Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16
муниципального образования Усть-Лабинский район
Конфликты в педагогической практике.
Способы регулирования конфликтов.
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ № 16
Зарафутдинова Вера Николаевна
Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. Конфликт — столкновение разно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.
Что же может повлечь за собой конфликт?..
n Негативные последствия: ухудшение состояния здоровья, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.
§ Позитивные функции: разрядка напряженности, получение новой информации, стимул для саморазвития и позитивных изменений, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает «хроническую болезнь», помогает прояснить отношения и др.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях не эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому всегда необходимо соблюдать кодекс общения.
n 1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении
n 2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
n 3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
n 4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
n 5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
n 6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
Так почему же возникают конфликты? Давайте разберем.
Существует несколько причин:
Объективные причины:
n Недобросовестное отношение одной из сторон
n Низкая квалификация воспитателя
n Низкий социальный уровень
n Низкая культура поведения
Субъективные причины:
n Неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ
n Воспитатель становится для родителя символом власти, контролером, который оценивает ребенка, а значит и состоятельность его самого, как родителя
n Страх родителей(мам) потерять контроль над своим ребенком. Просыпается ревность по поводу того, что ребенок теперь полностью им не принадлежит.
n Особенности самого ребенка – он не вписывается в режим д/с и коллектив детей.
n Излишняя озабоченность родителей по поводу «царапин» и «ушибов»
n Обучение наших детей
Так что же может повлиять на взаимоотношения между родителем и педагогом.
- Неумение воспитателей правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме.
Начинаем
с положительного отзыва и только потом формулируем проблему. Занимаем позицию
сотрудничества, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
«Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас
замечательный мальчик, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы
своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом
плане…Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете с чем это может быть
связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…»
- «SORRI, конфликта не будет»
n «В любом конфликте виноват тот, кто умнее»
Мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении.
Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли.
Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен.
Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.
А теперь перейдем к тому, что рассмотрим способы регулирования конфликтов.
n Конкуренция (соревнование) – сосредоточение внимания только на своих интересах, стремление добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: испорченные отношения
n Уклонение(избегание) - уход от ответственности за решения.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.
Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок. Недостатки: получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены.
n Приспособление – сглаживание разногласий за счет собственных интересов.
Недостатки: Вы уступили – решение откладывается.
n Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Недостатки: временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха.
Так в чем же залог успеха и хорошего отношения между педагогом и родителем.
n Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем – это хорошая работа воспитателя.
n Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое.
n У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.