Екибастузский инженерно-технический институт
имени академика К.Сатпаева
Кафедра: «Автоматизации и информационных систем»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУС «ЛИДЕР СПЕЦИАЛЬНОСТИ»
Специальность: 5В070200 «Автоматизация и управление»
Специализация: «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте»
Разработал ст. преподаватель:
Михайлиди И.И.
Екибастуз – 2019г.
Аннотация
Конкурс «Лидер специальности» в виде деловой игры проводится для проверки степени усвоения теоретических знаний для решения производственных ситуаций.
Деловая игра формирует у студентов познавательный интерес к дальнейшей активной деятельности на предприятиях железнодорожной отрасли.
Автор: Михайлиди И.И. - ст. преподаватель Екибастузского инженерно-
технического института имени академика К.Сатпаева
КОНКУС «ЛИДЕР СПЕЦИАЛЬНОСТИ»
Тема: Лидер специальности
Тип урока: Деловая игра
Методическая цель: Закрепление знаний, умений, навыков.
Учебная цель: Проверить степень усвоения теоретических знаний для решения производственных ситуаций.
Воспитательная цель: 1. Формирование у студентов познавательных
интересов.
2. Подготовка студентов к активной деятельности на
предприятиях ШЧ, угольных разрезов.
Оснащение игры: 1. Табло с вопросами по пяти предметам.
2. Приборы – реле ИВГ; блок СП; блок С;
блок конденсаторов ПЧ50/25;
трансформатор ПРТ; МIII;КПТШ.
3. Стенды – 1). 4х проводная схема управления
стрелкой с электроприводом;
2). 2х проводная схема управления
стрелкой;
4. Макеты- 3). Импульсная рельсовая цепь;
4). Фазочувствительная рельсовая цепь.
Состав жюри:
Ход конкурса
1. Организационный момент – 3мин.
Ведущий объясняет правила игры, краткий план игры.
На первом этапе участвуют 15 человек – отборочный тур. Остальные учащиеся болельщики.
I тур – 15 мин.
На табло расположены ячейки по пяти предметам, которые необходимы при выполнении курсовых и дипломных проектов (АССУД, АСИРДП, Охрана труда, Основы автоматики, Техническая эксплуатация ж.д). Каждая ячейка оценивается как 5, 10, 15 баллов в зависимости от сложности вопросов. Каждый участник по порядку выбирает себе вопрос, при этом учитывается какой выбирается предмет и какой по сложности вопрос (участники отвечают поочередно). Если учащиеся выбрав вопрос не смогли ответить правильно, то они выбывают из игры. На первом этапе должно остаться - 7человек. Отбор идет по количеству набранных баллов. С наименьшим баллом участники выбывают из игры.
IIтур – 10 мин.
Для дальнейшей работы на предприятии необходимо знать приборы с которыми вы будете работать. Для того, чтобы определить уровень ваших знаний, проведем следующий тур.
На столе расположены приборы, которые должны выбрать себе участники. Каждый участник выбирает по одному прибору (участнику с высшим баллом за первый тур предоставляется право первому выбрать прибор). Дается время (30сек) на обдумывание следующих вопросов: объяснить, что это за прибор; область применения; основные части. Затем каждый участник дает характеристику выбранному прибору. Если учащийся не смог ответить он выбывает из игры.
Высшая оценка в этом туре – 5 баллов, если есть неточности при ответе, то балл снижается. Каждый участник получает за ответ карточку – красного цвета – неправильный ответ; желтого цвета – были неточности при ответе; зеленого цвета – правильный ответ. Жюри должно подвести итоги по двум турам, подсчитав количество баллов у каждого участника. На этом этапе должно остаться - 4 человека.
III тур - 10 мин.
Оставшимся участникам предлагаются действующие стенды и макеты (вытягивают номера), которые сделали их предшественники на дипломном проектировании. Каждый участник должен показать основные элементы схемы (кратко объяснив работу схемы) и продемонстрировать работу на макете или стенде.
Участникам предлагаются следующие стенды и макеты:
1 – 4х проводная схема управления стрелкой с электроприводом;
2 – 2х проводная схема управления стрелкой;
3 – импульсная рельсовая цепь;
4 – фазочувствительная рельсовая цепь.
Жюри выставляет оценки за этот тур: высшая оценка – 5баллов.
Если участник не смог объяснить и показать работу схемы он выбывает из игры.
Участники получают: зеленую карточку за правильный ответ и желтую карточку, если имелись неточности при ответе.
На этом этапе должно остаться 2 участника.
IV тур - 10 мин.
В настоящее время на всех предприятиях большое внимание уделяется вопросам охраны труда и противопожарной защиты. Эти же вопросы широко рассматриваются при выполнении курсового и дипломного проектирования.
В нашем заключительном туре мы выясним, кто из оставшихся участников сможет достойно выйти из трудной ситуации, если он в таковой окажется при дальнейшей работе на предприятии.
Участники должны выбрать любую карточку предложенную ведущим, в которой поставлен вопрос.
1. Оказание первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током (до 1000В).
2. Действия при пожаре в электроустановках до 1000В.
Участники должны рассказать все мероприятия, при этом продемонстрировать свои действия.
За правильный ответ жюри выставляет – 5 баллов.
Подведение итогов – 2мин
При поведении итогов все задания, кроме первого оцениваются в 5 баллов – высшая оценка, также учитывается количество набранных зеленых карточек.
II ТУР (ОТВЕТЫ)
1).Трансформатор ПРТ – применяют в рельсовых цепях в качестве релейного. Маркировка: П – путевой; Р – релейный; Т – трансформатор. Имеет первичную и вторичную обмотки. Со вторичной обмотки можно снять напряжение от 0,5 до 12В. Трансформатор рассчитан для работы на переменном токе частотой 25Гц.
2). Реле ИВГ – герконовое реле. Применена магнитная система нейтрального реле, состоящая из катушки, ярма и сердечника, на полюсном наконечнике которого закреплена втулка с герконом. Реле ИВГ можно применять взамен реле ИМВШ в рельсовых цепях. Реле не относится к I классу надежности.
Для облегчения режима коммутации применен искрогасящий контур, состоящий из резистора и конденсатора.
3). Блок С – стрелочно- коммутационный, малого типа, который устанавливают на каждую стрелку для контроля ее положения. В блоке установлены три реле: ПК – плюсовое контрольное; МК – минусовое контрольное; ВЗ – реле взреза. Блок исполнительной группы.
4). Блок СП-69 – стрелочный путевой; контролирует состояние стрелочно - путевого участка, устанавливается на одному на каждую стрелочно – путевую секцию. Содержит семь реле ( КС – контрольно - секционное, 1М -маршрутное, 2М - маршрутное, З - замыкающее, РИ – искусственной разделки, Р - разделки, СП1 – стрелочно – путевое). Блок исполнительной группы.
5). Блок МIII – маневрового светофора, с участка пути в горловине станции, с приемо – отправочного пути, с участка пути. Содержит шесть реле (КС –контрольно – секционное, Н – начальное, С – сигнальное, ОТ- отмены, ИП – известитель приближения, О – огневое). Блок исполнительной группы.
6). Кодовый путевой трансмиттер КПТШ – переменного тока, служит для образования кодовых сигналов, используемых в системах числовой кодовой автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации. Основные части КПТШ: однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, редуктор, кулачковые шайбы и контактная система.
7). Блок конденсатора преобразователя частоты ПЧ50/25 – преобразователь частоты предназначен для преобразования переменного тока 50Гц в переменный ток частотой 25Гц, применяется для питания рельсовых цепей при электротяге переменного тока. ПЧ50/25 состоит из двух блоков: ферромагнитного и блока конденсаторов. В блоке конденсаторов установлено 8 или 10 конденсаторов по 8мкФ.
IV ТУР (ОТВЕТЫ)
1. Оказание первой помощи пораженному электрическим током.
Первая помощь при несчастных случаях от поражения электрическим током состоит из двух этапов: освобождение от действия тока и оказание ему доврачебной помощи.
1). Освободить пострадавшего от действия тока- отключение электроустановки. Если быстро отключить ее почему – либо нельзя, то прервать цепь тока через тело человека в установках напряжением до 1000В можно перерубив провод топором с деревянной ручкой или оттянув пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, либо отбросив от него провод с помощью деревянной палки (одежда и палка должны быть сухими).
2). Для определения состояния пострадавшего его следует уложить на спину и проверить дыхание, наличие пульса, посмотреть, узкие или широкие у него зрачки глаз. При нарушении дыхания наблюдается неритмичные подъемы грудной клетки или редкие, как бы хватающие вдохи. Наличие пульса проверяют по лучевой артерии у запястья или сонной артерии на шее. Все операции по определению состояния пострадавшего должны быть выполнены очень быстро ( в течении 15-20сек).
Если пострадавший в сознании, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение. При отсутствии сознания, но сохранившихся дыхании и работе сердца, нужно ровно и удобно уложить пострадавшего на мягкую подстилку, расстегнуть пояс и стеснявшую одежду, обеспечить приток свежего воздуха., дать понюхать нашатырный спирт, обрызнуть его холодной водой, с тем чтобы привести в сознание, растереть и согреть ему тело.
3). Если пострадавший плохо дышит, необходимо приступить к искусственному дыханию.
а) освобождают верхние дыхательные пути, которые могут быть закрытыми слизью или запавшим языком.
б) укладывают пострадавшего на спину и по возможности отгибают голову назад (подбородок должен находиться вверху). Для этого под лопатки можно положить валик из одежды или другого материала.
в) после этого оказывающий помощь становится на колени у головы пострадавшего, делает два – три глубоких вдоха и через марлю или носовой платок с силой вдувает воздух непосредственно в рот или нос пострадавшего. При вдувании воздуха в рот нос плотно зажимают пальцами. Если челюсти сильно сжаты, воздух следует вдувать в нос, при этом необходимо плотно прикрывать рот. Эффективность искусственного дыхания проверяют по расширению грудной клетки у пострадавшего. Грудная клетка должна расширяться. Выдох происходит самостоятельно. В минуту требуется производить не более 10-12 вдуваний. Искусственное дыхание проводится до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно.
2 Действия при пожаре в электроустановках до 1000В.
На постах ЭЦ предусматривается установка щитов ЩВП-73 для экстренного отключения электропитающих линий 220/380 В переменного тока, а также 220 и 24В постоянного тока. Выключатели на 100А, установленные на щитах, быстро и надежно отключают одновременно все виды питания устройств СЦБ в случаях, когда невозможно сделать на панелях питающей установки и помещении зарядной. Щиты устанавливаются на первом этаже, ближе к аккумуляторной, в помещении кроссовой.
К первичным средствам пожаротушения относят ручные и передвижные огнетушители, ведра с водой, лопаты, ящики с песком, ломы, топоры и др. Эти средства применяют для ликвидации небольших загораний до приведения в действие стационарных и полустационарных средств пожаротушения или до прибытия пожарной команды. Каждое помещение, отделение, цех должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Для ликвидации пожара в электроустановках, в первую очередь необходимо отключить щит, и использовать углекислотный огнетушитель.
Их выпускают трех типов: ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 (цифры показывают вместимость баллона в литрах). Их применяют для тушения жидких, твердых веществ, а также электроустановок, находящихся под напряжением. Время действия огнетушителей этого типа 25-40с, длина струи 1,5-3м.
Список использованной литературы
1. Сороко В.И Реле железнодорожной автоматики и телемеханики . НПФ «Планета», Москва, 2002 г.
2. Рельсовые цепи магистральных железных дорог. Справочник под редакцией. Аркатова В.С. Транспорт, 1987.
3. Ю.И. Полевой Основы железнодорожной автоматики и телемеханики, Учебное пособие Самара 2006 г.
4. Клочкова Е. А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. – М.: Маршрут,2004.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.