Филиал №2 "Звёздочка" МБДОУ д/с №129 г. Пензы
Экологический проект
«Зимующие птицы"
в подготовительной группе
Воспитатель: Шаманова Т.И.
Пенза
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: многие дети среднего и старшего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Актуальность проекта:
в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.
* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта: информационно-творческий.
Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 07.11 по 17.11.2023 ).
Продукты проекта:
* Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!»,
* Организация и участие детей и родителей в выставке «Изготовим кормушку для птиц!»,
* Выставка детских работ в группе.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Перспективное планирование проекта.
* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический):
Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Заучивание физминуток, упражнений для пальчиков, стихотворений о зимующих птицах.
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, журналах, энциклопедиях.
Проведение подвижных игр.
Слушание голосов зимующих птиц в аудиозаписи.
III этап – заключительный
* Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!».
* Организация и участие детей и родителей в выставке «Изготовим кормушку для птиц!».
* Выставка детских работ в группе .
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что две недели будем говорить о зимующих птицах, узнавать о них из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.
Предварительная работа с родителями.
Родителям сообщается тема проекта и дается домашнее задание:
* Рекомендации на совместные прогулки.
* Совместно с ребенком сделать кормушку.
* Развивать словарный запас ребенка в совместной деятельности.
* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
* Отгадывать загадки про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Задачи: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями, упражнять в умении правильно называть птиц и части их тела ,воспитывать заботливое отношение к пернатым, обогащать словарный запас по данной теме.
Игровая деятельность
Пальчиковые игры: «Птичья кормушка»,"Я зимой кормлю всех птиц","Воробей", "Дятел".
Задачи: развивать мелкую моторику рук, расширять у детей знания о птицах, развивать познавательный интерес, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, внимание.
Птичья кормушка Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. |
Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
Я зимой кормлю всех птиц Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. |
Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
Воробей Ловит воробей жучков, Уплетает червячков, И на юг не улетает – Так, под крышей обитает. Прыг, да прыг, Да чик-чирик! Жить он в городе привык! |
Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков. Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх. Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола. |
Дятел Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. |
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони. |
Дидактические игры:
· «Один – много».
Задачи: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.
· «Назови одним словом».
Задачи: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;
уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
· «Назови птицу по описанию»
Задачи: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
· «Кто из птиц лишний?»
Задачи: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птицами; развивать внимание, память.
· «Кто из птиц улетел?»
Задачи: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
Настольно-печатные игры:
· Домино «Птицы»,
· Лото: «Животный мир», «Профессии», «Зимующие птицы»,
· Разрезные картинки «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?».
Задачи: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Сюжетно-ролевые игры:
· «Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «В гости к птицам».
Задачи: развить интерес к птицам и их образу жизни, воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
Словесные игры:
· «Чей дом?», «Доскажи словечко».
Задачи: расширить у детей знания о птицах, научить воспитанников правильно их называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
Двигательная деятельность.
Подвижные игры:
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички», «Веселый воробей»,
игра малой подвижности «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».
Задачи: развивать координацию , работать над темпом и ритмом речи, развивать творческое воображение, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
Познавательная - исследовательская деятельность.
· Формирование целостной картины мира
Тема: «Зимующие птицы».
Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); упражнять в умении отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к пернатым.
· Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Кто заботится о птицах?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?».
Задачи: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).
Наблюдение за птицами.
· Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Задачи: уточнять и расширять представления детей о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров), учить видеть особенности в их строении и поведении.
· Вместе с детьми выносить корм на прогулку.
Задача: приучать птиц к месту кормёжки.
· Обратить внимание детей, как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.
Задача: знакомить с повадками птиц.
· Рассматривание оперения птиц.
Задачи: упражнять детей в умении различать птиц по размеру и цвету и по оперению, отражать результаты своих наблюдений в речи.
Элементарный бытовой труд
· Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Задача: привлечь детей к оказанию помощи птицам в трудных зимних условиях.
Коммуникативная деятельность
· Чтение рассказов:
И. Тургенев "Воробей", М. Горький "Воробьишко", Ю.Дмитриев "Снегирь",
В. Бианки "Кусок хлеба".
· Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Задачи: формировать у детей интерес к объектам живой природы, упражнять детей в умении сопоставлять образы, созданные поэтами, со своими наблюдениями, воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Художественно-эстетическое развитие
· Аппликация "Птичья столовая" (коллективная работа).
Задачи: упражнять детей в умении передавать особенности строения, окраски пернатых приёмом силуэтного вырезания, воспитывать аккуратность в работе.
· Рисование "К нам синичка прилетела".
Задачи: развивать у детей умение самостоятельно располагать лист бумаги в соответствии со строением и позой птицы, выбранной для изображения; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
· Лепка из пластилина "Зимующие птицы" .
Задачи: закреплять у детей приёмы лепки (раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание), обобщать и расширять знания о зимующих птицах, умение различать по внешнему виду и называть их, развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, воображение, эстетическое отношение к окружающему миру; прививать чуткое и бережное отношение к природе, желание помогать птицам в трудных условиях.
Взаимодействие с родителями:
· Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», "Смастерим кормушку вместе. Это увлекательно и познавательно!"
· Помощь в оформлении предметно — развивающей среды на прогулочной веранде.
· Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
· Совместное изготовление с ребенком кормушки для птиц.
· Заучивание стихотворений про зимующих птиц
· Отгадывание загадок про зимующих птиц.
· Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Вывод:
· Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
· Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками.
· У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки,
· пополнился и активизировался словарный запас дошкольников.
· Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам.
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.