Конференция на тему
"Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины и следствие"
(Отражение этих событий в повести А.К.Альпеисова «Сурок-беглец»).
Задачи:
а) образовательные -
помочь учащимся осмыслить исторические
события 1986 года в Казахстане,
понять художественное произведение А.Альпеисова, поникнуть в мир авторских
чувств и идеалов, пробуждение интереса учащихся к личности писателя, понять
Альпеисова в развитии демократической мысли, постичь основные проблемы произведения
(обличение невежества и нравственной
низости, защита человеческого достоинства, проблема идеала, положительного героя и т.д.); в процессе
анализа произведения побудить ребят
думать, аргументированно отстаивать
свою точку зрения;
б) развивающие —
развивать монологическую речь, умение читать
внимательно, вдумчиво, вычленять
главное в прочитанном, делать
осознанные выводы по проблемам
рассматриваемого произведения;
развитие эстетического вкуса, умение
обосновывать свое мнение о
произведении и его героях; совершенствовать коммуникативные
речевые умения и навыки;
в) воспитательные — побуждать учащихся к самосовершенствованию, формированию активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств, мировоззрение читателя, личностного восприятия.
Оборудование: изучаемое произведение "Сурок - беглец", стенд с наглядным материалом к мероприятию, "Казахстан - 2030" Н.А.Назарбаева, толковый словарь.
Словарная работа: коллаж — (фр. наклеивание) — технический прием в изобразительном искусстве - наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, целиком выполненное этим приемом; коллизия - (лат.), столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов.
Эпиграф:
Добро, сколь не было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Низами.
Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
Дорогие ребята! Находясь на завершающем этапе обучения в школе, перед получением аттестата зрелости вы обязаны осознавать, что не раз вам придется в жизни держать экзамен на человечность, отражать высокий и чистый свет настоящей гражданственности.
А это не так уж и легко, если не сформирована у человека активная гражданская позиция. Поэтому сегодня на уроке, имея благодатный для этой цели материал, мы продолжим формирование этой позиции, будем совершенствовать коммуникативные речевые умения, аргументированно отстаивая свою точку зрения.
Накануне двадцатитрёхлетия независимости нашей страны надо отметить, что за этот короткий период времени произошли колоссальные перемены: мы построили независимое государство, Эти годы вместили в себя те огромные исторические события, которые определили будущее Казахстана.
Ученик читает отрывок из поэмы Джубана Мулдагалиева «Я - казах»:
Я - казах!
Могуч в своих степях.
Возрождён для подвигов Казах!
В тыщу первый раз воскрес,
Чтоб жить
С именем свободы
На устах!
Жизнью славлю Родину,
Душой,
Подвигом, работой
И судьбой,
Песней аксакала, соловья
Языком казахским славлю я. Понял вкус труда и жил Трудом,
Падал каплей и взрастал Зерном.
По гудку вставал и засыпал,
Сладко убаюканный гудком.
Что за сила,-
Что за чудо - труд!
Даже камни от него цветут!
Я не ведал прежде никогда
Радости высокого труда!..
Я легендами заполнил степь,
Мне подвластны годы и века.
Я-
Казахская республика!
Учитель: Всё в нашей жизни мы связываем с Родиной: талант, труд, память потомков... Каждый из нас - частица Казахстана. И хочется вам пожелать вместе с грузинским поэтом Г.Табидзе:
Народу верен будь всегда!
Пусть будет твёрдым шаг твой
в жизни!
Талантов всех сильней,
властней -
Талант служения отчизне!
Учитель: Нам более всего жаль Мать, от неё пошли все мы. Родину мы тоже зовём матерью. Поэтому нам жаль и мать-родину, теряющую своих детей, и потому уже который век выступающую против ужасов войны, против продуманного безумия.
Учитель: Ребята,
вы, надеюсь, понимаете, что самое ценное
достояние нашего народа - это мир и согласие людей, живущих на земле
Казахстана.
Чтец: Как
хорошо у нас в стране!
Она прекрасней всех на свете. Как ясно звёзды в вышине
Над Казахстаном нашим светят!
А в 1996 году А. Альпеисовым была напечатана повесть "Сурок - беглец", утверждающая идею ответственности человека в борьбе за свободу личности, народа, страны, ответственности перед историей и будущим человечества.
С верой в будущее.
Память легко уходит, как бы испаряясь в безмерном пространстве Времени. Но есть среди нас хранители памяти, которые помогают стирать белые пятна истории и воссоздают летопись своего независимого государства. Так из-под пера А. Альпеисова родилась новая книга «Сурок-беглец», в которой всё - правда истории. И нам не надо ничего забывать, потому что «забвенье прошлого — удел манкурта». Эта книга «окрыляет ум и сердце чувством любви к миру и человеку». В ней автор предаёт огласке, подтверждая рядом вопиющих фактов, правду о декабрьских событиях 1986 года, которую хотел бы похоронить тоталитаризм. Теперь всё это стало нашей историей, которую нельзя переписать. Благодаря суверенитету и демократизации народ получил настоящую свободу только теперь.
Вот что утверждает наша современница А.Мухамбетова: «По казахскому календарю - всё возвращается. Вернётся и в полном объёме народная память, вернётся и истинное знание, которое согласно эволюционной спирали придёт в неузнаваемо обновлённом виде и будет развиваться дальше - в бесконечном круговращении циклом мушеля».
В этом году народ Казахстана отметит 23 года независимости государства, 23 года воплощения мечты и идей наших предшественников, проливших за свободу реки крови. Значимость этого завоевания помогает осознать книга А.Альпеисова «Сурок-беглец», которая никого не оставляет равнодушным и побуждает задуматься о смысле жизни, поисках истины, о добрых началах в человеческих душах, которые в конечном итоге обязательно восторжествуют. Повесть своевременная и очень нужна подрастающему поколению, так как автор своей исповедью сердца буквально заражает читателей своей страстной верой в светлые зори над независимым Казахстаном, безграничной любовью к людям.
В рамках празднования Дня независимости РК мы решили провести читательскую конференцию по повести А.Альпеисова, которая несомненно содействует укреплению дальнейшей консолидации общества.
Рассматриваемая на уроках русской литературы философская поэма М. Горького "Человек" пронизана гуманистической гордостью за человека, защищает свободу гармонически развитой личности: "Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!"
Во 2-ом разделе «Послания Президента страны народу Казахстана» есть строки: "Ничто не дается сразу". И там же идет объяснение причины. Прочтите ее: "Успешному и стабильному развитию объективно присущи определенные этапы, которые нельзя перепрыгнуть одним махом".
И начинается раздел со слов: "Сегодня мы находимся на пороге больших возможностей". Предваряет же этот раздел эпиграф, заключающий в себе фразу Сенеки (прочтите ее): "Когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным". Куда плыть казахстанскому кораблю, ориентиром служит Программа Президента.
И если Горький завершает свою поэму словами: "Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелей тучей. А впереди - стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его...
Так шествуй мятежный Человек - вперед! и - выше! все - вперед! и -выше! "
Назарбаев Н.А. свой труд завершает казахской народной пословицей (найти и прочесть): "К быстро идущему пыль не пристает". При этом поясняет, что время всё рассудит.
Альпеисов же в своей книге по прошествии времени дает оценку декабрьским событиям 1986 года, ставшим частью истории нашей страны. Не так уж много и потребовалось времени, которое расставило все на свои места.
В повести Амиржана Каирбековича, как и в поэме Горького "Человек", выражено стремление писателя и его героев к идеалу, главная же проблема добра и зла красной нитью проходит сквозь труд Альпеисова, почему и эпиграфом к уроку взяты слова азербайджанского поэта и мыслителя Низами о добре и зле (зачитать их с пояснением).
Отзыв ученика о прочитанной книге.
Из отзыва о прочитанной повести ученика становится ясно, что на страницах этой книги для нее впервые раскрылись "белые пятна" истории Казахстана, о которых расскажет КолужонокТ.С.
1. Информация Колужонок Т.С. о "Программе - 2030", "Казахстан - 2050".
Работа с текстом Послания.
В 1997 году Президент РК Н.А. Назарбаев представил всему миру и прежде всего нам - казахстанцам, программу стратегического развития нашей страны, главной целью которой является мысль, высказанная автором в эпиграфе Послания - процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Зачем нам это нужно?
Каково главное условие нашего продвижения вперед?
Какие 8 преимуществ отмечает в активе нашего государства Президент?
В какой мере мы используем эти возможности?
В Стратегии Президента страны «Казахстан - 2030», принятой в 1997 году, отмечается, что приоритетом нашего государства является стремление к политическому и гражданскому единству, общности интересов и судеб лиц разных национальностей, которые и составляют основу этого государства и понятия - единый народ Казахстана. Не это ли высшая цель и проявление того высокого понятия, которое включает в себя слово Родина? И так как слишком велико стремление народа Казахстана к укреплению независимости, программу "Казахстан - 2030" выполнили досрочно, и по этой причине была сделана корректировка задач "Казахстан – 2050", в ней поднята планка – войти в 50-десятку развитых стран мира, которую страна успешно преодолевает.
Хочется прислушаться к мудрому совету Фирдоуси: "О том поразмысли, что ждет впереди. Цель выбрав благую, к ней прямо иди". А целью нашего пути является процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.
Чтобы подробно узнать всё о самих декабрьских событиях 1986 года в Алма-Ате, для этого мы решили провести конференцию, которая сможет помочь вам разобраться в происходящих событиях в нашей республике двадцативосьмилетней давности. В то время Казахстан в рамках ССР входил, как и другие 14 республик, в состав СССР - государства с жестким, глубоко централизованным авторитарным руководством единственной в то время в стране Коммунистической партии.
Именно КПСС руководила всеми сферами жизни и деятельности
граждан СССР. И хотя в 1985 году с апреля месяца в стране начинается перестройка - процесс предполагаемого обновления и демократизации советского общества, силовые механизмы и авторитарные кадровые решения продолжали свое существование.
Колужонок Т.С.: Декабрьские события и многие иные конфликты закономерно вырастают из игнорирования элементарных прав людей и целых народов. Принятая верхушкой власти "решённость национального вопроса" не позволяла ученым - обществоведам проводить серьезные расследования, прогнозировать возможные события, хотя многие зарубежные ученые предсказывали резкое обострение межнациональных отношений в СССР именно в середине 90-х годов в республиках Прибалтики, в Закавказье, Средней Азии и Казахстане.
Дальше рассказ о событиях в Алма-Ате 1986 года
Дубинская В.К. Ребята, вы услышали факты тех событий из произведения А. Альпеисова "Сурок-беглец". Его непосредственное участие в этих событиях заставило писателя занять твердую жизненную позицию и активно включиться в общественно-политическую деятельность.
Рассказ о писателе Амиржане Каиржановиче Альпеисове.
Колужонок Т.С.: Решением от 9 ноября 1999 года в соответствии со статьей 20 Закона "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" Альпеисов Амиржан Каиржанович - депутат от I округа, избран председателем комиссии по вопросам законности, правопорядка, депутатских полномочий и этики в Маслихате города Астаны.
Презентация книги "Сурок - беглец" Дубинской В.К.
В работе над повестью нам потребуется знание лексических значений следующих слов: коллаж и коллизия (отыскать их значение в "Толковом словаре" и зачитать).
Альпеисов тонок как писатель. Его произведение сразу, безоговорочно, покоряет сердце читателя. Автор свою повесть посвятил осмыслению последствий декабрьских событий 1986 года. Именно эту дату герой повести, Асет, считает переломной, определившей границу эпох, после которой мир треснул, раскололся надвое - до и после этих событий. Трещина, как говорится, прошла по сердцу писателя, и это отражено в структуре повести, которая построена как коллаж из размышлений героя, стихотворений и непритязательных сюжетных коллизий.
Герой повести Асет захвачен половодьем событий. Зачастую он их невольный участник. Трагический событийный ряд в повести - это ряд, за которым угадывается силуэт вздыбившейся эпохи.
Асет: Эпохой перемен окрестили время, в котором мы живем. Что в нем положительного и что отрицательного? Как переживает его каждый из нас?
Я занимался поисками ответов на эти вопросы.
Чтение фрагмента из произведения о событии 1986 года.
Что хотела бы пояснить художник Тамара Филатова?
Так как отправной точкой нравственного прозрения является гибель сурка, она решила изобразить его окровавленным на суперобложке и с вывороченным зрачком, изумленно глядящим на смутную круговерть жизни, представленную четкими штрихами; на форзаце эти штрихи менее четки, расплывчаты, но изучаемы человеческим глазом весьма пристально.
Передать слово Бахыту Каирбекову.
Он выполнил перевод книги и, думаю, что он получился прекрасным, потому что Каирбеков добавил к тексту массу своих стихов, против чего автор не возражал.
Но редактору это виднее.
Это произведение воспринимается свежо и современно. Здесь все очень гармонично, композиционно стройно, психологически выверено, художественно отработано.
Оригинальная форма диалога, дневниковые вкрапления, вещие сны, стихи - органично дополняя друг друга, максимально приближают повествование к ритму нашей жизни - стремительной и разнообразной.
Эта повесть - пример того, что новое время поставило художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. Произведение насыщено восточной мудростью, казахской, китайской; европейской философской мыслью, ссылкой на русскую классику. Действительно, поиск человеком своего места в жизни, покаяние - эти мотивы извечны в самой жизни. Нескончаемый вечный спор - как быть человеку Человеком? Об этом и последние стихи Бахыта Каирбекова, Органически продолжающие мысль автора:
Не страшно мне:
Есть прошлое во мне...
И я во чреве прошлого скрываюсь.
Но страх теснит меня -
И в каждодневной мгле
Я, кажется, из страха возрождаюсь...
а) Сначала Асет столкнулся со своей собственной Слепой Ненавистью: "С первого же замаха точно угодил бляхой по голове сурчонку и, не сдерживая внезапно нахлынувшей ярости, стал бить его тяжелой медяшкой с таким остервенением, словно хотел вбить в это хрупкое тельце все накопившиеся обиды на этот свет". В итоге "обмякший детеныш бескостно кувыркнулся раз-другой по сухой земле и замер кровавым куском мяса. Голова была размозжена, из разорванных ноздрей струилась кровь ".
б) Потом он увидел Слепую Ненависть общества — безжалостные черные силы, жаждущие крови, - церберов Государства: "В ход пошли дубинки, щиты, камни. Пронзительные вопли девушек, на чьи головы обрушились саперные лопатки. Выбитые глаза, вырванные волосы, раскроенные головы - кровь, щедро обагрившая снег... Опьяненные близостью смерти, безоружные джигиты продираются сквозь дубинки и щиты, цепляются за вороты солдат и ... падают, падают один за другим под ударами металла на синий лед".
Он уравнивает по своей нравственной сути два события - убийство сурка и декабрьские события.
в) Почему так больно внутри, как жить с этой болью? Может, отдаться соблазнам жизни? Деньги или должность, карьера?... "Всему есть своя цена", "всему - лишь совесть преградой".
Третье испытание случилось как-то утром после подъема и легкой разминки. Взвод привезли на "боевое" задание во двор тюрьмы. Всем раздали резиновые дубинки. Суть этого задания была в избиении зэков: "Зэки бьются всерьез: раз замахнулся - бей, все равно одна статья; и били - что под руку подвернулось, тем и приложил, а больше веря в свой кулак. Командиры за спинами солдат хладнокровно покрикивают, подзуживают самых робких громкой руганью".
Как ни старался Асет остаться сторонним наблюдателем и пассивным участником, "не бить никого стало просто невозможно: не ударишь - сам будешь бит". Так отрабатывались навыки подавления неорганизованной толпы.
(Чтение фрагмента из повести – стр. 15-20, можно прослушать стр. 17-19 на фоне музыки Ш.Калдаякова "Мой Казахстан".
Стр.119 стих. "Я призываю скорбеть")
г) "Душа - незримое богатство, деньги - сверкающий лед", - вспомнил Асет народную мудрость, когда встретил своего однокурсника, чей промысел явно смахивал на рэкет: "Кто сейчас не ворует. Быть может, банкиры, которые даже с родного отца слупят проценты, а может, бизнесмены, что наводнили наши базары сникерсами и распутинами - накупают её за бугром на валюту, чтоб нам эту дрянь втридорога продать? Нет сейчас чистеньких. Всё в дерьме".
Человеческая сущность Алпамыса была искажена смутным временем перестройки: "... кругом катаклизмы, бардак, всем все по фигу. Поэтому как говорят казахи: чихни от души, пока нос не оторвали. Есть деньги - копи, а там успел прыгнуть в последний вагон отъезжающего поезда в капитализм -твое счастье, не успел - бреди со всеми в толпе тех самых 90% босых и нищих".
Автор часто ссылается на мудрость китайцев: "Чтоб тебе жить в эпоху Перемен". Высокие, знакомые слова в практике жизни "нового казаха" превращаются в безнравственность, в безумие вседозволенности, в зло.
Если добро в повести воплощено в образе погибающего сурка, то зло как будто разливается рекой в декабрьских событиях, оно случилось с солдатами, которые только что были людьми, и в конкретном человеке Алпамысе. Откуда это зло? Как думает сам автор?
Ученица: Амиржан Альпеисов одной из таких причин зла называет Советскую власть, которая извратила природную сущность человека. Автор отмечал: "Западная цивилизация должна заплатить нам компенсацию за этот эксперимент, который был проведен по шестой части Земли. Они смотрели на нас со стороны и извлекали уроки".
Повесть "Сурок - беглец" - о трагедии личного и общественного
сознания. "Мы живем в очень интересное время, - сказал автор, - нам дан шанс доказать, достойным ли путем мы идем. И чтобы это понять, нам надо пройти через очищение".
Осмысление вопросов.
а) Чем закончился изнуряющий бег от сурка, от безумия и зла в людях и
обществе?
- Другим путем все к тому же сурку в ипостаси природы, единства, добра
и красоты. Труд души завершился обретением добра в отдельно взятой человеческой душе.
Трудной, мучительной ценой досталось духовное пробуждение Асета. Наверное, только это и есть искупление.
б) Ключом к повести
является застывший зрачок умирающего сурка.
Почему в самые ответственные моменты
жизни героя он постоянно
появляется?
- Этот беззащитный сурчонок становился и совестью, и испытанием, и предупреждением. (Зачитывается легенда о сурке, слышанная им когда-то от стариков – стр. 27.)
в) Почему именно в миг катастрофы,
прощания с жизнью, теряя
последнее, не желая цепляться за этот мир, Асет вдруг обретает свет,
обретает веру?
- Возрождение
начинается с чудесного ощущения того, что дух Саята
непостижимым образом жив, и веление жить властно идет из запредельности.
г) Выявить грубые нарушения законности со стороны партийных комитетов, Советской власти (стр.95).
д) Как идеологический тоталитаризм отразился на развитии духовного мира человека (стр.92)? Работа с учебником истории, стр.123 (документы).
IV. Подведение итогов конференции.
а) Хочется, чтобы эта книга А.Альпеисова заняла достойное место среди ваших любимых книг, а творчество писателя вас также заинтересовало, ведь автор вырвался из социальных низов и совершил восхождение к известности, признательности писательского труда. Завершая нашу встречу, хотим пожелать вам дружбы с духовным лидером своего времени, писателем, глубокого непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам, которым он поклонялся.
б) В преддверии 23-ой годовщины со дня трагедии 1986 года в Алма-Ате хочется отметить, что вслед за алма-атинскими событиями последовала серия демократических выступлений, и тоталитарная система рухнула. И в том, что Казахстан занял свое место в ряду независимых государств, есть неоценимая заслуга декабря 1986 года.
Большинство советских республик в октябре 1991 года объявили о своей независимости и суверенитете.
в) 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон Республики Казахстан о независимости. Сартаев (депутат) по этому поводу сказал: "Не погрешу против истины, если отмечу, что его приближали многие поколения нашего народа. Борьба за независимость шла буквально до последних дней". Сегодня Республика Казахстан является полномочным членом ООН.
С какого года Казахстан твердо заявил, что, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав и свобод человека, будет стремиться достойно войти в мировое сообщество?
- 3 марта 1992 года.
Обратимся к высказыванию О. Сулейменова:
"Знамя - это сочетание знания и веры. Если знамя не запятнано, то и ты знаменит. Если страна во славе, то и ты во славе. На древке знамени рука каждого из нас, и эта рука должна придерживать знамя, поднимать его, а не гнуть к земле".
С исследование текста выступит ученица …, отмечающая художественное богатство произведения: пословицы и фразеологизмы, встречающиеся в рассматриваемой книге.
Завершающим аккордом нашей конференции прозвучит стихотворение «Родина» В.К.Дубинской.
Чтец: Я землю люблю казахстанскую нежно
И в буйном цветенье, и зимушкой снежной. Здесь степи бескрайние, реки, озёра,
Лесные массивы, безбрежны просторы.
Легенды про горы ласкают нам уши,
Ты в них побывай и рассказы послушай
Про гордых людей, что с душою красивой,
Мечта о свободе в степях их носила.
Сарбазов дружины на битву вели,
На холмах могильных шумят ковыли.
А в годы лихие гражданской войны
Народа степного и души вольны.
В пожар мировой — в сердце гнев и отвага,
Из рук казахстанца полотнище стяга
Взвилось, разрезая небес синеву,
В рейхстаге повержен фашизм наяву. Желанная воля народом любима
И в душах потомков надёжно хранима, Свидетельство - беркут на флаге страны,
Народы где вольные братством сильны.
Пусть льётся в просторах степных звонко песня,
Что нам в Казахстане и жить интересно:
Учись и работай, дерзай и твори,
С державами мира на «ты» говори.
Дубинская В.К.: Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился. И она у человека одна. И если ей будет угрожать опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если потребуется, насмерть. Патриотизм - святое дело, великая сила содружества всех братских народов нашей Родины.
Колужонок Т.С. Мы благодарим всех участников конференции, желаем всем мира, добра и согласия, а также успехов в духовном становлении личности.
Заключительное слово.
Подводя итоги нашей конференции, хочется сказать, что, прикоснувшись к бессмертным строкам произведения "Сурок-беглец", мы увидели многие аспекты современных проблем. Ребята в своих выступлениях сумели раскрыть содержание книги с точки зрения культурного и воспитательного значения для нынешнего поколения. Надеемся, что каждый ещё не раз обратится: к этой книге Альпеисова, стремясь к самосовершенствованию и сохранению духовного наследия, так как этот писатель всегда созвучен времени.
Эта конференция, несомненно, украсила сегодняшний школьный день, за что мы бесконечно благодарны всем участникам конференции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.