КОНКУРС «ЛИДЕР СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

  • Игры
  • docx
  • 28.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конкурс «Лидер специальности» в виде деловой игры проводится для проверки степени усвоения теоретических знаний для решения производственных ситуаций.
Иконка файла материала конкурс ЛИДЕР СПЕЦИАЛЬНОСТИ.docx

Екибастузский инженерно-технический институт

имени академика К.Сатпаева

 

Кафедра:   «Автоматизации и информационных систем»

 

 

 

          

 

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

КОНКУС «ЛИДЕР СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

 

Специальность: 5В070200 «Автоматизация и управление»

Специализация: «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте»

 

 

 

 

                                        

 

 

 

                                      Разработал ст. преподаватель:

Михайлиди И.И.

 

 

 

 

 

 

                                             

 

Екибастуз – 2019г.

 

 

Аннотация

 

Конкурс «Лидер специальности» в виде деловой игры проводится для проверки степени усвоения теоретических знаний для решения производственных ситуаций.

Деловая игра формирует у студентов познавательный интерес к дальнейшей активной деятельности  на предприятиях железнодорожной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Михайлиди И.И. - ст. преподаватель Екибастузского инженерно-

                                             технического института имени академика К.Сатпаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУС «ЛИДЕР СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

 

Тема: Лидер специальности

Тип урока: Деловая игра

Методическая цель: Закрепление знаний, умений, навыков.

 

Учебная цель: Проверить степень усвоения теоретических знаний для решения производственных ситуаций.

 

Воспитательная цель: 1. Формирование у студентов познавательных

                                              интересов.

                                          2. Подготовка студентов к активной деятельности на

                                              предприятиях ШЧ, угольных разрезов.

 

Оснащение игры:  1. Табло с вопросами по пяти предметам.

                                   2. Приборы – реле ИВГ; блок СП; блок С;

                                                           блок конденсаторов ПЧ50/25;

                                                            трансформатор ПРТ; МIII;КПТШ.

                                    3. Стенды – 1). 4х проводная схема управления

                                                                стрелкой с электроприводом;

                                                         2). 2х проводная схема управления

                                                               стрелкой;

                                      4. Макеты-  3). Импульсная рельсовая цепь;

                                                         4). Фазочувствительная рельсовая цепь.

 

Состав жюри:

 

Ход конкурса

 

1.     Организационный момент – 3мин.

Ведущий объясняет правила игры, краткий план игры.

          На первом этапе участвуют 15 человек – отборочный тур. Остальные учащиеся болельщики.

 

I тур – 15 мин.

 

   На табло расположены ячейки по пяти предметам, которые необходимы при выполнении курсовых и дипломных проектов (АССУД, АСИРДП, Охрана труда, Основы автоматики, Техническая эксплуатация ж.д). Каждая ячейка оценивается как 5, 10, 15 баллов в зависимости от сложности вопросов. Каждый участник по порядку выбирает себе вопрос, при этом учитывается какой выбирается предмет и какой по сложности вопрос (участники отвечают поочередно). Если учащиеся выбрав вопрос не смогли ответить правильно, то они выбывают из игры. На первом этапе должно остаться -  7человек. Отбор идет по количеству набранных баллов. С наименьшим баллом участники выбывают из игры.

           

IIтур – 10 мин.

 

Для дальнейшей работы на предприятии необходимо знать приборы с которыми вы будете работать. Для того, чтобы определить уровень ваших знаний, проведем следующий тур.

На столе расположены приборы, которые должны выбрать себе участники. Каждый участник выбирает по одному прибору (участнику с высшим баллом за первый тур предоставляется право первому выбрать прибор). Дается время (30сек) на обдумывание следующих вопросов: объяснить, что это за прибор; область применения; основные части. Затем каждый участник дает характеристику выбранному прибору. Если учащийся не смог ответить он выбывает из игры.

Высшая оценка в этом туре – 5 баллов, если есть неточности при ответе, то балл снижается. Каждый участник получает за ответ карточку – красного цвета – неправильный ответ; желтого цвета – были неточности при ответе; зеленого цвета – правильный ответ. Жюри должно подвести итоги по двум турам, подсчитав количество баллов у каждого участника. На этом этапе должно остаться - 4 человека.

 

III тур - 10 мин.

 

 Оставшимся участникам предлагаются действующие стенды и макеты (вытягивают номера), которые сделали их предшественники на дипломном проектировании. Каждый участник должен показать основные элементы схемы (кратко объяснив работу схемы) и продемонстрировать работу на макете или стенде.

  Участникам предлагаются следующие стенды и макеты:

1 – 4х проводная схема управления стрелкой с электроприводом;

2 – 2х проводная схема управления стрелкой;

3 – импульсная рельсовая цепь;

4 – фазочувствительная рельсовая цепь.

  Жюри выставляет оценки за этот тур: высшая оценка – 5баллов.

Если участник не смог объяснить и показать работу схемы он выбывает из игры.

Участники получают: зеленую карточку за правильный ответ и желтую карточку, если имелись неточности при ответе.

  На этом этапе должно остаться 2 участника.

 

IV тур - 10 мин.

 

   В настоящее время на всех предприятиях большое внимание уделяется вопросам охраны труда и противопожарной защиты. Эти же вопросы широко рассматриваются при выполнении курсового и дипломного проектирования.

В нашем заключительном туре мы выясним, кто из оставшихся участников сможет достойно выйти из трудной ситуации, если он в таковой окажется при дальнейшей работе на предприятии. 

  Участники должны выбрать любую карточку предложенную ведущим, в которой поставлен вопрос.

1.                 Оказание первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током (до 1000В).

2.                 Действия при пожаре в электроустановках до 1000В.

 Участники должны рассказать все мероприятия, при этом продемонстрировать свои действия.

 За правильный ответ жюри выставляет – 5 баллов.

 

Подведение итогов – 2мин

 

 При поведении итогов все задания, кроме первого оцениваются в 5 баллов – высшая оценка, также учитывается количество набранных зеленых карточек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II ТУР (ОТВЕТЫ)

 

1).Трансформатор ПРТ – применяют в рельсовых цепях в качестве релейного. Маркировка: П – путевой; Р – релейный; Т – трансформатор. Имеет первичную и вторичную обмотки. Со вторичной обмотки можно снять напряжение от 0,5 до 12В. Трансформатор рассчитан для работы на переменном токе частотой 25Гц.

2). Реле ИВГ – герконовое реле. Применена магнитная система нейтрального реле, состоящая из катушки, ярма и сердечника, на полюсном наконечнике которого закреплена втулка с герконом. Реле ИВГ можно применять взамен реле ИМВШ в рельсовых цепях. Реле не относится к I классу надежности.

Для облегчения режима коммутации применен искрогасящий контур, состоящий из резистора и конденсатора.

3). Блок С – стрелочно- коммутационный, малого типа, который устанавливают на каждую стрелку для контроля ее положения. В блоке установлены три реле: ПК – плюсовое контрольное; МК – минусовое контрольное; ВЗ – реле взреза. Блок исполнительной группы.

4). Блок СП-69 – стрелочный путевой; контролирует состояние стрелочно - путевого участка, устанавливается на одному на каждую стрелочно – путевую секцию. Содержит семь реле ( КС – контрольно - секционное, 1М -маршрутное, 2М - маршрутное, З - замыкающее, РИ – искусственной разделки, Р - разделки, СП1 – стрелочно – путевое). Блок исполнительной группы.

5). Блок МIIIманеврового светофора, с участка пути в горловине станции, с приемо – отправочного пути, с участка пути. Содержит шесть реле (КС –контрольно – секционное, Н – начальное, С – сигнальное, ОТ- отмены, ИП – известитель приближения, О – огневое). Блок исполнительной группы.

6). Кодовый путевой трансмиттер КПТШ – переменного тока, служит для образования кодовых сигналов, используемых в системах числовой кодовой автоблокировки и автоматической локомотивной сигнализации. Основные части КПТШ: однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, редуктор, кулачковые шайбы и контактная система.

7). Блок конденсатора преобразователя частоты ПЧ50/25 – преобразователь частоты предназначен для преобразования переменного тока 50Гц в переменный ток частотой 25Гц, применяется для питания рельсовых цепей при электротяге переменного тока. ПЧ50/25 состоит из двух блоков: ферромагнитного и блока конденсаторов. В блоке конденсаторов установлено 8 или 10 конденсаторов по 8мкФ.

 

IV ТУР (ОТВЕТЫ)

 

1.                 Оказание первой помощи пораженному электрическим током.

Первая помощь при несчастных случаях от поражения электрическим током состоит из двух этапов: освобождение от действия тока и оказание ему доврачебной помощи.

   1). Освободить пострадавшего от действия тока- отключение электроустановки. Если быстро отключить ее почему – либо нельзя, то прервать цепь тока через тело человека в установках напряжением до 1000В можно перерубив провод топором с деревянной ручкой или оттянув пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, либо отбросив от него провод с помощью деревянной палки (одежда и палка должны быть сухими).

  2). Для определения состояния пострадавшего его следует уложить на спину и проверить дыхание, наличие пульса, посмотреть, узкие или широкие у него зрачки глаз. При нарушении дыхания наблюдается неритмичные подъемы грудной клетки или редкие, как бы хватающие вдохи. Наличие пульса проверяют по лучевой артерии у запястья или сонной артерии на шее. Все операции по определению состояния пострадавшего должны быть выполнены очень быстро ( в течении 15-20сек).

      Если пострадавший в сознании, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача или срочно доставить в лечебное учреждение. При отсутствии сознания, но сохранившихся дыхании и работе сердца, нужно ровно и удобно уложить пострадавшего на мягкую подстилку, расстегнуть пояс и стеснявшую одежду, обеспечить приток свежего воздуха., дать понюхать нашатырный спирт, обрызнуть его холодной водой, с тем чтобы привести в сознание, растереть и согреть ему тело.

3). Если пострадавший плохо дышит, необходимо приступить к искусственному дыханию.

    а) освобождают верхние дыхательные пути, которые могут быть закрытыми слизью или запавшим языком.

    б) укладывают пострадавшего на спину и по возможности отгибают голову назад (подбородок должен находиться вверху). Для этого под лопатки можно положить валик из одежды или другого материала.

   в) после этого оказывающий помощь становится на колени у головы пострадавшего, делает два – три глубоких вдоха и через марлю или носовой платок с силой вдувает воздух непосредственно в рот или нос пострадавшего. При вдувании воздуха в рот нос плотно зажимают пальцами. Если челюсти сильно сжаты, воздух следует вдувать в нос, при этом необходимо плотно прикрывать рот. Эффективность искусственного дыхания проверяют по расширению грудной клетки у пострадавшего. Грудная клетка должна расширяться. Выдох происходит самостоятельно. В минуту требуется производить не более 10-12 вдуваний. Искусственное дыхание проводится до тех пор, пока пострадавший не начнет дышать самостоятельно.

 

2 Действия при пожаре в электроустановках до 1000В.

 На постах ЭЦ предусматривается установка щитов ЩВП-73 для экстренного отключения электропитающих линий 220/380 В переменного тока, а также 220 и 24В постоянного тока. Выключатели на 100А, установленные на щитах, быстро и надежно отключают одновременно все виды питания устройств СЦБ в случаях, когда невозможно сделать на панелях питающей установки и помещении зарядной. Щиты устанавливаются на первом этаже, ближе к аккумуляторной, в помещении кроссовой.

    К первичным средствам пожаротушения относят ручные и передвижные огнетушители, ведра с водой, лопаты, ящики с песком, ломы, топоры и др. Эти средства применяют для ликвидации небольших загораний до приведения в действие стационарных и полустационарных средств пожаротушения или до прибытия пожарной команды. Каждое помещение, отделение, цех должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.

   Для ликвидации пожара в электроустановках, в первую очередь необходимо отключить щит, и использовать углекислотный огнетушитель.

Их выпускают трех типов: ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 (цифры показывают вместимость баллона в литрах). Их применяют для тушения жидких, твердых веществ, а также электроустановок, находящихся под напряжением. Время действия огнетушителей этого типа 25-40с, длина струи 1,5-3м.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Сороко В.И Реле железнодорожной автоматики и телемеханики .  НПФ «Планета», Москва, 2002 г.

2. Рельсовые цепи магистральных железных дорог. Справочник под редакцией. Аркатова В.С.  Транспорт, 1987.

 3. Ю.И. Полевой Основы железнодорожной автоматики и телемеханики, Учебное пособие Самара 2006 г.

4. Клочкова Е. А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. – М.: Маршрут,2004.