Рабочая программа курса "Семьеведение"
Оценка 4.9

Рабочая программа курса "Семьеведение"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл
28.01.2020
Рабочая программа курса "Семьеведение"
Рабочая программа по курсу "Семьеведение" 1 класс с календарно -тематическим планированием
семьеведение 1кл (восстановлен).docx

Рабочая образовательная программа курса «Семьеведение»

начального общего образования

1 класс

 

Структура документа

Примерная рабочая образовательная программа содержит

- пояснительную записку

- основное содержание

- требования к уровню подготовки обучающихся

Пояснительная записка

В рамках ныне существующих образовательных программ подготовка детей и подростков к жизни в семье ведется разрозненно и фрагментарно.  Программа «Семьеведение» призвана объединить и направить усилия педагогов по работе с младшими школьниками,  связанной с различными формами их подготовки к семейной жизни.

Программа составлена  с учетом базовых составляющих возрастного психического развития младших школьников.

Младший школьный возраст  -  период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Это последний период детства. Учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей и развитие мышления, развитие мотивации и самосознания ребенка.

Семья  –  это  первая  инстанция  на  пути  ребёнка  в  жизнь.  Семья - воспринимает  и  передает  своим  воспитанникам  культурные  и  моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Родители являются образцами, на которые ребѐнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Семейное  воспитание  и  семейные  ценности  призваны  выступать  базовым компонентом  в  процессе  развития  младшего  школьника.  Главными  приоритетами семьи определены ценности, связанные с осознанностью сопричастности к семье и роду;  почтительным  отношением  к  предкам,  родителям  и  семейным  реликвиям; самоутверждением  личности  в  кругу  ближайшего  окружения;  удовлетворением потребностей к продолжению рода; любовью и толерантным отношением к ближнему, поддержкой и защищенностью в семье; возможностью самоактуализации  личности в семье. 

Цель:

 дифференцировать опыт семейных отношений и исполнения семейных ролей. Сформировать опыт заботы о семье и её членах.

Задачи программы:

- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи;

- оказание помощи семьям школьников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;

- оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник

Основное содержание

Курс «Семьеведение» в начальной школе – важнейшее звено в воспитании ценностного отношения к семье у школьников. Актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление ее потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

На данном этапе изучается коллектив  семьи, который  имеет  закрепленную  обычаями,  традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и  дедушек объединяет целая система отношений: между  старшими  и  младшими  детьми,  между  детьми  и  родителями.  Эти отношения  и  определяют психологический  климат  семьи.  В  этом климате и формируется у  ребенка  восприятие  мира,  людей  и  самого  себя.  Серьезное внимание уделяется вопросам совместного ведения  хозяйства, проведение досуга, различным увлечениям семьи. При этом  младший школьник  приобретает знания,  умения  и  навыки  в  различных  областях,  и  прежде  всего  в  области общения,  человеческих  отношений, ребенок  получает  опыт совместной жизни. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он получает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге.  Постепенно  ребенок  осознает свое  положение  в системе  семейных  отношений.

Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети. Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка. Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье. Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюрдные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные и т.д.) Как жить, не ссорясь.

Освоение семейных ролей и отношений. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работах на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных празднествах. Забота о малышах. Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи. Участие в семейных советах. Самообслуживание. Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье.

Формы организации образовательного процесса

Определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся; предусмотрена проектная деятельность; личностно-деятельностный подход; использование игровых и здоровьесберегающих технологогий.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

- что такое семья и для чего она создается;

- историю своей семьи;

- традиции и обычаи своей семьи;

- как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;

- роль каждого члена семьи в ее жизни;

- проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

- состояние здоровья членов моей семьи;

- где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

- важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

- семейный этикет;

- свои права и свои семейные обязанности;

- как и чем я могу помочь своим близким.

Уметь:

- любить свою семью и всех своих родных и близких;

- быть благодарным;

- радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; понять и прощать, сочувствовать и помогать;

- уважать мнение других членов семьи;

- в согласии делать общие дела;

- осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

- составить родословную моей семьи;

- хранить семейные реликвии;

- донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;

- разумно пользоваться своими правами в семье;

- добросовестно выполнять свои обязанности;

- заботиться о старших и младших членах семьи;

- ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

- строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

- вести здоровый образ жизни;

- организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

-делать приятное своим родным и близким.

 

Учебно-тематический план

1.   Какая у меня семья!          5ч

2.   Самая, самая лучшая мама.    5ч

3.   Самый, самый лучший папа.  5ч

4.   Мои братья и сёстры.        6ч

5.   Мои бабушка и дедушка.  6ч

6.   Рядом или вместе?         6ч

                           Всего: 33ч

 

Методические пособия и литература:

 

1.Семьеведение. Программа курса для уч-ся 1-11кл. общеобразовательных учреждений. Москва,Пенза, 2012г.

2.Ковалёв В.Г. Психология семьи.-М.,1990.

3.Кэмпбелл. Р. Как на самом деле любить детей.-М.,1992

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование по семьеведению

 

 

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Дата проведения

примечание

1.

«Семья — чудесное место для жизни!»

Повести учеников к понятию семья

 

 

2.

Мои родители

Обогащать представления детей о своих родителях

 

 

3.

Какая у меня семья

 

 

 

4.

Наши имена

 

 

 

5.

Родовое дерево

 

 

 

6.

Мама милая моя

формировать у воспитанников бережное отношение к близким людям (родителям), умение ценить их, расширить представление о семье, родном и близком человеке  — матери.

 

 

7.

Хочу быть такой как мама

 

 

 

8.

Учусь у мамы

 

 

 

9.

Самый, самый лучший папа

 

 

 

10

«Отец и его роль в воспитании детей»

воспитание любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью. Развивать у воспитанников стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения. Формировать наследственные качества личности, ответственность и порядочность.

 

 

11

Свободное время и семья

 

 

 

12

Физическая культура в семье

 

 

 

13

Семья и здоровье

 

 

 

14

Мои бабушки и дедушки

Обогащать представление о старшем поколении семьи, о бабушке и дедушке

 

 

15

Я учусь у бабушки

 

 

 

16

Я учусь у дедушки

 

 

 

17

«Искусство любить детей»

формировать у воспитанников культуру взаимоотношений (родитель- ребёнок).

 

 

18

Братья и сёстры

 

 

 

19

Семейный досуг

 

 

 

20

Ежедневные добрые дела «Улыбка в доме»

формировать положительные, нравственные ориентации. Способствовать воспитанию эстетической культуры детей. Познакомить с новой для них знаменательной датой — Днём семьи. Познакомить с традициями нравственного воспитания на Руси.

 

 

 

21

«Семейные традиции, праздники».

систематизировать и обобщить знания детей по теме «Семья, семейные ценности

 

 

22

«Моё место в моей будущей семье»).

развитие потенциальных творческих способностей, воспитание нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей. Способствовать сплочению детей через совместную творческую деятельность.

 

 

23

Семейный досуг

 

 

 

24

Наш дом

 

 

 

25

Вместе или рядом

 

 

 

26

Дела семейные

 

 

 

27

Дом и уют.

 

 

 

28

 

 

 

 

29

Семейный бюджет

 

 

 

30

Независимость семьи для человека

 

 

 

31

Содержание семейного общения

 

 

 

32

Современная семья глазами ребёнка

 

 

 

33

Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса «Семьеведение» в 4 классе

Планирование разработано на основе  учебной программы курса «Семьеведение» (Е.Ф. Купецкова, Г. П. Редя, И.Ф.Смирнова) утверждённой Министерством образования и науки Пензенской области в 2008 г.

Программа модифицирована.

Всего: 25 ч.

Проводится в 1-3 четвертях по 1 ч. в неделю.

 

№ п/п

Тема занятия

Коли

чество часов

Дата

1

Моя семья. Мои родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки.

1

 

2

Наши имена

1

 

3

Семейные традиции

1

 

4

Семейный бюджет

1

 

5

Наш дом. Ведение домашнего хозяйства

1

 

6

Семья крепка ладом

1

 

7

Отдыхаем вместе. Семейный досуг.

1

 

8

Семья и здоровье

1

 

9

Семья вместе – и душа на месте

1

 

10

Родственное пространство семьи: кто кому кто

1

 

11

Свободное время и семья

1

 

12

Физическая культура в семье

1

 

13

Дом и уют.

1

 

14

Семейный бюджет

1

 

15

Семейные праздники

1

 

16

Семейные будни

1

 

17

Семейная память

1

 

18

Семейная родословная.

1

 

19

Семья и здоровый образ жизни.

1

 

20

Особенности уклада, строя жизни семьи

1

 

21

Независимость семьи для человека

1

 

22

Преемственность поколений

1

 

23

Содержание семейного общения

1

 

24

Дела семейные

1

 

25

Современная семья глазами ребёнка

1

 

                                                                                                        Итого:    25 ч.

                                                                                         Учитель: Баландина Т.В.


 

Рабочая образовательная программа курса «Семьеведение» начального общего образования 1 класс

Рабочая образовательная программа курса «Семьеведение» начального общего образования 1 класс

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь

Школа - семья»; - оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат…

Школа - семья»; - оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат…

Постепенно ребенок осознает свое положение в системе семейных отношений

Постепенно ребенок осознает свое положение в системе семейных отношений

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

- быть благодарным; - радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; понять и прощать, сочувствовать и помогать; - уважать мнение других…

- быть благодарным; - радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; понять и прощать, сочувствовать и помогать; - уважать мнение других…

Учебно-тематический план 1.

Учебно-тематический план 1.

Календарно- тематическое планирование по семьеведению № п/п

Календарно- тематическое планирование по семьеведению № п/п

Формировать наследственные качества личности, ответственность и порядочность

Формировать наследственные качества личности, ответственность и порядочность

Познакомить с новой для них знаменательной датой —

Познакомить с новой для них знаменательной датой —

Независимость семьи для человека 31

Независимость семьи для человека 31

Тематическое планирование курса «Семьеведение» в 4 классе

Тематическое планирование курса «Семьеведение» в 4 классе

Особенности уклада, строя жизни семьи 1 21

Особенности уклада, строя жизни семьи 1 21
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020