (Назначение модели, управление экспериментом, задания и вопросы по управлению моделью).
Компьютерные эксперименты. (Провести простые эксперименты по данной модели по предложенному плану, результаты измерений, вопросы к ним).
Экспериментальное задание. (Спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов).
Тестовые задания. (Выбрать правильный ответ, используя модель)
Исследовательское задание. (Провести эксперимент, доказывающий некоторую предложенную закономерность или опровергающий её; самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.)
Творческое задание. (Придумать задачу, решить её, поставить эксперимент для проверки полученных ответов).
Все индивидуальные задания нужно раздавать учащимся перед уроком. Учащиеся должны быть заранее предупреждены о том, что урок будет проходить в кабинете информатике.
Как проводить первые уроки в компьютерном классе?
· желательно присутствие учителя информатики или коллеги, знакомого со спецификой класса,
· разъяснение всех правил работы и заданий до того, как учащиеся сели за компьютеры,
· целесообразно предлагать для изучения на одном уроке не более двух-трёх моделей
· длительность работы ребят за компьютерами не должна превышать 30 минут
· в конце урока учащиеся должны оформить небольшой отчёт (можно в виде ответов на заготовленные вами вопросы) с осмыслением выполненной работы.
· стоит обсудить всей группой основные трудности и обменяться мнениями о полученных результатах. Компьютерные уроки без указанной концовки, как показывает опыт, менее эффективны.
3. Обзор используемых электронных учебных изданий
Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в учебных электронных изданиях:
Электронное средство обучения "Физика. Волновая оптика. Комплект интерактивных компьютерных моделей" - предназначено для поддержки учебного процесса по теме "Волновая оптика", изучаемой в 11-м классе, и соответствует учебной программе по физике для 11-го класса. В ЭСО реализованы следующие компьютерные модели: 1. Световая волна. Когерентные волны 2. Принцип Гюйгенса - Френеля 3. Интерференция света 4. Интерференция в тонких пленках 5. Окрашенность тонких пленок 6. Интерферометр Майкельсона 7. Просветление оптики 8. Дифракционная решетка 9. Дисперсия света. Спектроскоп.
Предлагаемое электронное средство обучения предназначено для учителей физики при подготовке к урокам и проведении занятий, а также для формирования у учащихся отчетливых представлений о явлениях и эффектах волновой оптики, изучение которых вызывает трудности.
Электронное средство обучения "Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория"
Электронное средство обучения "Физика Электричество Виртуальная лаборатория" предназначено для поддержки учебного процесса по теме "Электричество". В состав электронного средства обучения входят 8 лабораторных работ по разделу "Электричество" курса физики, изучаемого в VIII классе:
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ней
2. Измерение напряжения и определение сопротивления проводника
3. Изучение последовательного соединения проводников
4. Изучение параллельного соединения проводников
5. Определение КПД установки электрическим нагревателем
6. Определение удельного сопротивления проводника
7. Определение ЭДС источника и полного сопротивления электрической цепи
8. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра
Электронное средство обучения предназначено для учителей физики при подготовке к урокам и проведении уроков по теме "Электричество", а также для учащихся, которые с помощью данного ЭСО могут самостоятельно и во внеурочное время, в том числе в домашних условиях, получать и контролировать свои знания.
Электронное средство обучения "Физика. 11 класс. Квантовая физика"
ЭСО содержит 20 компьютерных интерактивных моделей, относящихся к следующим темам:
· Фотоны. Действия света.
· Физика атома.
· Ядерная физика и элементарные частицы.
В ЭСО входят также теоретические фрагменты учебного материала, набор тестов, терминологический словарь, методические рекомендации и руководство пользователя.
ЭСО «Наглядная физика»
Наглядная физика 9 класс: кинематика, оптика, начала электромагнетизма, строение ядра и атома. Знакомит с основными понятиями четырех разделов физики: электромагнетизма, кинематики, оптики и ядерной физики. Курс содержит 41 урок и 92 интерактивных учебных модели.
Интерактивные модели демонстрируют физические процессы и опыты, параметры которых можно изменять. Некоторые модели сделаны в виде тренажеров.
ЭСО «Физика в анимациях»
Программа содержит трёхмерные анимации физических экспериментов и явлений, относящихся к следующим темам: волны, оптика, механика, термодинамика.
ЭСО «Компьютерный задачник по механике «Колебания и волны».
Образовательные сайты:
http://www.virtulab.net/ - виртуальная образовательная лаборатория: образовательные интерактивные работы позволяют учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике, как в трехмерном пространстве, так и в двухмерном по всем разделам физики.
http://www.all-fizika.com/ - вся физика. На сайте вы найдете материалы по механике, молекулярной физике, основам термодинамики, оптике и прочих областях физики. Новости физики. Обзоры. Учебные материалы. Библиотека (издания и книги по физике в электронном виде).
http://class-fizika.ru/ - классная физика
http://somit.ru/ -синтез образовательных мультимедиа интерактивных технологий
http://www.interfizika.narod.ru/ - интерактивная физика
https://nasafizika.jimdofree.com/ - наша физика
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
teachmen.ru - виртуальная лаборатория
В каталог проекта включен десяток основных тематических разделов -- от механики до атомной и ядерной физики. В каждом из них собрано до десяти соответствующих интерактивных виртуальных лабораторий. Кроме того, предлагаются иллюстрированные конспекты лекций, причем некоторые из них снабжены собственными виртуальными экспериментами.
phet.colorado.edu – сайт PhET является многоотраслевой коллекцией Java-аплетов,с которыми можно работать как в онлайне, так и на локальном компьютере. На его страницах представлены виртуальные лаборатории, демонстрирующие различные явления в области физики. Всего в каталоге находятся несколько сотен демонстраций. Все эксперименты PhET интерактивны. Они содержат одно или несколько заданий, а также набор всех элементов, необходимых для их решения. Физический раздел предлагает широкий выбор «лабораторий», демонстрирующих самые различные явления -- от простого движения до квантовых взаимодействий.
И кроме этого, имеется копилка анимаций и видеороликов по всем разделам физики.
Но вместе с тем, компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.