Рабочая образовательная программа курса «Семьеведение»
начального общего образования
1 класс
Структура документа
Примерная рабочая образовательная программа содержит
- пояснительную записку
- основное содержание
- требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка
В рамках ныне существующих образовательных программ подготовка детей и подростков к жизни в семье ведется разрозненно и фрагментарно. Программа «Семьеведение» призвана объединить и направить усилия педагогов по работе с младшими школьниками, связанной с различными формами их подготовки к семейной жизни.
Программа составлена с учетом базовых составляющих возрастного психического развития младших школьников.
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Это последний период детства. Учебная деятельность становится в этот период ведущей деятельностью, определяющей и развитие мышления, развитие мотивации и самосознания ребенка.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья - воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Родители являются образцами, на которые ребѐнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Семейное воспитание и семейные ценности призваны выступать базовым компонентом в процессе развития младшего школьника. Главными приоритетами семьи определены ценности, связанные с осознанностью сопричастности к семье и роду; почтительным отношением к предкам, родителям и семейным реликвиям; самоутверждением личности в кругу ближайшего окружения; удовлетворением потребностей к продолжению рода; любовью и толерантным отношением к ближнему, поддержкой и защищенностью в семье; возможностью самоактуализации личности в семье.
Цель:
дифференцировать опыт семейных отношений и исполнения семейных ролей. Сформировать опыт заботы о семье и её членах.
Задачи программы:
- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
- формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи;
- оказание помощи семьям школьников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;
- оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник
Основное содержание
Курс «Семьеведение» в начальной школе – важнейшее звено в воспитании ценностного отношения к семье у школьников. Актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление ее потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.
На данном этапе изучается коллектив семьи, который имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Серьезное внимание уделяется вопросам совместного ведения хозяйства, проведение досуга, различным увлечениям семьи. При этом младший школьник приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих отношений, ребенок получает опыт совместной жизни. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он получает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге. Постепенно ребенок осознает свое положение в системе семейных отношений.
Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети. Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка. Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье. Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюрдные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные и т.д.) Как жить, не ссорясь.
Освоение семейных ролей и отношений. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работах на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных празднествах. Забота о малышах. Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи. Участие в семейных советах. Самообслуживание. Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье.
Формы организации образовательного процесса
Определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся; предусмотрена проектная деятельность; личностно-деятельностный подход; использование игровых и здоровьесберегающих технологогий.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- что такое семья и для чего она создается;
- историю своей семьи;
- традиции и обычаи своей семьи;
- как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
- роль каждого члена семьи в ее жизни;
- проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
- состояние здоровья членов моей семьи;
- где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
- важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
- семейный этикет;
- свои права и свои семейные обязанности;
- как и чем я могу помочь своим близким.
Уметь:
- любить свою семью и всех своих родных и близких;
- быть благодарным;
- радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; понять и прощать, сочувствовать и помогать;
- уважать мнение других членов семьи;
- в согласии делать общие дела;
- осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
- составить родословную моей семьи;
- хранить семейные реликвии;
- донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;
- разумно пользоваться своими правами в семье;
- добросовестно выполнять свои обязанности;
- заботиться о старших и младших членах семьи;
- ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
- строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
- вести здоровый образ жизни;
- организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-делать приятное своим родным и близким.
Учебно-тематический план
1. Какая у меня семья! 5ч
2. Самая, самая лучшая мама. 5ч
3. Самый, самый лучший папа. 5ч
4. Мои братья и сёстры. 6ч
5. Мои бабушка и дедушка. 6ч
6. Рядом или вместе? 6ч
Всего: 33ч
Методические пособия и литература:
1.Семьеведение. Программа курса для уч-ся 1-11кл. общеобразовательных учреждений. Москва,Пенза, 2012г.
2.Ковалёв В.Г. Психология семьи.-М.,1990.
3.Кэмпбелл. Р. Как на самом деле любить детей.-М.,1992
Календарно- тематическое планирование по семьеведению
№ п/п |
Тема занятия |
Цели занятия |
Дата проведения |
примечание |
1. |
«Семья — чудесное место для жизни!» |
Повести учеников к понятию семья |
|
|
2. |
Мои родители |
Обогащать представления детей о своих родителях |
|
|
3. |
Какая у меня семья |
|
|
|
4. |
Наши имена |
|
|
|
5. |
Родовое дерево |
|
|
|
6. |
Мама милая моя |
формировать у воспитанников бережное отношение к близким людям (родителям), умение ценить их, расширить представление о семье, родном и близком человеке — матери. |
|
|
7. |
Хочу быть такой как мама |
|
|
|
8. |
Учусь у мамы |
|
|
|
9. |
Самый, самый лучший папа |
|
|
|
10 |
«Отец и его роль в воспитании детей» |
воспитание любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью. Развивать у воспитанников стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения. Формировать наследственные качества личности, ответственность и порядочность. |
|
|
11 |
Свободное время и семья |
|
|
|
12 |
Физическая культура в семье |
|
|
|
13 |
Семья и здоровье |
|
|
|
14 |
Мои бабушки и дедушки |
Обогащать представление о старшем поколении семьи, о бабушке и дедушке |
|
|
15 |
Я учусь у бабушки |
|
|
|
16 |
Я учусь у дедушки |
|
|
|
17 |
«Искусство любить детей» |
формировать у воспитанников культуру взаимоотношений (родитель- ребёнок). |
|
|
18 |
Братья и сёстры |
|
|
|
19 |
Семейный досуг |
|
|
|
20 |
Ежедневные добрые дела «Улыбка в доме» |
формировать положительные, нравственные ориентации. Способствовать воспитанию эстетической культуры детей. Познакомить с новой для них знаменательной датой — Днём семьи. Познакомить с традициями нравственного воспитания на Руси.
|
|
|
21 |
«Семейные традиции, праздники». |
систематизировать и обобщить знания детей по теме «Семья, семейные ценности |
|
|
22 |
«Моё место в моей будущей семье»). |
развитие потенциальных творческих способностей, воспитание нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей. Способствовать сплочению детей через совместную творческую деятельность. |
|
|
23 |
Семейный досуг |
|
|
|
24 |
Наш дом |
|
|
|
25 |
Вместе или рядом |
|
|
|
26 |
Дела семейные |
|
|
|
27 |
Дом и уют. |
|
|
|
28 |
|
|
|
|
29 |
Семейный бюджет |
|
|
|
30 |
Независимость семьи для человека |
|
|
|
31 |
Содержание семейного общения |
|
|
|
32 |
Современная семья глазами ребёнка |
|
|
|
33 |
Повторение |
|
|
|
Тематическое планирование курса «Семьеведение» в 4 классе
Планирование разработано на основе учебной программы курса «Семьеведение» (Е.Ф. Купецкова, Г. П. Редя, И.Ф.Смирнова) утверждённой Министерством образования и науки Пензенской области в 2008 г.
Программа модифицирована.
Всего: 25 ч.
Проводится в 1-3 четвертях по 1 ч. в неделю.
№ п/п |
Тема занятия |
Коли чество часов |
Дата |
1 |
Моя семья. Мои родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. |
1 |
|
2 |
Наши имена |
1 |
|
3 |
Семейные традиции |
1 |
|
4 |
Семейный бюджет |
1 |
|
5 |
Наш дом. Ведение домашнего хозяйства |
1 |
|
6 |
Семья крепка ладом |
1 |
|
7 |
Отдыхаем вместе. Семейный досуг. |
1 |
|
8 |
Семья и здоровье |
1 |
|
9 |
Семья вместе – и душа на месте |
1 |
|
10 |
Родственное пространство семьи: кто кому кто |
1 |
|
11 |
Свободное время и семья |
1 |
|
12 |
Физическая культура в семье |
1 |
|
13 |
Дом и уют. |
1 |
|
14 |
Семейный бюджет |
1 |
|
15 |
Семейные праздники |
1 |
|
16 |
Семейные будни |
1 |
|
17 |
Семейная память |
1 |
|
18 |
Семейная родословная. |
1 |
|
19 |
Семья и здоровый образ жизни. |
1 |
|
20 |
Особенности уклада, строя жизни семьи |
1 |
|
21 |
Независимость семьи для человека |
1 |
|
22 |
Преемственность поколений |
1 |
|
23 |
Содержание семейного общения |
1 |
|
24 |
Дела семейные |
1 |
|
25 |
Современная семья глазами ребёнка |
1 |
|
Итого: 25 ч.
Учитель: Баландина Т.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.