Цель: Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.
Задачи:
-закрепить представления у детей ,что всё в природе взаимосвязано;
-формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
-определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
-вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше.
(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)
Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.
-находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.
-ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.
-нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;
-нельзя бросать мусор.
Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.
Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.
…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей
и побежал по улице сверкающий ручей…
О каком времени года говорится в этом четверостишии?
Перечислите все весенние месяцы?
А какой самый первый месяц весны?
А после какого зимнего месяца он наступает?
А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?
Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.
А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?
1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.
2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.
3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.
Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.
Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света, стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее. В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).
Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).
А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?
Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.
А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.
А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.
Откуда берутся эти ручейки?
Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.
Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!
Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)
А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?
Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?
Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.
Что мы наблюдаем на месте разлома?
Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.
А почему почки набухают именно весной?
Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.
Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.
(солнечный свет, тепло, влага).
Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)
Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)
Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей : побелка, подрезка, лечение ран на коре).
Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).
А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?
Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).
Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)
Какие птицы прилетают к нам первыми?
Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.
А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?
Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)
Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.
Чем питаются грачи? (насекомыми).
Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).
Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).
Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?
Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)
А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.
Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?
Птицы, как и люди, ждут приход весны.
Обратите внимание, как стали одеваться люди?
Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?
По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?
А кто знает пословицу о порядке? ( чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)
Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.