Конкурс нацелен на закрепление знаний по литературному чтению в игровой форме. В нем принимают три команды. проводить такой конкурс можно как на уроке по литературному чтению, так и во внеурочной деятельности. Я проводила его на неделе начальных классов. В се дети остались довольны, так как все команды заняли определенное призовое место, а ученики из команды с 1 местом получили небольшие призы.
КОНКУРС ЗНАТОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
(неделя начальных классов 20152016 уч.г.)
Цель конкурса: вспомнить всем известные литературные произведения, их авторов и
героев в игровой форме конкурса.
В конкурсе участвуют 3 команды с любым количеством игроков. Вначале для
определения названия команд проводится разминка.
Затем каждой команде предлагается угадать литературного героя: сначала по трем
словам, относящимся к литературному произведению и получить за это 3 балла; если герой
не угадан, то – по отрывку из произведения, и получить за это 2 балла; если и после этого
герой не назван, то его называют другие команды, а отвечающая команда получает
возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного
произведения. Если же герой был угадан командой, то предлагается в качестве
развлекательного момента выполнить задание по карточке.
В конце игры проводится подсчет баллов и выявляется команда победителей.
Команды получают 1, 2, 3 места.
Ход мероприятия
А теперь мы проведем конкурс знатоков литературы.
I.
Загадки для разминки и определение названий команды.
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он герой веселой книжки,
За спиной его пропеллер. (Карлсон)
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это доктор ...(Айболит )
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В яркокрасных сапогах. (Кот в сапогах)
II. Первый этап.Итак, задание команде «Карлсон». Внимание!
Это таинственная героиня, которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать
положительным персонажем. (Шамаханская царица)
Слова (3 балла): девица, шатер, смерть.
Отрывок (2 балла).
Как перед солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела. А.С.Пушкин
Задание (1 балл). В «Сказке о золотом петушке» А.Пушкина, откуда родом наша
героиня, много волшебного и таинственного, например, сам золотой петушок. А какие еще
волшебные предметы, встречающиеся в сказках, вы знаете? Назовите не менее семи
предметов. (Клубочек, гуслисамогуды, скатертьсамобранка, зеркальце, блюдечко с
яблоком, шапканевидимка, сапогискороходы)
В игру вступает команда «Айболит».
Это юный бесстрашный герой. (Чиполлино)
Слова (3 балла): овощи, фрукты, сеньоры.
Отрывок (2 балла). «Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель
страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит ли луковых запах в нос
его высочеству:
– Что скажет принц, когда почувствует запах бедности?» Д.Родари
Задание (1 балл). В сказке Д.Родари «Приключение Чиполлино» героями являются
фрукты и овощи. Отгадайте загадки о некоторых из них.
Я вырос на грядке.
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. Лук
Полезный, желтый, кислый он –
Называется … Лимон
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. ПомидорЗолотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. Тыква
Сладка, сочна
В форме лампочки она. Груша
Слово предоставляется команде «Кот в сапогах».
Это очаровательная и женственная героиня. (Золушка)
Слова (3 балла): наряд, карета, часы.
Отрывок (2 балла). «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя,
какие и не снились ни одной девушке». Ш.Перро
Задание (1 балл). Золушка из сказки Ш.Перро замечательно танцевала на балу.
Исполните по музыку энергичный танец, сидя на стуле.
III.
Второй этап.
И снова играет команда «Карлсон».
Если бы этот герой жил среди нас, ни один учитель не смог бы назвать его
прилежным учеником. (Незнайка)
Слова (3 балла): цветы, малыши, друзья.
Отрывок (2 балла). « Почему рано? Уже можно лететь!
Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым
воздухом». Н.Носов
Задание (1 балл). Найти ошибки в словах, которые сочинил Незнайка.
Посмотрите: синий грач
По полю несется вскачь. Не синий, а черный.
С треском взламывая лед,
По Нилу ледокол плывет. На Ниле льда не бывает.
Всем известно, без сомненья:
Карлсон не любит варенья. Карлсон любит варенье.
Даже дети это знают:
В песках джунгли утопают. В джунглях нет песков.
Игру продолжает команда «Айболит».
Это легко узнаваемый герой. (Буратино)
Слова (3 балла): театр, дерево, обман.Отрывок (2 балла). «Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и яркозеленые
штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку – колпачком с кисточкой – из
старого носка». А.Толстой
Задание (1 балл). Буратино, как известно, большой поклонник театрального
искусства. Инсценируйте диалоги малышей из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти».
Я буду доктор, а ты пусть больная. Что у вас болит?
Глаза.
С вашими глазами случилось воспаление лёгких.
Я сегодня упала и сильно ушиблась.
Плакала?
Нет.
Почему?
А никто не видал.
Играет команда «Кот в сапогах».
Это очень добрый герой, работник зоопарка. (Крокодил Гена)
Слова (3 балла): одиночество, дом дружба.
Отрывок (2 балла). «А я уже придумал! Надо взять и написать объявления, чтобы они
приходили к нам. А когда они будут приходить, мы будем их знакомить между собой.
Эта мысль всем понравилась и друзья решили сделать так. Они развесят по городу
объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища».
Э.Успенский
Задание (1 балл). Исполнить куплет из мультфильма о крокодиле Гене и Чебурашке
«Пусть бегут неуклюже …»
IV.
Третий этап.
Слово команде «Карлсон».
Эта героиня очень коварная особа, влюбленная в себя. (Царица из «Сказки о мертвой
царевне …»)
Слова (3 балла): красота, ревность, преступление.
Отрывок (2 балла).
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. А.С.Пушкин
Задание (1 балл). Царица могла часами любоваться собой в зеркальце. Покажите,
как она с ним разговаривала.Игру продолжает команда «Айболит».
Это герой – существо, которое человеком уж точно не назовешь. (Мойдодыр)
Слова (3 балла): начальник, чистота, вода.
Отрывок (2 балла).
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок. К.Чуковский
Задание (1 балл). Мойдодыр – яростный сторонник гигиены. Ответьте в быстром
темпе на вопросы по теме «Гигиена».
Что представляет собой кривоногий и хромой Мойдодыр? Умывальник.
Оно бывает туалетное и хозяйственное. Мыло.
Время от времени на помощь длинным волосам приходят … Ножницы.
Помощник мятой одежды. Утюг.
Куда ходят с березовым веником? В баню.
Игру завершает команда «Кот в сапогах».
Эта героиня – девочка со странным именем. (Красная Шапочка)
Слова (3 балла): корзинка, лес, подмена.
Отрывок (2 балла). «Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика
дровосеки с топорами на плесах. Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка.»
Ш.Перро
Задание (1 балл). Пересказать по ролям диалог Красной Шапочки и Волка,
переодетого бабушкой.
V. Итог конкурса.
Жюри подводит итоги.
Ребята, вы стали взрослее и более знающими, когда первый раз переступили порог
школы. Многие из вас учатся очень старательно. Чтобы узнать хороший ученик или
нет, достаточно посмотреть на его книги и учебники. Они о многом говорят.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Ну как твои делишки?
Одна спросила у другой.Ох , милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мне обложки выдрал с мясом!
До что обложки … оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей …
Боюсь, листы пойдут на змей.
Тогда летать мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел лицеист читать меня!
А посмотрика на мои листочки,
Завершается конкурс награждениями команд грамотами и книгами.
Я буду доктор, а ты пусть больная. Что у вас болит?
Глаза.
С вашими глазами случилось воспаление лёгких.
Я сегодня упала и сильно ушиблась.
Плакала?
Нет.
Почему?
А никто не видал.
Приложение 1.
Приложение 2.