«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
18.10.2019
Задачи:
Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа.
отцы и дети.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Открытый урок
на тему:
«Конфликт поколений» ( по роману И.С.
Тургенева «Отцы и дети»)
10 класс
Урок подготовила: учитель русского языка и литературы Сайпуллаева
З.И.
Махачкала Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт
поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать
собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту
между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить
из конфликтной ситуации.
Задачи:
Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения
,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича;
закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою
точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической
обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи,
пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки
выразительного чтения
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим
людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого
поколения; способствовать формированию нравственных качеств
(искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать
интерес учащихся к чтению романа.
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
Ф.И. Тютчев
Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя,
элементы анализа текста романа, словарная работа.
Оборудование:
- текст романа
- тетради по литературе
- мультимедийная презентация к уроку
- компьютер, мультимедийный проектор, экран Ход урока.
Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех
странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в
своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и
«темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя,
богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.
Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический
отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия
накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс
всегда непростой
Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не
воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с
собой.
Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции
современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к
роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить
литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести
«Довольно».
«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью
он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев)
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать
Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже,
люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»
Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и
«Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому
роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы
«обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный,
честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Д. Д. Минаев – писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или
дети? Параллель» (1862 г.)
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну;
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети».
Разят друг друга те и эти,
Как прежде, в старину.
Мы проводили, как умели,
Двух поколений параллели
Сквозь мглу и сквозь туман. Но разлетелся пар тумана:
Лишь от Тургенева Ивана
Дождались нового романа –
Наш спор решил роман.
И мы воскликнули в задоре:
«Кто устоит в неравном споре?»
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил:
Базаров ли, Кирсанов Павел,
Ласкающий наш слух?
* * *
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам –
Несите ж им венцы!
И мы, решая все на свете,
Вопросы разрешили эти…
Кто нам милей – отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
-Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино».
Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее
поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто
нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!
Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре
отцов и детей?
Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы
и дети»;
выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить
сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной
ситуации.
На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа
И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно
разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с
другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.
- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал
военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В
философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила
Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей
женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие
– смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования
в хозяйстве.
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди
той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к
княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./
Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная
биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это
хранители старых традиций, привычных устоев жизни.
В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной
семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили
образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И
каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров,
друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.
- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?
/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и
медициной./
- Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего
облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]
УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА
Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим
внешним видом.
- А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы
дадите ему? /высказывания учащихся/
- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
- А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед
взрослыми? /высказывания учащихся/
- Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя.
Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям,
человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к
жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий
охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену . [2]
РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА
- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата
растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как
отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и
ничего не признает на веру/
- Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/. - А как об этом говорит Тургенев? - /Павел Петрович поднял на воздух нож с
маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить
значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений
Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не
стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом
Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего
поколения свои воззрения.
-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой
возненавидел Базарова/
- А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но
охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
-А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову?
Зачитайте текст. [3]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его
песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу
посерьезней, например, «Материя и сила»/
- Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна.
Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания
интересов другого человека./
- Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку
Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам
присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель.
Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от
сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся
теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался
назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
- Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что
является причиной конфликта.
- А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно
направленных целей, интересов, мнений или взглядов.
- Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды
на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в
спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает
на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме
есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем.
Прочитаем эту сцену. [5]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно!
Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича
задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/ - Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине.
Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров
полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую
общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова.
Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как
святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному
вопросу, разные жизненные позиции/.
- В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой.
Прочитаем этот эпизод [7]
РАБОТА С ТЕКСТОМ
-Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович
объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным
поколениям».
Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению
мнений, что является причиной конфликта.
-А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/
- Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не
конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта,
а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что
конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается
настроение, ухудшаются межличностные отношения.
- А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение
учащихся./
- Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой
истине идет речь? /мнение учащихся/.
- Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений
проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу
сложившейся ситуации. Разве это плохо?
-Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей,
родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с
родителями /мнение учащихся/.
-Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.
-Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между
родителями и детьми? /мнение учащихся/ -Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание,
неуважение, обиды/.
Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И,
несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда
складываются просто, социологические опросы показывают, что для
большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень
большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе
И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство.
Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом,
над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те
ласковые, добрые и неутомимые руки».
Подведение итогов урока.
- Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или
просто выясняли отношения?
- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно
трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в
известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это
предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются
правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не
можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его
материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе
придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)
- Как вы считаете, на чьей стороне автор?
- Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов».
Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и
отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их
стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность
и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность
поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев
пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и
настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность
принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить
жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные
стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь
накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону
жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении
некого компромисса
Действительно, смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети»
принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не
должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление
их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам
предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым
поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и
неизбежна.
«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется
извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель « Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда,
когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм
Швебель
«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/
Выставление и комментирование оценок.
Задание на дом:
Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»
Список литературы:
1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир:
повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская
классич. Литература), глава 2, стр.136.
2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До
слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров».
3. Глава10, с.166
4. Глава 10, с.168
5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов
«…я уважаю в себе человека»
6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические
рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, - Санкт-
Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46
7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.