Конспект : "Влияние человека на живую природу"
Оценка 4.7

Конспект : "Влияние человека на живую природу"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
01.06.2024
Конспект : "Влияние человека на живую природу"
влияние человека на живую природу.docx

Урок биологии в 5 классе. ФГОС

Тема: «Влияние человека на живую природу».

Цель: выяснить, какое влияние оказывает  человек на природу, что нужно сделать для уменьшения этого воздействия.

Задачи:

Требования к результатам освоения темы урока учащимися:

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в группе;

Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практику моделирования  в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели;

Познавательные: умение анализировать, обобщать, выделять ключевые понятия, сравнивать имеющиеся и полученные данные на основе микроисследования, моделировать экологическую проблему.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Тип урока: комбинированный. Моделирование.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Педагогические технологии:

Развития критического мышления.

Проблемного диалога.

Технология исследовательского обучения.

Технология коллективного способа обучения.

Оборудование:  комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), презентация, рисунки, учебник.

 

 

 

Ход урока

I.                   Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с Вами говорили на прошлом уроке?

Чтобы понять, на сколько хорошо Вы усвоили материал мы с вами выполним задание на повторение. Работаем в парах.

 

Задание 1: Исключите лишнее слово по какому-либо признаку.

а) человек, динозавр, растения;
б) шимпанзе, горилла, дриопитек;
в) неандерталец, дриопитек, австралопитек.

Прошу по одному из членов группы пояснить выбранный вами вариант.

Ответ: а) динозавр – вымершее животное, а человек и растения существуют на нашей планете по сей день; б) дриопитек – предок человека, а шимпанзе и горилла – обезьяны; в) неандерталец – человек разумный, ныне вымерший, а дриопитек и австралопитек – древние предки человека.

 

Задание 2: Соотнесите термины:

1. австралопитек 
2. дриопитек 
3. человек умелый 
4. человек прямоходящий 
5. неандерталец 
6. человек разумный 
7. кроманьонец

А) древесные обезьяны
Б) изготовляющие орудия труда 
В) южные обезьяны
Г) жили в пещерах, строили хижины 
Д) произошли от человека умелого 
Е) изготовляли орудия труда из рогов и костей
Ж) членораздельная речь, развитое мышление

Ответ: 1– В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г, 6 – Ж, 7 – Е.

 

Задание 3: Найди пару. Вам предлагаются 3 слова. Между 1-м и 2-м словами существует определенная связь. Между 3-м и одним из предложенных 4-х слов существует аналогичная, такая же связь. Выберите это слово.

1.      дриопитек : деревья = неандерталец : ? ;
а) степь, б) лес, в) дом, г) пещера

2.      человек умелый : каменные орудия = австралопитек : ? ;
а) палки, б) кости, в) рога, г) камни

3.      кроманьонец ; Европа = австралопитек : ? ;
а) Азия, б) Европа, в) Африка, г) Австралия.

 

Ответ: 1) пещера; 2) палки; 3) Африка.

 

Задание 4: “Лента времени”. Расставьте номера карточек с рисунками по мере развития человека на Земле.

Вставка: Лента времени

http://festival.1september.ru/articles/596721/img2.gif

Ответ: 3, 1, 5, 6, 2, 4.

 

А сейчас мы сделаем привал и немного отдохнем!

ФИЗМИНУТКА

 

II.Актуализация знаний учащихся

Учитель – готовясь к сегодняшнему уроку, я вспомнила о притче, которую хочу вам рассказать. А Вы внимательно послушайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Феи Флора и Фауна подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.

 

Учитель.  Ребята!  Как вы думаете, какова тема нашего  урока? (учащиеся формулируют тему урока). Тема: «Влияние человека на живую природу».

 

- На протяжении нескольких уроков, и сегодня в ходе урока  мы будем знакомиться с проблемами экологии. Как вы думаете? Какие цели и задачи мы будем решать в ходе урока?

 (Учитель не называет  цели и задачи. Определяет вместе с детьми на основе обсуждения).

Цель: выяснить, какое влияние оказывает  человек на природу, что нужно сделать для уменьшения этого воздействия.

+ Из каких источников вы будете добывать знания для достижения своей цели.? (Учебник, компьютер, дополнительный материал) .

РаБОТА В ГРУППАХ:

III. Целеполагание

Ребята мы с Вами на прошлом уроке говорили о происхождении человека. Давайте еще раз вспомним:

-Чем занимался человек на ранних этапах своего развития? (собирательством)

-В то время он оказывал на природу какое-нибудь влияние? (нет)

-А природа могла оказывать на человека влияние? (да. Именно благодаря природе человек одел на себя одежду, построил жилище, стал обрабатывать землю и т. д.)

Да, совершенно верно на ранних этапах развития природа изменяла человека. Именно благодаря природе человек достиг всего, что мы сейчас имеем.

Человек – старший сын природы-матери со временем становился все более умелым, сообразительным и тоже стал делать подарки Земле, а значит, и себе. Правда, не всегда приятные и безобидные, а часто и просто вредные. Вот о таких «подарках»  и пойдет сегодня речь.

- Кто из вас, ребята, может назвать, какое влияние в настоящее время оказывает человек на природу?

Ответы детей.                                            

А к чему может привести вырубка лесов?

А как вы считаете, можно ли решить эту проблему и восстановить лес усилиями человека? (да)

А вот ученые – биологи считают, что очень трудно вырастить тропический лес. Как вы думаете, почему? А теперь в тексте учебника на стр. 112 найдите подтверждение своих слов.

Перед вами в конвертах пазлы. Я предлагаю Вам совместно собрать их и посмотреть, что получиться? А теперь переверните картинку и посмотрите, что у Вас написано? (лесопосадки)

Найдите это слово в учебнике на стр. 111 и прочитайте, что с ним связано?

Загрязняя окружающую среду, человек наносит вред только природе?

(Нет и самому себе.) Докажем это на примере.

Выступление 1 группы.

Выступление 2 группы.

Выступление 3 группы.

Выступление 4 группы.

Физминутка

- Молодцы, ребята!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.Назовите негативные пути влияния человека на природу :а) вырубка деревьев,б) загрязнение и распашка почв,в) охота на животныхг) загрязнение воды, воздуха .

2. «Ребята, вы очень наблюдательны, поэтому давайте вспомним и запишем в тетрадь негативные изменения, происходящие в природе в нашем районе, поселке».

Ответы:а) на территории района ( особенно в сёлах) вырубаются деревья по берегам рек;б)по вине жителей  образовалось много свалок мусора;г) стоки с ферм, с полей загрязняют реки .

3.предложите свои пути решения некоторых экологических проблем.

 

А теперь давайте вспомним, какую цель мы с Вами ставили в начале урока?

Как Вы думаете справились мы с поставленной целью? Да, я тоже так считаю. Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И я надеюсь, что сегодня вы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. А для этого мы должны беречь природу. А главное – своими действиями не наносить ей вреда. От нас зависит состояние природы, а от природы наше с вами здоровье и наша жизнь.

 

 

 

IV. Рефлексия.

Продолжить предложение:

1.      сегодня я узнал…

2.      было интересно…

3.      было трудно…

4.      теперь я могу…

5.      урок дал мне для жизни…

 

V. Домашнее задание:

Изучить материал на стр.110-112, сочините сказку, стихотворение на тему нашего урока или сделайте рисунок.

 

 

VI. Итог урока:  

Где в жизни вам пригодятся знания, которые вы получили на уроке? Нарисовать свое настроение после урока.

 

Самооценка за работу на уроке…….

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок биологии в 5 классе. ФГОС

Урок биологии в 5 классе. ФГОС

Задание 1: Исключите лишнее слово по какому-либо признаку

Задание 1: Исключите лишнее слово по какому-либо признаку

Ответ : 3, 1, 5, 6, 2, 4. А сейчас мы сделаем привал и немного отдохнем!

Ответ : 3, 1, 5, 6, 2, 4. А сейчас мы сделаем привал и немного отдохнем!

Учитель. Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся формулируют тему урока)

Учитель. Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся формулируют тему урока)

Ребята, вы очень наблюдательны, поэтому давайте вспомним и запишем в тетрадь негативные изменения, происходящие в природе в нашем районе, поселке»

Ребята, вы очень наблюдательны, поэтому давайте вспомним и запишем в тетрадь негативные изменения, происходящие в природе в нашем районе, поселке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2024