Познавательно-профилактическое занятие с воспитанницами на тему: «Конфликтные ситуации и пути выхода из них»
Цель:
· рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющие взаимоотношения между людьми;
· формировать у воспитанниц уважительное отношение к окружающим людям;
· научить участников конфликта успешно решать его;
· способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать характеристику понятия «конфликт». Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны. Познакомиться с методами выхода из конфликта. Дать определение понятия «компромисс».
2. Учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт;
3. Формировать представления о различных вариантах человеческого общения;
Развивающие:
1. воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
2. формировать социально одобряемые формы поведения;
3. рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
I. Организационный этап:
Упражнение СОЛНЫШКО
На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца. Каждому из детей розданы изображения тучи, солнечных лучей, листья дерева.
Психолог:
Отношения сложная вещь. И неважно где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло наших отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Его лучи согревают наши души, дарят нам понимание, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, возникают ситуации непонимания и недоверия. И сейчас те девочки, которые считают, что в их группах возникают такие ситуации, выйдут к нашему солнышку и прикрепят к нему тучку. Что мы видим? Мы видим, что тучи заслонили солнце. Что делает нашу жизнь более мрачной, решает нас уверенности и мешает нам достигать своих целей.
В чем проблема?
II. Работа с понятиями
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на занятии?
Помогите мне сформулировать цели нашего занятия. Чему сегодня мы будем учиться?
Для чего нам этого нужно?
Эта тема актуальна для нашего училища? Почему?
Психолог: Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.
Слайд №1
Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…
Психолог: Как возникают конфликты? Для этого я прошу вас прочитать и обсудить в группах древнюю индийскую сказку и ответить на предложенные задания. У вас 5-7 минут.
Слайд №2.
«Мудрецы
и слон».
Давным-давно
в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели
слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, —
мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать,
какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое
плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» —
закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на
дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на
веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», —
воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!»
Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы
все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!»
– «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга
целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка? На чем возник конфликт?
-
Можно ли его было избежать? Каким образом? (у них возник конфликт, основанный
на различиях в восприятии).
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Психолог: Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то,
что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину
и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Попробуйте придумать свой конец сказки. Каким он может быть?
Слайд №3
Психолог: Что такое конфликт? Попробуйте дать определение. В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в группах. Вы сформулируете определения предложенных понятий и запишите его.
Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?
Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.
Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.
Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”.
(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в группах.)
Затем сравниваем свои предположения с понятиями, находим точки соприкосновения и различия в понимании этих терминов. (смотрим определения на экране)
Слайд №4
Слайд №5.
КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.
Психолог: Давайте при помощи экспресс диагностики попробуем определить, насколько мы конфликтны?
2.Выполнение диагностики
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
3.Ищу компромиссы.
4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5.Избегаю противника.
6.Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
8.Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10.Меняю тему.
11.Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
12.Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13.Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам и другую строну.
14.Предлагаю мир.
15.Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста: Если у вас максимальное колличество баллов стоит за
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Слайд №6 Интерпретация:
«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
Психолог: итак, теперь мы выяснили, какой стиль поведения характерен для каждой из вас.
У вас есть конверт.
Вы в него вложите квадратик, соответствующий вашей степени конфликтности.
(А-красный; Б-голубой; В-зеленый; Г-желтый; Д-белый)
Психолог: Посмотрите какие результаты у нас получились. (проводим анализ). Мы видим, что у каждого свой результат, но в целом картинка пестрая, но живем мы в одном коллективе. К чему это может привести?
Психолог: Конфликты возникают по самым разным поводам, но не всегда причина их на поверхности. Иногда они так глубоко спрятаны, что сам человек не догадывается о их существовании. Но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим. Различают несколько типов конфликтов.
Слайд №7.
-внутриличностный (между долгом и совестью);
-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);
-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);
-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).
Психолог: Какие конфликты чаще происходят в ваших группах?. Всегда легко выйти из конфликтной ситуации? Как это можно сделать? Проведем для этого ток шоу, помним, главный принцип таких передач рассмотреть несколько точек зрения, но выбрать одну правильную. И сейчас вам в группах нужно найти золотую середину.
Слайд №8
Ток
шоу «Точка зрения».
Работа
в группах.
- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
1 Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
2 На одной из перемен к тебе подошла одноклассница, попросила прочитать твое сочинение. Потом ты заметила, что она его переписывает. Из-за этого произошел конфликт.
3 Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
4 Во время организационного момента в столовой тебя СЛУЧАЙНО толкнули, не расслышав извинений, ты начинаешь возмущаться. Возникает конфликт.
Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.
Слайд №9
Психолог: Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Классный руководитель. Конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, помимо компромисса есть еще 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики показаны на слайде. Слайд №10
а) соперничество, наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда обе стороны хотят добиться своего в ущерб другому; Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего.
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого; Эта стратегия , когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично.
в) компромисс(сотруднечество) как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание (уклонение); Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен.
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
Психолог: Вам предложена таблица, где описаны основные стратегии выхода из конфликта. Мне кажется, что там есть ошибки. Восстановите логическую цепочку: «Угадай стратегию».
Слайд №11
Восстановление логических цепочек. “Угадай стратегию!”
Приспособление |
Избегание |
Соперничество |
Сотрудничество |
Поиск решения, устраивающего обе стороны |
Стремление добиться своего за счет другого |
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого |
Уклонение от принятия решений |
Люди, неуверенные в себе |
Сильные, зрелые, уверенные в себе люди |
Мирные, уступчивые люди |
Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные |
|
|
|
|
Психолог: А сейчас мы все вместе попробуем сформулировать правила успешного общения друг с другом. Слайд №12
Слайды №№13-25
Рефлексия.
Психолог: Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов общества могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым людям избегать ссор? (выслушиваем предполагаемые ответы). Слайд №26
Психолог: А теперь, давайте вернемся к нашему солнышку, ведь оно по-прежнему закрыто тучами. Чтобы разогнать эти тучи, я предлагаю всем желающим написать на луче доброе пожелание и прикрепить его вместо тучки к солнышку.
Психолог: Прежде чем мы перейдем к завершению нашего занятия, мне хотелось бы прочитать вам строки Е.Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
Психолог: Хочется отметить, что если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами. Итогом нашего сегодняшнего занятия послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Возможно, кому-то она пригодится в дальнейшей жизни.
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.