ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного занятия по дисциплине «Литература»
Конкурс чтецов «Жить, чтобы помнить. Помнить, чтобы жить», посвященный Дню защитника Отечества
для студентов 1-4 курсов
34.02.01 «Сестринское дело»
31.02.01 «Лечебное дело»
Составитель: Ефимова И.В., преподаватель русского языка и литературы
г. Вышний Волочёк
2023 г.
Аннотация
В данной работе содержится сценарий конкурса чтецов, посвящённый событиям Великой Отечественной войны. Настоящая методическая разработка предназначена для педагогов и кураторов по организации и проведению мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества, 9 мая, мероприятий ко Дню Героя России. Посвящена проблемам формирования гражданской идентичности, целью которой является формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Данное мероприятие рекомендуется провести в виде конкурса, где студенты заранее готовят стихи о войне.
Цель: сохранение гражданско-патриотического наследия предков, воспитание любви к Родине.
Задачи:
Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, её героическому прошлому, чувство уважения, гордости и благодарности защитникам России; приобщить студентов к базовым национальным ценностям; эстетическое воспитание студентов на материале художественных и музыкальных произведений.
Образовательные: формировать гражданскую позицию студентов через поэтическое слово; содействовать формированию национальной гордости за героическое прошлое народа-победителя и гордости за достижения родной страны.
Развивающие: развивать навыки выступления перед публикой; повысить интерес к художественной литературе; воспитатель литературный и художественный вкус.
Оборудование:
- мультимедийная установка, музыкальный центр
- Презентация «Конкурс чтецов», сценарий конкурса.
- Видеоролик Чапаев «Священный некрополь»
План мероприятия
1. Вступительное слово ведущих.
2. Демонстрация видеоролика «Священный некрополь».
3. Представление членов жюри.
4. Выступление конкурсантов.
5. Викторина «Что ты знаешь о своей Родине и её защитниках?».
6. Подведение жюри итогов конкурса, награждение победителей.
7. Минута молчания.
8. Заключительное слово ведущих.
Ход мероприятия
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! У каждого народа есть славные воинские победы, память о которых передаётся из поколения в поколения. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за величие предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и войнах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. (Слайд 1)
2 ведущий: День защитников Отечества - это особенный праздник. Не было бы нашей страны, не было бы нас с вами, если бы на протяжении веков нас не защищали бы от врагов мужественные и умные люди, которые не щадили своей жизни ради процветания своей страны. О них во все времена слагались былины, пословицы и поговорки, писались стихи, рассказы, романы и песни.
Видеоролик «Священный некрополь»
1 ведущий: Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь. 23 февраля - это День Защитника Отечества.
2 ведущий: И каждый мужчина, будь он морским офицером или врачом, бизнесменом, ученым или фермером - Защитник. 23 февраля – это День Защитника своего Отечества, своей семьи. 23 февраля – это День настоящего мужчины.
1 ведущий: Наш сегодняшний конкурс чтецов ««Жить, чтобы помнить. Помнить, чтобы жить» мы посвящаем светлому празднику всех мужчин и всех тех, кто достоин называться защитниками своего Отечества.
2 ведущий: Конкурсанты со сцены прочитают стихи на патриотическую тему, главным образом, посвящённые людям, чьему героизму мы и вы обязаны безоблачным детством.
1 ведущий: Эти люди, наши прадеды, деды и отцы, рисковали своими жизнями, отдавали их, не задумываясь – для того, чтобы существовала, процветала и оставалась свободной Родина. Вечная память погибшим, вечная слава живым!
2 ведущий: В нашем конкурсе принимают участие студенты с 1-го по 4-е курсы, а оценивать их будет самое независимое, компетентное и неподкупное жюри…
Председатель -
Члены жюри –
1 ведущий: Каждый конкурсант оценивается по следующим критериям
- Выразительность и громкость прочтения.
- Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.
- Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.
- Эмоциональность исполнения.
- Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.
1 ведущий: На нашем конкурсе присутствуют зрители. У них серьезная задача - внимательно слушать участников и самое главное, поддерживать их громкими аплодисментами.
Итак, начинаем наш конкурс.
2 ведущий: Война – одна из самых печальных, но и самых великих, грозовых, знаменательных страниц в истории любой страны. Каждый день мы слышим по много раз: «в войне», «о войне», «на войне». Это Отечественная война 1812 года, гражданская война, Великая Отечественная война, война в Афганистане и Чечне, Специальная военная операция на Украине. Странно: но мы иногда пропускаем это мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся.
1 ведущий: Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.
И поэтому мы вправе задать эти вопросы: «Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы?». К сожалению, главный вопрос: «Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз. (Слайд 2)
На сцену приглашается первый конкурсант - студентка 35 группы Егорова Ксения. Она читает стихотворение Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?»
2 ведущий: Великая Отечественная война, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Многие матери лишились сыновей, жены потеряли мужей, дети остались сиротами. Запричитала, застонала вся земля наша. Заголосила раненая Родина. И встали, поднялись на защиту ее сыновья и дочери. (Слайд 3)
На сцену приглашается наш следующий участник - Сидоренкова Алёна, студентка 41 группы, читает стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики».
1 ведущий: Война – это самое тяжелое, самое драматичное испытанием нашего народа. Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня… Но наш народ всё вытерпел и победил. (Слайд 4)
На сцену приглашается третий участник конкурса – Георгий Бабаян, студент 31 группы, прочитает стихотворение Константина Симонова «Горят города по пути этих полчищ…».
2 ведущий: Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше страшную цену победы. (Слайд 5)
На сцену приглашается ещё один конкурсант - студентка 15 группы Саидахмедова Дживержат со стихотворением Татьяны Овчинниковой «Живое пламя».
1 ведущий: Эти стихи не о прошлом. Эти стихи о настоящем – о вечном настоящем. Стихи о великом и героическом подвиге бойцов на фронте и бесценном подвиге простых людей, которые трудились для победы в тылу. (Слайд 6)
Стихотворение Натальи Смирновой «Взгляд в блокаду» читает студентка 11 группы Добрякова Анастасия.
2 ведущий: Собака – друг человека. Четвероногие герои за весь период войны спасли от гибели сотни тысяч человеческих жизней. Бывало, что за благополучие человека животные могли отдать собственную жизнь. (Слайд 7)
Михаил Беляев «Баллада о немецкой овчарке» читает студентка 25 а группы Павлова Елизавета
1 ведущий: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Она вместила в себя горечь отступлений, боль потерь, тысячи километров дорог, кровь и пот, зной и холод, тяжелые военные будни. (Слайд 8)
Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» читает студентка 35 группы Чистякова Ольга
2 ведущий: На войне, на самой страшной войне и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых. Но и ждала. И своим ожиданием тоже приближала долгожданный День Победы. (Слайд 9)
Михаил Исаковский «Русской женщине» читает студентка 15 а группы Гарина Евгения.
1 ведущий: Четыре долгих года шла на нашей земле самая страшная война.
Победа пришла весной 9 мая 1945 года. В Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день! И с того дня каждый год 9 мая наш народ отмечает праздник Победы. (Слайд 10)
Стихотворение Александра Седова «Конец войне» читает студент 15 группы Егоров Максим.
2 ведущий: Много в той войне полегло солдат. Многие из них похоронены, и имена их известны и неизвестны. До конца своих дней ходили к братским могилам матери-старушки, которые верили в чудо и ждали своих детей, не вернувшихся с войны. (Слайд 11)
Наш конкурс чтецов завершает студентка 15 группы Смирнова Дарья, она прочитает стихотворение Андрея Дементьева «Баллада о матери».
1 ведущий: Летят быстротечные года, мелькают десятилетия, столетия… В героическом прошлом нашей Родины отгремело немало войн и сражений. Но мы никогда не забудем наших мужественных героев, тех, кто принес свободу России. Эти Победы стали данью павшим, наградой живым.
2 ведущий: Вслушайтесь в слова, сказанные маршалом Жуковым: «Празднуя победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами…».
1 ведущий: Конкурсная часть закончилась. Просим жюри подвести итоги. А я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Что ты знаешь о своей Родине и её защитниках?» (Слайд 12)
1. Кто 22 июня 1941 года выступил по радио с заявлением о начале войны? (Слайд 13)
А) Калинин
Б) Молотов
В) Сталин
Г) Жданов
2. Какая группа армий не была развёрнута Германией у границ СССР? (Слайд 14)
А) «Юг»
Б) «Центр»
В) «Восток»
Г) «Север»
3. Сколько стран принимало участие во Второй мировой войне? (Слайд 15)
А) 19 стран
Б) 85 стран
В) 62 страны
Г) 44 страны
4. Какая из стран сохранила нейтралитет во время Второй Мировой войны? (Слайд 16)
А) Румыния
Б) Финляндия
В) Италия
Г) Швеция
5. Какой советский разведчик сообщил точную дату готовившегося гитлеровской Германией нападения на Советский Союз, планы милитаристской Японии и многие другие ценные сведения? (Слайд 17)
Ответ: Рихард Зорге
6. Одним из первых героев Великой Отечественной войны стал лётчик, участник трёх войн, направивший горящий самолет на вражескую автоколонну. Произошло это на пятый день войны. (Слайд 18)
Ответ: Николай Гастелло
7. Этому летчику, Герою Советского Союза, из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов и сбил еще 11 вражеских самолётов. (Слайд 19)
Ответ: Алексей Маресьев, стал прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
8. Это советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985). Совершивший 330 боевых вылетов, принявший участие в 120 воздушных боях. (Слайд 20)
Ответ: Иван Кожедуб
9. Этот четырежды Герой Советского Союза, принимал парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 и Парад Победы союзных войск во Второй Мировой Войне 7 сентября 1945 года (Слайд 21)
Ответ: Георгий Жуков
10. Этот крымчанин, дважды герой Советского Союза, за время войны совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. После войны свыше 25 лет проработал летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте и испытал более 100 различных летательных аппаратов, принимал участие в подготовке к полетам в космос первых космонавтов СССР. (Слайд 22)
Ответ: Амет-Ха́н Султа́н
11. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Эти чеховские слова внесла в свою записную книжку героиня Великой отечественной войны, комсомолка-партизанка. Еще пионеркой она прочла о подвиге героини войны Татьяны Соломахиной. Попав в руки фашистов, юная партизанка назвалась её именем. Казнили её 29 ноября 1941 г. (Слайд 23.)
Ответ: Зоя Космодемьянская.
12. Что это за памятник и где он находится? (слайд 24)
Ответ: «Родина - мать зовёт!» композиционный центр памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы. Её высота - 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра.
13. Что это за памятник и где он находится? (слайд 25)
Ответ: Памятник Солдату и Матросу в Севастополе. Высота памятника - 41 метр. По своей идее, он символизирует братство защитников Родины - моряков и пехоты.
14. Что это за памятник и где он находится? (слайд 26)
Ответ: Ржевский мемориал Советскому Солдату — мемориальный комплекс, посвящённый памяти советских солдат, павших в боях подо Ржевом в 1942—1943 годах в ходе Великой Отечественной войны. Возведен на месте ожесточенных боев Ржевско-Вяземской операции. Создан исключительно на народные пожертвования. Открыт 30 июня 2020 года. Высота статуи – 25 м. Она помещена на вершине восьмигранного 10-метрового искусственного холма. Молодой воин стоит в гимнастёрке и развевающемся за спиной плаще-палатке, который полностью окутывает его снизу, переходя в разлетающуюся стаю 35 журавлей.
1 ведущий: Настал момент дать слово жюри и наградить победителей!
Награждение победителей, призёров и участников конкурса.
Минута молчания (видео)
2 ведущий: Желаем, чтобы все конфликты везде и всюду разрешались бы мирным путем, пусть все горькие обиды позабудутся, а в памяти останется только светлое, доброе и хорошее. Пусть будет мир и уют во всех уголках нашей волшебной планеты. Пусть каждый ее житель чувствует себя в полной и абсолютной безопасности! Пусть всегда будет Мир!!!
ВЕДОМОСТЬ
п/п |
Ф.И. участника /название стихотворения, автор |
Выразительность и громкость прочтения. |
Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения. |
Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения. |
Эмоциональность исполнения. |
Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения |
Общее количество баллов |
Призовое место |
1 |
Егорова Ксения, студентка 35 группы /Евгений Евтушенко «Хотят ли русские войны?»/ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Сидоренкова Алёна, студентка 41 группы /Булат Окуджава «До свидания, мальчики»/ |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Георгий Бабаян, студент 31 группы / Константин Симоновов «Горят города по пути этих полчищ…»/ |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Саидахмедова Дживержат, студентка 15 группы /Татьяна Овчинникова «Живое пламя»/ |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Добрякова Анастасия, студентка 11 группы / Наталья Смирнова «Взгляд в блокаду»/ |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Павлова Елизавета, студентка 25 а группы /Михаил Беляев «Баллада о немецкой овчарке»/ |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Чистякова Ольга, студентка 35 группы /Константин Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»/ |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Гарина Евгения, студентка 15 а группы /Михаил Исаковский «Русской женщине»/ |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Егоров максим, студент 15 группы /Александр Седов «Конец войне»/ |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Смирнова Дарья, студентка 15 группы /Андрей Дементьев «Баллада о матери»/ |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.