Конкуренция

  • doc
  • 14.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала pages202file.doc

3.10. Конкуренция:

/ От лат. сталкиваться, состязаться /

Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Существует два основных вида конкуренции:

1) Ценовая (заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами)

2) Неценовая (предложение товара более высокого качества, организация обеспечения обслуживания товаров длительного пользования, широкая реклама).

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, называют рыночной структурой. Выделяют четыре вида рыночной структуры:

1) Совершенная (свободная) конкуренция: существует множество покупателей и продавцов, ни кто из которых не может влиять на положение дел на рынке.

2) Монополия: на рынке только один продавец товара.

3) Олигархия: рынок, на котором преобладает несколько крупных фирм.

4) Монополистическая конкуренция: рыночная структура, где есть большое количество продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Выделяют:

а) Чистая монополия (в масштабе одной страны)

б) Абсолютная монополия (в масштабе национального хозяйства. Чаще всего таковым является государство в лице хозяйственных органов)

в) Монопсония (на рынке существует только один покупатель ресурсов и товаров).

 

Различают естественные и искусственные монополии:

1) Естественные монополисты, обычно, имеют в своей собственности несвободно воспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры.

2) Под искусственными монополиями понимают объединение некоторых предприятий для получения монополистических выгод. Выделяют:

а) Картель (достигается соглашение о ценах продажи товаров, распределяются рынки сбыта, доля каждого участника в определенном объеме производства, сохраняется собственность на средства производства и продукцию).

б) Синдикат (объединение предприятий одной отросли, при которой сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия теряют коммерческую самостоятельность).

в) Трест (единое акционерное общество, господствующее в определенной отросли, предприятия лишены и коммерческой и производственной самостоятельности).

г) Концерн (объединение предприятий различных отраслей хозяйства).

 

Монополисты завоевывают рынок для установления на нем монопольной цены – особого вида рыночной цены, устанавливаемой на уровне выше или ниже равновесной цены.