Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.
Оценка 5

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Оценка 5
Работа в классе
docx
биология
11 кл
20.05.2024
Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.
Тема урока: Изменение климата-глобальная экологическая проблема. ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить школьников с глобальной проблемой изменения климата и способами адаптации российских регионов к меняющимся условиям. ЗАДАЧИ: 1)Обучающая • Актуализировать знания о влиянии климата на жизнь людей; • Познакомить со способами изучения климата; • Выяснить, почему меняется климат и в чем проявляются эти изменения; • Рассмотреть два направления действий для решения проблемы изменения климата; • Исследовать меры адаптации к климатическим изменениям на примере трех российских регионов: Астраханской области, Волгоградской области, Республики Калмыкия. 1)Развивающая • Развивать умение анализировать делать выводы; • Развивать умение слушать, работать сообща в паре. 1)Воспитывающая • Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе; • Прививать правильные экологические привычки; Метапредметные УУД: • Регулятивные: формирование умения ставить цель и новые задачи в познавательной деятельности, формирование умения осуществлять контроль, корректировать свои действия, умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. • Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. • Личностные: формирование положительного отношения к окружающей среде, формирование умений решать проблемы творческого характера, умения ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Методы: словесный, практический, наглядный, проблемный, метод контроля и самооценки. Средства обучения: - для учителя: компьютер, проектор, видеоролик: «Изменение климата», экран, доска. - для обучающихся: ручки, тетради, раздаточный материал с заданиями. Оборудование: компьютер, экран, презентация, видеоролик, раздаточный материал для обучающихся.
Урок КЛИМАТ.docx

 

Тема урока: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить школьников с глобальной проблемой изменения климата и способами адаптации российских регионов к меняющимся условиям.

ЗАДАЧИ:

1)Обучающая

      Актуализировать знания о влиянии климата на жизнь людей;

      Познакомить со способами изучения климата;

      Выяснить, почему меняется климат и в чем проявляются эти изменения;

      Рассмотреть два направления действий для решения проблемы  изменения климата;

      Исследовать меры адаптации к климатическим изменениям на примере трех российских регионов: Астраханской области, Волгоградской области, Республики Калмыкия.

1)Развивающая

      Развивать умение анализировать делать выводы;

      Развивать умение слушать, работать сообща в паре.

1)Воспитывающая

      Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе;

      Прививать правильные экологические привычки;

Метапредметные УУД:

      Регулятивные: формирование умения ставить цель и новые задачи в познавательной деятельности, формирование умения осуществлять контроль, корректировать свои действия, умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

      Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

      Личностные: формирование положительного отношения к окружающей среде, формирование умений решать проблемы творческого характера, умения ориентироваться в системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы: словесный, практический, наглядный, проблемный, метод контроля и самооценки.

Средства обучения:

- для учителя: компьютер, проектор, видеоролик: «Изменение климата», экран, доска.

- для обучающихся: ручки, тетради, раздаточный материал с заданиями.

 

Оборудование: компьютер, экран, презентация, видеоролик, раздаточный материал для обучающихся.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Желаю нам хорошего настроения и активной плодотворной работы на уроке.

На доске (открывает листы с написанными показателями климата:

(Температура воздуха, осадки, ветер, влажность воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация).

Учитель: Как вы думаете к какому понятию относятся эти показатели?

Учащиеся отвечают: Это составляющие климата.

Учитель: Какая глобальная экологическая проблема в настоящее время существует, связанная с климатом?

Учащиеся отвечают: Изменение климата, глобальное потепление.

Учитель: Давайте вместе сформулируем тему урока.

Тема урока: Изменение климата-глобальная экологическая проблема. СЛАЙД 1

Учитель: Сегодня мы поговорим об изменении климата глобальной экологической проблеме, развитие и решение которой может стать поворотным моментом в истории человеческой цивилизации. Скажите, что такое климат?

Учащиеся отвечают.

СЛАЙД 2

Учитель: Простыми словами климат это многолетний режим погоды. Наблюдая за погодой в течение 30 и более лет, можно описать климат местности. К характеристикам климата относятся, например, температура воздуха, осадки, скорость и направление ветра, влажность, облачность, солнечное излучение, атмосферное давление. Люди изучают климат довольно давно. Как вы думаете, почему человечеству важны знания о климате и его изменениях?

Учащиеся отвечают.

Составим план урока, что мы будем изучать?

 

      Влияние климата на жизнь людей;

      Способы изучения климата;

      Почему меняется климат и в чем проявляются эти изменения;

      Направления действий для решения проблемы изменения климата;

Включить-Видеоролик: Изменение климата.

Учитель: От климатических условий зависит возможность поселиться в той или иной местности, развивать сельское хозяйство, энергетику, промышленность, транспорт. Из какого материала строить здания, какие растения выращивать, что может угрожать здоровью людей? На эти и другие жизненно важные вопросы помогают ответить знания о климате местности.

Знаете ли вы, как изучают климат?

Учащиеся отвечают.

СЛАЙД 3

Учитель: Чтобы проводить постоянные наблюдения за состоянием атмосферы и про- исходящими в ней процессами, используют наземные метеорологические станции.

В 1722 году российский император Петр I издал указ о начале систематических наблюдений за погодой. А в 1724 году в России появилась первая метеостанция. На ней было всего два прибора: термометр и барометр. Однако ученые Академии наук стали быстро развивать новое направление и создали большое количество метеорологических приборов.

Сеть станций стала разрастаться, а российские и советские ученые своей работой внесли значительный вклад в формирование и развитие науки о климате. С 60х годов XX века  дополнительные метеоданные стали получать с помощью космических спутников.

Сегодня актуальными данными о погоде и климате нашу страну обеспечивает служба Росгидромета. Специалисты получают информацию с сотен метеостанций и постов, размещенных по всей России, и с 35 спутников. Это огромные массивы данных. Суперкомпьютер обрабатывает их и превращает в климатические модели и прогнозы. Эти знания помогают людям принимать важные решения в самых разных областях. Например, определять даты посева сельскохозяйственных культур и прогнозировать урожай, заранее узнавать о стихийных бедствиях и минимизировать ущерб от них. Метеоданные необходимы для авиации и судоходства. Они также используются в строительстве, энергетике и медицине.

СЛАЙД 4

Учитель: В 70х годах XX века климатологи заговорили о глобальном потеплении и изменении климата. Эту тему стали активно обсуждать и исследовать. Вы наверняка тоже что-то об этом слышали. Знаете ли вы, в чем именно состоит проблема изменения климата и как она проявляется?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Спасибо за ответы. Давайте выясним, почему климат меняется и чем это грозит планете и людям. Мы пройдем по следам ученых и проверим факты об изменении климата. На слайде будут появляться утверждения, а вы проголосуете за то, правда ли это, по вашему мнению, или вымысел.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

Учитель: «Климат менялся всегда. В нынешних изменениях нет ничего необычного, это естественный процесс». Поднимите руки, кому кажется, что это правда.

Учащиеся  поднимают  руки. Учитель: А кто думает, что это не так? Учащиеся поднимают руки.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

 

Учитель: Часть этого утверждения верна. Климат на Земле действительно меняется циклически. За многие миллионы лет существования нашей планеты на ней были и более теплые периоды, чем сейчас, например, когда жили динозавры. Бывали и более холодные, ледниковые, когда значительная часть земной поверхности покрывалась льдом.

Мы с вами живем в межледниковый период.

Однако изучая климат планеты в прошлом и сравнивая его с настоящим, климатологи обнаружили, что теперь наша планета нагревается слишком быстро. Никогда за миллион лет средняя температура воздуха не изменялась с такой невероятной скоростью, как сейчас: почти 1 °C за 100 лет. Раньше такие изменения происходили в течение нескольких сотен и тысяч лет, поэтому их нельзя назвать обычными.

СЛАЙД 5

Учитель: «Изменение климата- это не просто повышение температуры. В результате изменений погода становится более экстремальной и непредсказуемой». Кто согласен с этим утверждением?

Учащиеся поднимают руки. Учитель: А кто нет?

Учащиеся поднимают руки.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

Учитель: Это утверждение верно. Изменение климата не означает просто повышение температуры слоя воздуха у поверхности Земли. Кстати, есть места, где становится холоднее. Угрозу для природы и человека представляет разбалансировка климата и рост числа опасных погодных явлений. Во всем мире, и в России вчастности, увеличилось количество и продолжительность случаев аномальной жары и вторжений холодного воздуха, сильных дождей и снегопадов, штормовых ветров, метелей, смерчей, гололеда, заморозков, ураганов, наводнений и засух.

Вам тоже наверняка приходилось сталкиваться с погодными аномалиями. Возможно, вы лично были свидетелями капризов погоды или слышали о них в новостях. Можете вспомнить и привести примеры? Пример село Ольховатка.

Учащиеся отвечают.

Учитель: Спасибо за ваши примеры. Они подтверждают, что изменение климата касается каждого из нас.

СЛАЙД 6

Учитель: Следующий факт: «Причиной нынешнего необычного изменения климата является деятельность людей, связанная с добычей и сжиганием ископаемого топлива». Кто согласен?

Учащиеся поднимают руки. Учитель: Кто не согласен? Учащиеся поднимают руки.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

 

Учитель: На климат влияет множество факторов одновременно, и ему свойственно меняться. Причинами изменения климата может быть движение континентов, изменение орбиты Земли, солнечная активность и извержения вулканов. Но даже все они в сумме не дают эффекта такого быстрого потепления, которое происходит последние 50 лет.

Ученые заметили, что вместе с ростом температуры также стремительно увеличивается и концентрация углекислого газа в атмосфере. Углекислый газ является парниковым газом, то есть обладает способностью улавливать исходящую от Земли тепловую энергию и нагревать воздух.

Концентрация CO₂ стала расти со второй половины XVIII века с началом промышленной революции. Научные открытия позволили перейти от ручного труда к машинному благодаря использованию энергии, получаемой при сжигании ископаемого топлива. Люди научились добывать уголь, нефть и газ и развили промышленность, энергетику и транспорт.

Но при сжигании этих видов топлива в воздух выделяется огромное количество углекислого газа, который природа не может включить в естественный круговорот. Поэтому он накапливается в атмосфере и нагревает планету.

Каждый год количество выбросов углекислого газа растет. Как вы думаете, почему?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Численность населения планеты увеличивается, развивающиеся страны прогрессируют, технологии позволяют воплощать идеи, которые совсем недавно казались научной фантастикой, и всему этому требуется огромное количество энергии.

По прогнозам ученых, в XXI веке воздействие людей на климат продолжится и усилится. В результате частота и интенсивность опасных погодных явлений будет только увеличиваться.

СЛАЙД 7

Учитель: И еще один факт: «Люди ничего не могут сделать с изменением климата». Кто считает, что это правда?

 

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: А кто более оптимистичен и верит в людей?

Учащиеся поднимают руки.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

 

Учитель: Это утверждение неверно. Проблема действительно серьезная, но именно от наших действий зависит, будет ситуация усугубляться или улучшаться.

 

С одной стороны, люди создали эту проблему, они знают о причинах и последствиях, значит, они могут найти решение. С другой стороны, хотя человек и считает себя покорителем природы, у нее еще много тайн, которые пока не подвластны нашему разуму. Климатическая система земли довольно сложна. Для моделирования климата ученые используют суперкомпьютеры, но все равно не могут учесть все связи, которые существуют в живой природе. Поэтому мы не сможем найти одно универсальное решение, нам нужно действовать в самых разных направлениях.

Кроме того, климатическая система медлительна и не реагирует на изменения сразу. Те последствия, с которыми мы сталкиваемся сейчас, результат выбросов углекислого газа, которые произошли около 30 лет назад. Поэтому эффект от наших сегодняшних усилий в борьбе с изменениями климата или от бездействия мы ощутим только через несколько десятков лет.

Чем больше мы медлим и откладываем решение проблемы, тем сложнее с ней справляться. Вернуть все, как было, у нас вряд ли получится. По крайней мере, в ближайшие 100 лет. Но не допустить губительных изменений, снизить негативные последствия и сохранить климат пригодным для жизни мы пока еще можем.

СЛАЙД 8

Учитель: Для решения проблемы изменения климата специалисты наметили два направления действий. Первое называют «смягчением последствий». Если причина проблемы в высокой концентрации парниковых газов, значит, нужно уменьшить в атмосфере количество углекислого и других газов, выводящих климат из равновесия. Это можно сделать двумя способами: снизить выбросы и удалить их из атмосферы.

Вспомните, откуда берется лишний углекислый газ, и подумайте, как можно снизить выбросы?

Учащиеся отвечают.

Учитель: А как можно удалить углекислый газ из атмосферы?

Учащиеся отвечают.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

 

Учитель: Больше всего углекислого газа выделяется при сжигании ископаемого топлива для получения энергии. Поэтому для снижения выбросов важно перейти на альтернативные источники энергии. Солнечный свет, сила воды и ветра, тепло земли, биомасса — это возобновляемые источники энергии. Они не создают выбросов углекислого газа. Современные технологии уже позволяют применять их более широко. Людям важно искать и развивать новые способы получения энергии без использования ископаемого топлива.

 

Еще один способ энергосбережение и энергоэффективность. Ведь мы не всегда используем энергию разумно. Вспомните, как часто горит свет в помещениях, где никого нет, или работают электроприборы, которыми никто не пользуется. Большое количество углекислого газа отправляется в атмосферу зря только из-за того, что мы не знаем об этом или не придаем этому значения. Если люди перестанут тратить энергию и ресурсы впустую, это позволит значительно снизить выбросы.

 

Удалять излишки углекислого газа из атмосферы помогают природные экосистемы. Например, леса и океаны. Человеческая цивилизация уничтожила половину лесов, некогда существовавших на планете. А ведь деревья незаменимые помощники в борьбе с изменением климата. Поэтому необходимо беречь леса от пожара и вырубки, восстанавливать погибшие участки леса и сажать новые деревья везде, где это возможно.

СЛАЙД 9

Учитель: Кроме смягчения последствий, необходима еще и адаптация. Кто может объяснить, что означает адаптация?

Учащиеся отвечают.

Q Нажатие клавиши Enter для анимации слайда.

Учитель: Если сказать совсем просто, адаптация это приспособление к новым условиям. Например, если мы попадаем в темное помещение, то сперва ничего не видим. Но через какое-то время глаза начинают различать очертания предметов. Наше зрение адаптируется к изменившемуся освещению. Еще один пример. Если мы попадаем в компанию незнакомых людей или в новое место, то сперва можем чувствовать себя неуютно, скованно.

Но постепенно мы знакомимся, привыкаем к новым обстоятельствам и начинаем чувствовать себя лучше, свободнее.

Адаптацию также интересно наблюдать в мире растений и животных. Это могут быть особенности окраса, формы тела или поведения, которые помогают существу выживать. Например, панцирь черепахи, который защищает ее от хищников, обтекаемая форма тела у водных обитателей или способность впадать в спячку зимой, когда трудно найти пропитание.

Люди знают, что климат меняется, и знают, каковы последствия этих изменений. Если изменение климата создает риски для урожая, построек, жизни и здоровья людей и предотвратить это нельзя, то можно что-то изменить, чтобы избежать вреда или уменьшить его. Например, если засухи или поздние заморозки губят урожай, придется перейти на выращивание растений, устойчивых к этим погодным явлениям. Если из-за частых наводнений приходится ремонтировать дорогу, стоит построить защитную дамбу.

На территории России потепление климата происходит примерно в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. Правительство разработало план адаптации к изменению климата для всей страны, и сейчас каждый регион разрабатывает свой собственный план с учетом особенностей климата. В таких планах описываются угрозы и риски изменения климата и действия, которые необходимо предпринять в новых условиях, чтобы минимизировать негативное воздействие.

 

Я предлагаю вам сейчас сыграть в игру, в которой каждая группа станет одним из регионов России и будет принимать меры по адаптации к изменению климата, чтобы защитить население от последствий опасных погодных явлений.

 

Выполнение игрового задания.

 

СЛАЙД 10

Учитель: Мы отправимся на юг России в Республику Калмыкия, Астраханскую и Волгоградскую области.

Учитель: На слайде вы видите последствия изменения климата, с которыми сталкиваются эти и многие другие регионы России. Эти угрозы наносят большой ущерб экономике и здоровью людей, который может оцениваться в миллиарды рублей, в десятки и сотни человеческих жизней.

 

Засуха и жара приводят к гибели урожая, росту числа природных пожаров, опустыниванию и дефициту воды. В результате опустынивания и пожаров теряется плодородие почв и биоразнообразие, то есть становится меньше видов животных и растений, которые поддерживают здоровье экосистем. Из-за всего этого нам становится труднее выращивать еду, получать необходимое количество чистой пресной воды и противостоять опасным погодным явлениям.

 

Сильные осадки и паводки становятся причиной наводнений, которые губят урожай, разрушают дома и дороги. Наводнения могут разрушать берега и менять русла рек, что приводит к изменению водной экосистемы и влияет на качество и количество воды.

 

Частые колебания температуры вокруг нуля приводят к образованию наледи на проводах, дорогах и зданиях, а следовательно, к авариям и быстрому износу сооружений.

 

Все это влияет и на здоровье людей. Во время жары обостряются сердечно-сосудистые заболевания. Резкие перемены погоды и опасные погодные явления приводят к плохому самочувствию и травмам.

 

Конечно же, нам необходимо предпринимать меры, чтобы оградить себя от этих угроз и минимизировать негативные последствия. С этими мерами мы и познакомимся в ходе игры.

СЛАЙД 11

Учитель: У вас 10 карточек с мерами адаптации к изменению климата. На карточке также есть символы, которые показывают, от каких угроз защищает эта мера.

 

Ваша задача как можно лучше защитить здоровье населения и экономику региона.

СЛАЙД 12

Последовательно нажимайте клавишу Enter, чтобы вызывать события.

СЛАЙД 13

Учитель: Давайте вспомним, что мы сегодня выяснили об изменении климата?

 

Учащиеся делятся впечатлениями от урока.

Что  больше всего запомнилось, понравилось, что их удивило на уроке?

 

Учащиеся отвечают.

 








 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Изменение климата-глобальная экологическая проблема

Тема урока: Изменение климата-глобальная экологическая проблема

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

В 1722 году российский император

В 1722 году российский император

Никогда за миллион лет средняя температура воздуха не изменялась с такой невероятной скоростью, как сейчас: почти 1 °C за 100 лет

Никогда за миллион лет средняя температура воздуха не изменялась с такой невероятной скоростью, как сейчас: почти 1 °C за 100 лет

Ученые заметили, что вместе с ростом температуры также стремительно увеличивается и концентрация углекислого газа в атмосфере

Ученые заметили, что вместе с ростом температуры также стремительно увеличивается и концентрация углекислого газа в атмосфере

Чем больше мы медлим и откладываем решение проблемы, тем сложнее с ней справляться

Чем больше мы медлим и откладываем решение проблемы, тем сложнее с ней справляться

Учащиеся отвечают. Q Нажатие клавиши

Учащиеся отвечают. Q Нажатие клавиши

Засуха и жара приводят к гибели урожая, росту числа природных пожаров, опустыниванию и дефициту воды

Засуха и жара приводят к гибели урожая, росту числа природных пожаров, опустыниванию и дефициту воды

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.

Конспект урока по экологии 11 класс: Изменение климата-глобальная экологическая проблема.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2024