Логоритмическое занятие в
3 классе
Дата: 25.11.12г.
Вид занятия: Фронтальное
Логопедическое заключение: СНР l-ll уровня
Тема: «В гости к Весне»
Цель: учащиеся получат возможность преодолеть речевые нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
Коррекционные: развитие речевого дыхания, силы голоса, артикуляции, фонематического восприятия, слухового внимания, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие умения исполнять элементы танца, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела.
Воспитательные: развитие силы, быстроты, точности и координации движений, воспитание статики движений, выполнение упражнений без показа, с опорой на собственные кинестетические ощущения, с опорой на словесную инструкцию,
воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Демонстрационный материал:
Три дерева с нераспустившимися листьями, один большой разноцветный листок, листья: осиновый, кленовый, ясеневый, ивовый, берёзовый, дубовый, две разрезные картинки: сороки, пиктограммы, воздушные шары, маркеры.
Методические приёмы: игровые приёмы, биологически активный массаж, музыкальное сопровождение, сюрпризный момент.
Предварительная работа: заучивание стихотворения о весне, игра «Ручеёк», музыкально-ритмические упражнения «Разноцветная игра», упражнения с цветами, массаж пальцев «Грачи», песня «Мамин праздник», оркестр, песня «Колыбельная медведицы», заучивание скороговорки «Сорока».
l этап. Вводный
1. Ритмическая ходьба: дети входят в зал, ходьба под марш с ускорением и замедлением темпа, изменение направления по звуковому сигналу, бег, подскоки.
2. Дидактическая игра «Громко-тихо».
- Каждый имя своё знает
Громко, тихо повторяет.
ll этап. Основной
3. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- Кто знает, когда это бывает?
Дел у меня не мало Я раскрываю почки,
Я белым покрывалом В зелёные листочки
Всю землю укрываю, Деревья одеваю,
В лёд реки убираю, Посевы поливаю
Белю поля, дома, Движения полна
Зовут меня …(Зима) Зовут меня …(Весна)
Я соткана из зноя Несу я урожаи,
Несу тепло с собою. Поля вновь засеваю,
Я реки согреваю Птиц к югу отправляю,
Купайтесь, приглашаю. Деревья раздеваю,
И любите за это Но не касаюсь сосен
Вы все меня. Я …(Лето) И ёлочек. Я …(Осень)
Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала? Что вы представляете, когда слышите слова: деревья, грибы, животные, птицы?
Дети: Лес.
Логопед: Хотите попасть в весенний лес? Как же мы туда попадём?
Дети: (варианты ответов).
Логопед: Отгадайте загадку: весной распускаются, осенью осыпаются.
Дети: Листья.
Логопед: Смотрите, какие почки на ветках. А вот какой большой сказочный лист. Видно он волшебный. Он сможет превратить нас в ручеёк, который потечёт в лес. Но для этого мы должны с вами подобрать слова к нашим листочкам. Какие они?
Дети: Осиновый, ивовый, кленовый, берёзовый, дубовый, ясеневый.
Логопед: Давайте подуем на наш волшебный листок.
4. Дидактическая игра «Ручеёк».
Дети встают парами, образуют ворота. Один ребёнок бежит через ворота, выбирает себе пару и становится впереди.
Логопед: Вот мы и в весеннем лесу. Ах, какая поляна! Чтобы попасть на неё надо перепрыгнуть через овраг.
5. Дидактическая игра «Перепрыгни через овраг».
Дети прыгают на определённое слово «Кочка». Выделение слова из одинаково звучащих слов: дочка, почка, кочка, точка, щёчка, бочка, кочка, мочка, ночка, кочка.
Логопед: Посмотрите, как красиво! Солнышко светит!
6. «Разноцветная игра».
Логопед: Всё переливается разными красками. Давайте с вами поиграем в «Разноцветную игру».
Дети выполняют музыкально-ритмические движения. (А.И.Буренина «Разноцветная игра»)
Логопед: Прислушайтесь, как много различных звуков в лесу (запись звуки весеннего леса). Это звенят ручьи, поют птицы. А вот как весну услышал великий русский композитор П.И.Чайковский («Подснежник»).
Логопед: Сядьте на ковёр, обнимите колени руками, закройте глаза. Представьте себе весну, как распускаются подснежники.
7. Дидактическая игра «Бусы из слов».
Логопед: Мы с вами послушали музыку, а теперь давайте скажем словами о весне.
Дети сидят в кругу друг за другом, произносят стихотворение о весне по одному слову.
Дети: К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
Логопед: Вот подул ветер и рассыпались цветы по поляне.
8. «Упражнения с цветами».
Дети под музыку выполняют упражнения с цветами.
9. Массаж биологически активных зон «Сорока».
Логопед: Посмотрите, у нас рассыпались картинки на части. Давайте их соберём узнаем, кто изображен на рисунках.
Дети: (собирают). Сорока.
Ока-ока-ока, где живёт сорока? (потереть ладони друг о друга),
Оки-оки-оки, не найти гнездо сороки . (приставить ладони ребром ко лбу, как
козырёк и энергично растирать лоб
движениями в сторону – к середине лба)
Ук-ук-ук, села птичка на сук. (раздвинуть указательные и средние пальцы
«вилочкой» и растирать точки перед и за
ушами)
Ок-ок-ок, чистит крылышком носок. (кулачками провести под крыльями носа)
Ко-ко-ко, улетела далеко! (мягкими движениями ладоней погладить
шею сверху вниз)
Логопед: А каких перелётных птиц вы знаете?
10. Дидактическая игра «Мяч по кругу» с музыкальным сопровождением «Солнечная капель».
Дети передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, ребёнок называет перелётную птицу.
11. Массаж пальцев «Грачи».
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи.
Первый грач испёк пирог, А второй ему помог,
Третий грач накрыл на стол,
А четвёртый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять
Выходи грачей считать.
(Звучит мажорная музыка, входит «Мажор»).
Логопед: Ой, смотрите, кто это там? Да какой нарядный! Ты кто?
Мажор: Я Мажор! Я всегда весёлый, радостный, бодрый! И музыка моя такая же. Послушайте. Что можно делать под такую музыку?
Логопед: Покажите, как вы можете изобразить мажорное настроение.
Мажор предлагает детям спеть песню под его любимую музыку.
12. Песня «Мамин праздник».
Логопед: Какой у нас недавно был праздник?
Дети: Мамин праздник 8 марта.
Логопед: Давайте споём песню «Мамин праздник».
13. «Оркестр под музыку».
Логопед: Наши дети не только могут петь весёлые песни, но и играть на музыкальных инструментах весёлую музыку.
(Звучит грустная музыка. Входит «Минор»).
Минор: И-и-и, у-у-у, о-о-о.
Логопед: Кто это?
Мажор: Это мой друг Минор.
Минор: Я всегда медленный, печальный, задумчивый. И моя музыка такая же.
(Звучит колыбельная).
Минор: Что можно делать под мою музыку? Изобразите минорное настроение.
Логопед: Мы догадались, Минор, какие звуки ты любишь. Это И, У, О. Давайте споём вместе.
14. «Колыбельная медведицы».
Дети поют фрагмент «Колыбельной медведицы» без слов, только гласные звуки.
Мажор: Какие вы молодцы, ребята! Вы можете быть грустными, а можете и весёлыми. Умеете петь весёлые и грустные песни. А нам пора уходить. До свидания!
15. Упражнение на релаксацию.
Логопед: Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза).
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело (2 раза).
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги тёплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
ll этап. Обобщающий
Логопед: С кем мы сегодня с вами познакомились?
Дети: С Минором и Мажором.
Логопед: Кто вам больше понравился? Давайте на воздушных шарах нарисуем Мажора или Минора.
(Дети рисуют).
16. «Игра с шарами».
Логопед: Молодцы, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.