Конфликтные ситуации и пути выхода из них
Оценка 4.7

Конфликтные ситуации и пути выхода из них

Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
психологическая работа +1
6 кл—11 кл
26.02.2018
Конфликтные ситуации и пути выхода из них
Публикация является частью публикации:
сценарий.docx

Познавательно-профилактическое занятие с воспитанницами на тему: «Конфликтные ситуации и пути выхода из них»

 

 Цель:

·         рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;

·         формировать у воспитанниц уважительное отношение к окружающим людям;

·         научить участников конфликта успешно решать его;

·         способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

Задачи:

Образовательные:

1.      Дать характеристику понятия «конфликт». Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны. Познакомиться с методами выхода из конфликта. Дать определение  понятия  «компромисс».

2.      Учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;

3.      Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие:

1.      воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

2.      формировать социально одобряемые формы поведения;

3.      рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

 

I.                   Организационный  этап:

 

Упражнение  СОЛНЫШКО

На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца. Каждому из детей розданы изображения тучи, солнечных лучей, листья дерева.

Психолог:

Отношения сложная вещь. И неважно где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло наших отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Его лучи согревают наши души, дарят нам понимание, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, возникают ситуации непонимания и недоверия. И сейчас те девочки, которые считают, что в их группах возникают такие ситуации, выйдут к нашему солнышку и прикрепят к нему тучку. Что мы видим? Мы видим, что тучи заслонили солнце. Что делает нашу жизнь более мрачной, решает нас уверенности и мешает нам достигать своих целей.

 В чем проблема?  

II. Работа с понятиями

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии?

Помогите мне сформулировать цели нашего занятия.  Чему сегодня мы будем учиться?

Для чего нам этого нужно?

Эта тема актуальна для нашего училища? Почему?

Психолог: Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

Слайд №1

Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов.  Конфликты существовали  всегда, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

Психолог: Как возникают конфликты? Для этого я прошу вас прочитать и обсудить в группах древнюю индийскую сказку и ответить на предложенные задания. У вас 5-7 минут.

Слайд №2.

«Мудрецы и слон».  
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка? На чем возник конфликт? 

- Можно ли его было избежать? Каким образом? (у них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии).
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Психолог: Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Попробуйте придумать свой конец сказки. Каким он может быть?

Слайд №3

Психолог: Что такое конфликт? Попробуйте дать определение. В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в группах. Вы сформулируете определения предложенных понятий и запишите его.

 

Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?

Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.

Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.

Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”.

(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в группах.)

Затем сравниваем свои предположения с понятиями, находим точки соприкосновения и различия в понимании этих терминов. (смотрим определения на экране)

Слайд №4

Слайд №5.

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

Психолог: Давайте при помощи экспресс диагностики попробуем  определить,  насколько мы конфликтны?

2.Выполнение диагностики

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

 Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл

1.Угрожаю или дерусь.

2.Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3.Ищу компромиссы.

4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5.Избегаю противника.

6.Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.

8.Иду на компромисс.

9.Сдаюсь.

10.Меняю тему.

11.Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

12.Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам и другую строну.

14.Предлагаю мир.

15.Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста: Если у вас максимальное колличество баллов стоит за

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

 

Слайд №6 Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Психолог: итак, теперь мы выяснили, какой стиль поведения характерен для каждой из вас.

У вас есть конверт.

Вы в него вложите квадратик, соответствующий вашей степени конфликтности.

(А-красный; Б-голубой; В-зеленый; Г-желтый; Д-белый)

Психолог: Посмотрите какие результаты у нас получились. (проводим анализ). Мы видим, что у каждого свой результат, но в целом картинка пестрая, но живем мы в одном коллективе. К чему это может привести?

 

Психолог: Конфликты возни­кают по самым разным поводам, но не всегда причина их на поверхности. Иногда они так глубоко спрятаны, что сам человек не догадывается о их существовании. Но причины у всех схожие: несов­падение целей, желаний, оценок, неуважение к другим. Различают несколько типов конфликтов.

Слайд №7.

-внутриличностный (между долгом и совестью);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).

Психолог:  Какие конфликты чаще происходят в ваших группах?. Всегда легко выйти из конфликтной ситуации? Как это можно сделать? Проведем для этого ток шоу, помним, главный принцип таких передач рассмотреть несколько точек зрения, но выбрать одну правильную. И сейчас вам в группах нужно найти золотую середину.

Слайд №8

Ток шоу «Точка зрения».  
 Работа в группах.

- Для того,  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

1 Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

2 На одной из перемен к тебе подошла одноклассница, попросила прочитать твое сочинение. Потом ты заметила, что она его переписывает. Из-за этого произошел конфликт.

3 Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

4 Во время организационного момента в столовой тебя СЛУЧАЙНО толкнули, не расслышав извинений, ты начинаешь возмущаться. Возникает конфликт.

 Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

Слайд №9

Психолог: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Классный руководитель. Конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, помимо компромисса есть еще 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики показаны на слайде. Слайд №10

а) соперничество, наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда обе стороны  хотят добиться своего в ущерб другому; Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего.

б) приспособление, означающее принесение в жертву собствен­ных интересов ради интересов другого;  Эта стратегия  , когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.

в) компромисс(сотруднечество) как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание (уклонение); Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Психолог: Вам предложена таблица, где описаны основные стратегии выхода из конфликта. Мне кажется, что там есть ошибки. Восстановите  логическую цепочку: «Угадай стратегию».

Слайд №11

Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”  

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

 

 

 

 

 

Психолог: А сейчас мы все вместе попробуем сформулировать правила успешного общения друг с другом. Слайд №12

Слайды №№13-25

 

Рефлексия.

  Психолог: Всем известно, что каждый че­ловек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не толь­ко внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов общества могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым людям избегать ссор? (выслушиваем предполагаемые ответы). Слайд №26

Психолог: А теперь, давайте вернемся к нашему солнышку, ведь оно по-прежнему закрыто тучами. Чтобы разогнать эти тучи, я предлагаю всем желающим написать на луче доброе пожелание и прикрепить его вместо тучки к солнышку.

Психолог: Прежде чем мы перейдем к завершению нашего занятия, мне хотелось бы прочитать вам строки Е.Евтушенко.

                                   Людей неинтересных в мире нет.

                                   Их судьбы – как истории планет.

                                   У каждой все особое, свое,

                                   И нет планет, похожих на нее…

Психолог: Хочется отметить, что если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами. Итогом нашего сегодняшнего занятия послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Возможно, кому-то она пригодится в дальнейшей жизни.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


 

Познавательно-профилактическое занятие с воспитанницами на тему: «Конфликтные ситуации и пути выхода из них»

Познавательно-профилактическое занятие с воспитанницами на тему: «Конфликтные ситуации и пути выхода из них»

Мудрецы и слон». Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов

Мудрецы и слон». Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов

Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно

Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно

Слайд №8 Ток шоу «Точка зрения»

Слайд №8 Ток шоу «Точка зрения»

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Поиск решения, устраивающего обе стороны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018