Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста: «Насекомые»

  • docx
  • 13.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала nasekomye.docx

 

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста: «Насекомые»

  

 

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

·        закрепить знания об общих признаках насекомых;

·        учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов;

·        уточнить места обитания насекомых;

·        развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; 

·        воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением насекомых.

 

Ход беседы:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. Каких насекомых вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда – то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Воспитатель: Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела – все это насекомые. Что есть у насекомых?

Ответы детей.

Воспитатель: Тело у них состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. А чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

  Воспитатель: Как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? 

Ответы детей.

 Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе. Вспомните, как передвигаются насекомые.  

Дети: Червяк ползет. Пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают.  

Воспитатель: Ребята, а чем питаются насекомые?

Ответы детей.

Воспитатель: Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды – древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землей корнями растений. Есть такие насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых, например, божья коровка поедает тлю.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? 

Ответы детей.

  Воспитатель: Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город!  Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Воспитатель: А теперь мы рассмотрим пчелу. Из каких частей состоит тело пчелы?
Ответы детей.

Воспитатель: Чем питаются пчелы?

Ответы детей.

Воспитатель: У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл. Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит?
Ответы детей.

Воспитатель: Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.

Воспитатель: А вот и бабочка. Бабочки – одни из самых прекрасных существ на Земле! Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. Римляне считали, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Славяне, наши предки, сравнивали бабочку с сердцем влюбленного человека.  За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. Каких бабочек вы знаете? 

Ответы детей.

Воспитатель: Лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал. В мире существует много бабочек. Какими цветами раскрасила природа их крылья?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего бабочкам нужна такая яркая окраска?

Ответы детей.

Воспитатель: Крылья бабочек состоят из мелких чешуек, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраняйте красоту!

Воспитатель: Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?

Дети: Голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки. 

Воспитатель: Какой формы голова, туловище, крылья?

Дети: Круглая голова, туловище и крылья овальные.

Воспитатель: Туловище состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко.

Воспитатель: Сколько ног у бабочки?

 Ответы детей.

Воспитатель: Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.  

Воспитатель: Как много интересного можно еще узнать о жизни насекомых. 

Послушайте стихотворения:

Муравейник

                                      Сладко пахнут сосновой смолою

                                      Разогретые темные пни.

                                      Из иголочек высохшей хвои

                                      Строят терем лесной муравьи.

                                      Расторопно, с рабочей сноровкой

                                      Ставят балки и бревна кладут.

                                      Дело спорится бойко и ловко,

                                      Будут в доме тепло и уют!

                                      Будут в тереме малые дети

                                      Мирно спать под напевы дождей.

                                      Для того и встает на рассвете

                                      Работящий лесной муравей.

Пчела

                                     Пчелка золотая над цветком порхает,

                                     Сок душистый пьет, собирает мед.

Шмель

                                     В лесу цветок растет,

                                     Шмелей к себе зовет:

                                    «Прилетайте, шмели,

                                     Поклонюсь до земли.

                                     Гуще меда нету,

                                     Чем с лесного цвета!»

Стрекоза

                                     Склонились низко лозы

                                     Над гладью тихих вод.

                                    Мы – быстрые стрекозы

                                    Здесь водим хоровод.

                                    Без всякого усилья

                                    Скользим мы над водой,

                                    Сверкают наши крылья

                                   Прозрачною слюдой.

Мотылек

                                    Я – беззаботный мотылек.

                                    Хоть я диву всего денек,

                                    Но не грущу напрасно –

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    В небесном голубом просторе

                                    Купаюсь я, как будто в море.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Ромашками белеет луг,

                                    Порхают бабочки вокруг.

                                    Я не грущу напрасно,

                                    Ведь жизнь моя прекрасна.

                                    Подарит мне живой цветок

                                   Медовый золотистый сок.

                                   Я не грущу напрасно,

                                   Ведь жизнь моя прекрасна.                       

                                                        Муха

                                   Муха, муха – надоеда

                                   Прилетела к нам к обеду.

                                   Видит муха: стол накрыт,

                                   По тарелкам суп разлит,

                                   Хлеб нарезан – можно есть,

                                   Только где же мухе сесть?

                                   Села муха на окошко,

                                   Съела муха хлеба крошку.

                                   Тряпкой муху мы прогнали:

                                  «В гости мы тебя не звали!»

Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.