Конспект экологического проекта "Зимующие птицы" в подготовительной группе

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитанники подготовительной группы приняли активное участие в экологическом проекте "Зимующие птицы". Дети совместно с родителями делали кормушки для пернатых, подкармливали птиц на прогулке. Мальчики и девочки выполнили коллективную аппликацию "Птичья столовая". Пополнилась предметно- развивающая среда в группе .
Иконка файла материала ПРОЕКТ ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ-подг.гр..docx

Филиал №2 "Звёздочка" МБДОУ д/с №129 г. Пензы

 

 

 

 

Экологический проект

«Зимующие птицы"

в подготовительной группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:   Шаманова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

Пенза

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: многие дети среднего и старшего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Актуальность проекта:

в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель  проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Участники проекта: дети подготовительной  группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: информационно-творческий.

Образовательные  области: социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Срок  реализации  проекта: краткосрочный (с 07.11 по 17.11.2023 ).

Продукты  проекта:

Экологическая акция «Помоги зимующим  птицам!»,

* Организация и участие детей и  родителей в выставке «Изготовим кормушку  для птиц!»,

* Выставка детских работ  в группе. 

 Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

* Создание необходимых условий для реализации проекта.

* Перспективное планирование проекта.

* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический):

Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Заучивание физминуток, упражнений для пальчиков,  стихотворений о зимующих птицах.

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Рассматривание  зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, журналах, энциклопедиях.

Проведение подвижных игр.

Слушание голосов зимующих птиц в аудиозаписи.

III этап – заключительный

Экологическая акция «Помоги зимующим  птицам!».

* Организация и участие детей и  родителей в выставке «Изготовим кормушку  для птиц!».

* Выставка детских работ в группе .

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что две  недели будем говорить о зимующих птицах, узнавать о них из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.

Предварительная работа с родителями.

Родителям сообщается тема проекта  и дается домашнее задание:

* Рекомендации на совместные прогулки.

* Совместно с ребенком сделать кормушку.

* Развивать словарный запас ребенка в  совместной деятельности.

* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

* Отгадывать загадки про зимующих птиц.

* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Задачи: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями, упражнять в умении правильно называть птиц и части их тела ,воспитывать  заботливое отношение к пернатым, обогащать словарный запас по данной теме.

Игровая  деятельность

Пальчиковые  игры: «Птичья кормушка»,"Я зимой кормлю всех птиц","Воробей", "Дятел".

Задачи: развивать мелкую моторику рук, расширять у детей знания о птицах, развивать познавательный интерес,  продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, внимание.

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке,

 перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке,

 перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют

 движения.

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и

 «клевать» со стола воображаемых жучков и

 червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами

 и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно

«подпрыгивать» обеими руками над

поверхностью стола.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает

дерево, а указательный палец другой руки – клюв

 дятла. На каждую строчку – четыре удара

пальца по ладони.

 

Дидактические игры:

·                 «Один – много».

Задачи: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.

·                 «Назови одним словом».

Задачи: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

·                 «Назови птицу по описанию»

Задачи: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.

·                 «Кто из птиц лишний?»

Задачи: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птицами; развивать внимание, память.

·                 «Кто из птиц улетел?»

Задачи: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.

Настольно-печатные игры:

·                 Домино «Птицы»

·                 Лото«Животный мир»«Профессии»«Зимующие птицы»,

·                 Разрезные картинки «С какого дерева листок?»«Кто, где живёт?»«Чей обед?».

Задачи: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Сюжетно-ролевые игры

·                 «Птичий двор»«Ветеринарная клиника»«В гости к птицам».

Задачи: развить интерес к птицам и их образу жизни, воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

Словесные игры

·                 «Чей дом?»«Доскажи словечко».

Задачи: расширить у детей знания о птицах, научить воспитанников  правильно их  называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Двигательная  деятельность.

Подвижные игры:

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»«Веселый воробей»,

игра малой подвижности «Птички в гнездышках»«Воробышки и кот».

Задачи: развивать  координацию  , работать  над темпом и ритмом речи, развивать  творческое  воображение, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Познавательная - исследовательская деятельность.

·        Формирование целостной картины мира

Тема«Зимующие птицы».

Задача: расширить  знания детей о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); упражнять в умении  отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к пернатым.

·        Беседы:

«Как живут наши пернатые друзья зимой?»«Кто заботится о птицах?»«Пользу или вред приносят птицы?»«Меню птиц»«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».

Задачи: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).

Наблюдение за птицами.

·                 Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Задачи: уточнять и расширять представления детей о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров), учить видеть особенности в их строении и поведении.

·                 Вместе с детьми выносить корм на прогулку.

Задача: приучать птиц к месту кормёжки.

·                 Обратить внимание детей, как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.

Задача: знакомить с повадками птиц.

·                 Рассматривание оперения птиц.

Задачи: упражнять детей  в умении  различать птиц по размеру и цвету и по оперению, отражать результаты своих наблюдений в речи.

Элементарный бытовой труд

·                 Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Задача: привлечь детей к оказанию помощи птицам в трудных зимних условиях.

Коммуникативная деятельность

·                 Чтение рассказов:

И. Тургенев "Воробей",  М. Горький "Воробьишко",  Ю.Дмитриев "Снегирь",

В. Бианки "Кусок хлеба".

·                 Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Задачи: формировать у детей интерес к объектам живой природы, упражнять детей  в умении сопоставлять образы, созданные поэтами,  со своими наблюдениями, воспитывать бережное и заботливое  отношение к птицам.

 

Художественно-эстетическое развитие

·        Аппликация "Птичья столовая" (коллективная работа).

Задачи: упражнять детей в умении  передавать особенности строения, окраски пернатых  приёмом силуэтного вырезания, воспитывать аккуратность  в работе.

·        Рисование  "К нам синичка прилетела".

Задачи: развивать у детей умение самостоятельно располагать лист бумаги в соответствии со строением и позой птицы, выбранной для изображения; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

·        Лепка из пластилина "Зимующие птицы" .

Задачи:  закреплять  у детей приёмы лепки  (раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание), обобщать и расширять знания о зимующих птицах, умение различать по внешнему виду и называть их,  развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, воображение, эстетическое отношение к окружающему миру; прививать чуткое и бережное отношение к природе, желание помогать птицам в трудных  условиях.

 

Взаимодействие с родителями:

·        Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», "Смастерим кормушку вместе. Это увлекательно и познавательно!"

·        Помощь в оформлении  предметно — развивающей среды на прогулочной  веранде.

·        Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

·        Совместное изготовление  с ребенком кормушки  для птиц.

·        Заучивание стихотворений про зимующих птиц

·        Отгадывание загадок про зимующих птиц.

·        Рассматривание   зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Вывод:

·        Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

·        Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.

·        У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки,

·        пополнился и активизировался словарный запас дошкольников.

·        Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам.


 

·