Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 общеразвивающего вида».
НОД по воспитанию толерантности
Беседа о дружбе и друзьях
Подготовила и провела Поздеева Л.В.
Цель: продолжать осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
Задачи: -формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с детьми;
-закрепление детьми знаний о правилах общения с друзьями;
-учить детей видеть хорошие качества своих товарищей;
-формирование толерантного (терпимого) отношения детей друг к другу;
-развитие нравственного воспитания;
-развивать речевую активность,
-развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: картинки с детьми, клубок, бумага, цветные карандаши, фломастеры, шаблоны солнышек и тучек, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент (сюрпризный момент).
Под музыку «Если с другом вышел в путь» дети заходят в группу.
- Ребята, давайте будем вежливы …. и поприветствуем друг друга.
Дети становятся в круг:
Собрались все дети в круг (жестом показывают круг)
Я – твой друг, и ты – мой друг
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки так, чтобы не сделать другу больно)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
- (Дети садятся на стулья)
-Ребята, нам пришло письмо. Хотите узнать, что же там написано?
Текст письма:
Внимание, внимание. Тревога!
К детскому саду приближается коварная, опасная волшебница Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они стали злыми и непослушными. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды.
Волшебницы Добра, Улыбок и Дружбы.
- Надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать?
- Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить и как себя вести, если вдруг произошла ссора.
– А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?
( Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся.
Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко и интересно.)
Словесная игра «Кто такой друг?»
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если он так поступать не должен, то молчат.
Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой,
Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет
Он у малышей забрал
Куклу, мишку, самосвал.
Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.
Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит
Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.
Давайте все дружно скажем друг другу:
В нашей группе ссориться нельзя,
Потому что вместе мы – верные друзья!
. Инсценировка ситуаций.
Ситуация 1.
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила свои кубики в коробку. Воспитательница ей сказала "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку". Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?
Ситуация 2.
Алёша и Игорь играли в догонялки. Алёша убегал, а Игорь догонял. Вдруг Алёша упал. Тогда Игорь… Что сделал Игорь? Почему?
Ситуация 3.
Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец , Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
Молодцы, дети.
А, скажите, мне, пожалуйста, какие есть «Правила Дружбы»:
- не ссориться;
- уступать;
- не бояться просить прощения, если обидел друга;
- быть вежливым;
- не злиться;
- не жадничать;
- помогать другу;
- быть честным;
- быть внимательным.
Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зеленый крокодил Гена и. (чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и. (мальвина)
3. Смешной мишка Вини-Пух и. (пятачок)
4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили -не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов.
(Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
5. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?
(Герда).
6. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха.)
7. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
-А, сейчас встанем для разминки. (Физминутка).
Посмотрите, что у меня в руках?
- На что похож клубок? (солнце, колобок.) Он круглый, давайте и мы встанем в круг. Мы будем разматывать клубок и передавать его сидящему рядом ребёнку, при этом называя хорошие качества товарища (ты весёлый, добрый и т. п.)
Дети стоят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает в руке и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т. д.).
Это нас всех связала? (дружба)
Все эти качества помогают нам дружить.
Этот клубочек Дружбы останется у нас в группе.
Но бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями. Тогда нам на помощь приходит «мирилка». Давайте повернёмся друг к другу лицом и покажем как мы умеем мириться:
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).
А какие мирилки вы знаете?
Рассмотрите картинки на доске. Беседа по картинкам.
(Что изображено на первой картинке? А на второй? Дружно можно не только играть, гулять, но и трудиться)
-Давайте и мы с вами дружно займемся «Добрым делом».
Саша болеет и давно не ходит в детский сад. Мы, как его друзья, можем отправить привет.
Я предлагаю вам нарисовать и украсить ладошки из бумаги и подписать их.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
А сейчас подружатся
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем рисовать.
(под музыку украшают шаблоны ладошек)
-Положим их в конверт и передадим Саше.
-А сейчас давайте вспомним сказки о дружбе.
Драматизация сказки «Теремок».
- Ой, а нам еще пришло письмо.
Текст письма:
Здравствуйте, ребята из группы «Белоснежка»!
Пишет вам волшебница Злюка.
Я увидела, какие вы дружные и веселые и мне
совсем расхотелось заниматься злыми делами.
Я решила подружиться с добрыми
волшебницами и помогать им во всем. Спасибо вам!
-Ну, что, ребята, помогли мы волшебницам Добра, Улыбки и дружбы?
Мы не только победили, мы еще и переубедили волшебницу Злючку.
Рефлексия:
- Вам было интересно? О чём мы говорили?
-Давайте постараемся сами оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко или тучку.
Солнышко – вам было интересно, вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто. Облачко (тучка) – вам было грустно, у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили или вы что-то не поняли.
(Дети выбирают)
Занятие кончается, всем отдыхать пора,
А дружба продолжается, ура, ура, ура!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.