Конкурс пед инициатив
Оценка 4.7

Конкурс пед инициатив

Оценка 4.7
docx
23.04.2020
Конкурс пед инициатив
Конкурс пед инициатив.docx

Номинация «Учим воспитывая, воспитываем обучая»

Наименование педагогической инициативы. «Леворукие обитатели праворукого мира»

Краткое описание ведущей идеи педагогической инициативы.

Почему мной выбрана эта тема? Ответ простой. Я – левша, за партами  в классах всё больше таких детей. Моя дочь подрастает и становится очевидным, что она отдает предпочтение левой руке. Ситуация побуждает меня к дальнейшему образованию и мотивирует в ходе образовательной деятельности разрабатывать эту интересную для меня научную тему.

Социальная значимость педагогической инициативы.

Почему сегодня так важен разговор о левшах и правшах? Во-первых, потому что левши составляют малоизученное меньшинство. Меньшинство, но весьма многочисленное – сегодня на Земле около 600 миллионов левшей. Во-вторых, потому что за последние 90 лет в несколько раз возросло количество леворуких детей и взрослых во всём мире. Это увеличение учёные связывают с улучшением медицинского обслуживания и уменьшением смертности новорожденных и младенцев, с развитием науки, культуры и спорта, с появлением специальных инструментов и предметов быта для левшей. Но главное – с тем, что детей-левшей перестали переучивать на правую руку, то есть уменьшилось «культурное давление». В-третьих, потому что эта инициатива позволит нам выяснить и сопоставить особенности и преимущества развития ребёнка-правши и ребёнка-левши.

Масштаб педагогической инициативы.

Возрастание количества леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро она проявляется у первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких щкольников.

Уже много веков человечество пытается понять феномен левшества, но до сих пор левши остаются для праворукого мира поистине неразгаданной загадкой. Учёные убеждены в том, что на протяжении пятидесяти поколений соотношение право- и леворуких людей оставалось стабильным. Они пришли к выводу, что во все времена природа тщательно оберегала количество леворуких: левши составляют 8-13%, живущих в конкретную эпоху.

Результаты реализации педагогической инициативы.

Хотя физиологами объяснен феномен леворукости, до сих пор отсутствует достаточно полно разработанная  методика обучения леворуких первоклассников навыкам письма, недостаточно отработана методика формирования общетрудовых умений и коммуникативных навыков. Отсутствие адресной педагогической помощи в преодолении трудностей, возникающих при вхождении леворуких в новый коллектив на фоне противоречивых их эмоционально-психологических особенностей, провоцирует у них аутсайдерство.

Учителям известно о трудностях, испытываемых леворукими детьми в моторике, сенсорике, общении, а также негативном влиянии декса-стресса. Однако, исследование этого вопроса показало, что у них отсутствуют необходимые знания и специальная подготовка для оказания леворуким детям педагогической помощи. Учебные планы педагогических институтов и колледжей не содержат курсов, раскрывающих особенности работы с леворукими детьми.

Слово «амбидекстрия» возникло еще в средних веках. Так называли воинов, сражающихся одинаково хорошо любой рукой. Они очень ценились и удостаивались различных почестей. Развитие ее зависит от полушарий головного мозга. Левое отвечает за логику, а правое – за интуицию. Если одна рука развита слабее, то ее можно натренировать, и, соответственно, будет совершенствоваться и то полушарие мозга, с которым она связана. Такая особенность делает человека более конкурентоспособным. Часто эти люди очень талантливы.

Все дети рождаются амбидекстрами. Но к четырем годам они утрачивают способность владеть обеими руками одновременно. Во многом это происходит из-за родительского влияния, вмешательства медиков и учителей. Ребенку со всех сторон навязывается владение правой рукой. Ею он держит ложку, чашку. Правой рукой учат писать. В результате из таких детей в будущем получаются отличные исполнители, но без творческого начала.

Амбидекстрия приобретенная – это результат тренировки менее развитой руки (возврат утраченной в детстве способности владеть хорошо обеими одновременно).

Считаются ли левши «нормой»? Левша – это человек, у которого правая рука развита хуже. Это не болезнь и не отклонение от нормального развития. Просто означает, что правое полушарие мозга развито у него лучше другого. Оно отвечает за чувственное восприятие и интуицию. Значит, у левши эти чувства развиты больше, чем логическое мышление. Есть ли среди животных амбидекстры? Среди животных правшей и левшей нет вовсе. Они все амбидекстры от рождения и до самой смерти. И манипулируют обеими лапами одновременно и одинаково хорошо. Яркий пример – любые приматы.

Итак, принимая во внимание разные причины происхождения леворукости (генетические, социальные и компенсаторные) и варианты её индивидуального проявления (бытовые левши,  графические, амбидекстры и т.п.), необходима как можно более ранняя идентификация ведущей руки ребёнка. Обучение леворуких детей письму должно быть построено на упрощении шрифта и соединения букв, написании букв без наклона, с отрывом руки от бумаги, имеющим обозначения начала письма и направления движения руки. Всё это является эффективным средством оказания педагогической помощи в преодолении леворуким свойственных трудностей зрительно-пространственной ориентировки (отсутствие чувства границ строки, путание правой и левой сторон буквы, её верха и низа, неумение определить начальную точку письма и т.д.), зрительно-моторной координации (неправильная траектория движения руки при написании буквы, искажение формы буквы, диспропорция букв, разный наклон письма и т.д.) и недостатков развития мелкой мускулатуры руки (сниженный темп письма, писчий спазм и т.д.).

Сегодня крайне важно распространять научные и научно-популярные знания об эмоциональных, интеллектуальных и волевых особенностях леворукого ребёнка-дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши и взрослого. Возникла необходимость на основе специальных научных исследований разработать методики обучения леворуких детей, пособия для учащихся, их родителей, педагогов и психологов, написать книги о правшах и левшах для просвещения общества, изготавливать предметы быта и инструменты, спортивный инвентарь и технические средства, которыми будет удобно пользоваться левшам.

Итак, главный герой – Ребёнок.  Существо биологическое, которое подчиняется законам природы. Нам необходимо понять каждого малыша и помочь ему найти своё место в этом сложном мире. Ребёнок – это индивидуальность со своими интересами и пристрастиями, со своим характером и темпераментом. Это маленький человек, который по-своему  видит и слышит, спрашивает и запоминает, рисует и пишет, чувствует и мыслит. Проблемы леворуких детей связаны не столько с их особенностями, сколько с незнанием  и непониманием этих особенностей взрослыми. С неумением или нежеланием помочь каждому ребёнку, чьи необычные, с праворукой точки зрения, способности, всё ещё ждут своего раскрытия, а не активного подавления.

Почему мы, взрослые – мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя – часто ничего не знаем или попросту не хотим знать, понимать и принимать удивительные способности леворукого ребёнка, ставим перед ним невыполнимые задания, не умеем вовремя оказаться рядом и помочь ему, а потом раздражаемся от собственного бессилия? Может быть, проблема не в детях, а в нашем неумении разобраться в причинах поведения ребёнка?

 Написать психологический портрет ребёнка-левши – задача архисложная. Всё потому, что эта категория детей недостаточно изучена и основными «мазками» этого обобщенного портрета всё-таки будут индивидуальные черты каждого отдельного ребёнка. А также потому, что праворукий мир по-прежнему предвзято относится к непохожим людям, очень пристально всматриваясь и гадая: «Эти левши – они гениальные или дефективные?» До недавнего времени только эти две точки зрения имели место. Сейчас всё громче раздаются голоса тех, кто уверен: леворукие дети не гении, но и не аутсайдеры, они другие в силу особой функциональной специализации доминантного полушария их мозга.

Человеческое тело симметрично. То есть правая его сторона выглядит зеркальным отражением левой, и наоборот. Среди парных органов отличий нет, правый глаз (ухо, нога, лёгкое) внешне не отличается от левого. Одинаковы не только формы, но и функции. И только человеческие руки функционально неравноценны: ведущая – в большинстве случаев правая – рука может делать всё, на что способна её напарница, а ещё и много такого, чего та не умеет.

Итак, принимая во внимание разные причины происхождения леворукости (генетические, социальные и компенсаторные) и варианты её индивидуального проявления (бытовые левши,  графические, амбидекстры и т.п.), необходима как можно более ранняя идентификация ведущей руки ребёнка. Обучение леворуких детей письму должно быть построено на упрощении шрифта и соединения букв, написании букв без наклона, с отрывом руки от бумаги, имеющим обозначения начала письма и направления движения руки. Всё это является эффективным средством оказания педагогической помощи,  в преодолении леворуким ребёнком свойственных трудностей зрительно-пространственной ориентировки (отсутствие чувства границ строки, путание правой и левой сторон буквы, её верха и низа, неумении определить начальную точку письма и т.д.), зрительно-моторной координации (неправильная траектория движения руки при написании буквы, искажение формы буквы, диспропорция букв, разный наклон письма и т.д.) и недостатков развития мелкой мускулатуры руки (сниженный темп письма, писчий спазм и т.д.).

Сегодня крайне важно распространять научные и научно-популярные знания об эмоциональных, интеллектуальных и волевых особенностях леворукого ребёнка-дошкольника, младшего школьника, подростка, юноши и взрослого. Возникла необходимость на основе специальных научных исследований разработать методики обучения леворуких детей, пособия для учащихся, их родителей, педагогов и психологов, написать книги о правшах и левшах для просвещения общества, изготавливать предметы быта и инструменты, спортивный инвентарь и технические средства, которыми будет удобно пользоваться левшам.

Наша задача больше внимания уделять маленьким левшам, для того чтобы лучше понять их особенности, подготовить к успешному овладению карандашом и пером, к усвоению школьной программы, чтобы подобрать золотой ключик для общения с малышом, одарённым левшеством.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Рост  числа левшей, считают учёные медицинского факультета Лондонского университета, может привести к соответствующему подъёму общего интеллектуального уровня  общества и даже появлению настоящих гениев в области математики, искусства и спорта.

Леворукий ребёнок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что, как и любой ребёнок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.


 

Номинация «Учим воспитывая, воспитываем обучая»

Номинация «Учим воспитывая, воспитываем обучая»

Такая особенность делает человека более конкурентоспособным

Такая особенность делает человека более конкурентоспособным

Может быть, проблема не в детях, а в нашем неумении разобраться в причинах поведения ребёнка?

Может быть, проблема не в детях, а в нашем неумении разобраться в причинах поведения ребёнка?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.