Конкурсная работа на фестиваль практик наставничества в профессиональном трудовом коллективе образовательных организации Воронежской области
«Каждый педагог – наставник, но не каждый наставник – педагог. Педагог – это профессия, а вот наставник – призвание, состояние души, возможность что-то посоветовать, чем-то помочь по жизни, причём не только формированием предметных, научных знаний и навыков, но и человеческим советом, добрым словом, примером.»
Татьяна Васильева, заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Автор: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №3 Павловского муниципального района Воронежской области, Германова Наталья Петровна
Форма наставничества «педагог-педагог»
Наставник: Германова Наталья Петровна, учитель начальных классов
Наставляемый: Диская Елизавета Александровна, учитель начальных классов.
Представитель административно-управленческого персонала, ответственный за организацию наставничества: Воловикова Ольга Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в национальном проекте «Образование». В целом наставничество является мировой тенденцией и охватывает все сферы деятельности6 предпринимательство, социальную сферу, предприятия различных форм собственности, государственную службу и, конечно же, образование.
Наставничество в образовании – важнейшее условие в профессиональном становлении и повышении педагогического мастерства. Именно наставничество, по моему мнению, является той формой взаимодействия «Учитель – учитель», которая поможет профессиональному развитию педагога и его продвижению к вершинам мастерства.
Прежде чем говорить о программе наставничества в общеобразовательной школе, необходимо чётко понимать, что такое наставничество, в чём важность взаимодействия «учитель – учитель», какую роль педагог – наставник оказывает на начинающего педагога.
Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции. Это одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приёмы под непосредственным руководством педагога – мастера.
Таким образом, педагогу – наставнику необходимо помочь адаптироваться молодому специалисту в школьной образовательной атмосфере.
Я работаю учителем в школе 24 года, 8 лет в качестве наставника помогаю молодым педагогам осваивать эту профессию. И каждый раз, встречая молодого коллегу, я вспоминаю себя и своих наставников, у которых в своё время многому научилась.
Когда я, закончив Павловское педагогическое училище Воронежский государственный педагогический университет, пришла на работу, мне казалось, что я всё знаю, умею. Но оказалось, что в теории далеко не так, как в реальной работе с детьми. Скажу честно, что в первое время мне было даже страшно. Но я попала в хороший коллектив, где меня поддержали, помогли преодолеть трудности профессионального становления мои наставники. Я в любой момент могла обратиться к ним с любыми вопросами и проблемами по организации работы с детьми, оформлению документов, планированию и организации работы с родителями. Я всегда получала поддержку и помощь от своих наставников, которые помогли мне состояться как педагогу.
Зная из собственного опыта, как важна молодому педагогу, который приходит в новый коллектив, человеческая и профессиональная поддержка, как он нуждается в помощи более опытных коллег, я решила помогать и поддерживать молодых специалистов.
Целью наставничества в нашей школе является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
2. Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
3. Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
4. Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
5. Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Помогая молодым педагогам, стараюсь сформировать у них необходимые для успешной деятельности нравственные и профессиональные качества, научить секретам профессии, воспитать желание постоянно развиваться, овладевать культурой труда, принимать активное участие в жизни коллектива.
Я постоянно изучаю и применяю современные активные формы наставничества:
- консультации – практикумы по ведению документации учителя, по проведению педагогической диагностики и заполнению карт индивидуального развития, по организации образовательной и оздоровительной работы с детьми по созданию развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с возрастом детей;
-помощь в подборе методического материала;
-совместная разработка содержания уроков, внеклассных мероприятий;
-взаимопосещения педагогических мероприятий с последующим обсуждением эффективности методов и приёмов их проведения;
-мастер-классы по применению активных форм и методов организации совместных мероприятий с участием детей и родителей;
-проведение Недели молодого специалиста в конце учебного года, где он проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, представляет свои достижения, вместе с наставником анализирует результаты совместной работы в форме деловой игры.
Эти формы наставничества я использую и в ходе профессиональной поддержки студентов педагогических колледжей, проходивших практику в нашей школе.
Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя. Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию.
Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружились определённые проблемы психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые затруднения, решение которых ведёт к ликвидации серьёзных профессиональных потребностей, например, «Дифференцированный и индивидуальный подходы на уроке», «Организация домашнего задания на уроке», «Мотивация на уроке», «Самоконтроль учащихся».
Одним из первых затруднений, с которым столкнулся молодой специалист, стало составление рабочих программ по предметам. С этой целью совместно были изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению программы, так как это индивидуальный инструмент учителя, где определяются оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса.
Составление технологических карт урока – это ещё одно из затруднений, с которыми сталкивается молодой педагог. Решению этого затруднения было уделено особое внимание, так ка обучение с использованием технологических карт позволяет организовать учебный процесс более эффективно, обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. И кроме этого, правильно составленная технологическая карта позволяет сократить время на подготовку учителя к уроку.
Молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и учащихся.
В качестве наставника систематически провожу для молодого специалиста консультации, на которых вместе анализируем учебные программы, рассматриваем методические и дидактические аспекты современного урока, помогаю определиться с выбором методической литературы, даю рекомендации по вопросам самообразовательной деятельности, оказываю помощь в подборе, а также в подготовке дидактического материала, наглядных пособий, упражнений, контрольных работ.
Основной частью своей работы как наставника при реализации плана развития молодого педагога считаю оказание методической помощи при составлении и проведении уроков. Важно не только давать советы по составлению плана урока, но и регулярно посещать занятия, следить за тем, как выполняются рекомендации, отмечать динамику развития молодого специалиста. Считаю, что посещение занятий должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени (за год стараюсь посетить 10-15 занятий).
Во время просмотра урока целенаправленно наблюдаю за взаимодействием между молодым педагогом и учениками. В ходе наблюдения урока выделяю не только те моменты, над которыми надо поработать, но стараюсь отметить и положительные, чтобы отметить и простимулировать молодого специалиста при обсуждении урока.
В ходе осуждения урока в первую очередь стараюсь побудить молодого педагога к самоанализу урока. Для этого задаю вопросы:
▪ Что, по вашему мнению, на уроке получилось, а над чем надо ещё поработать?
▪ Что можно сделать, чтобы это улучшить?
▪ Какая часть урока особенно запомнилась и почему?
▪ Чему вы научились?
Считаю, что обсуждение урока должно быть своевременным, конфиденциальным, не осуждающим, а мотивирующим подопечного к рефлексии.
Как показывает опыт, посещение наставником уроков молодого специалиста позволяет своевременно выявлять возникающие у него затруднения и способствует устранению недостатков.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. В программе прослеживается работа с молодым педагогом по индивидуальному педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Елизавета Александровна принимает активное участие в работе школьного методического объединения учителей начальных классов, в мероприятиях школы, в интеллектуальных и творческих конкурсах, выступает на районных методических объединениях, приняла участие в районном конкурсе «Учитель года – 2022», стала призёром в номинации «Дебют». Проходит курсы повышения квалификации. Учащиеся её класса участвуют во многих конкурсах, занимая призовые места.
Подводя итог, хочется отметить, что систематическая, целенаправленная и спланированная работа педагога – наставника способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, помогает преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, развитию общекультурного и профессионального кругозора, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника, а в конечном итоге, и успех школы и системы образования в целом.
Когда я вижу успехи молодого специалиста, его творческий рост в нашей работе, то получаю огромное удовлетворение.
Общаясь с молодыми педагогами, я заметила, что наставничество и меня стимулирует к профессиональному самосовершенствованию, мотивирует к постоянному поиску эффективных способов работы с детьми и с молодыми коллегами. А кроме того, я учусь у них применять современные технические средства, активные технологии образовательной деятельности.
Моя история наставничества продолжается. Я верна своей профессии и надеюсь, что смогу передать эту верность любимому делу молодым педагогам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.