конспект экскурсии минимузея народы России

  • docx
  • 13.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мини-музей Народы России 1 группа 2025г.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «БЕЛОСНЕЖКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ

В МИНИ -МУЗЕЙ «Знакомство с традициями чувашского народа»

для старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

                                                     Авторы: Силенко В.П.

                                                                                 Загребельникова Е.Н.

 

 

 

 

Шарыпово

 2025

Цель: формирование духовной культуры через организацию экскурсионной деятельности, приобщение дошкольников к ценностям чувашского народа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым;

-Познакомиться с художественной литературой (народными сказками, легендами, пословицами и поговорками);

-Актуализировать имеющиеся представления о национально-культурных особенностях разных народов (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).

-Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх Чувашии.

Развивающие:

-Развивать познавательные процессы и речь; 

-Расширять кругозор;

-Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов;

-Ввести новые, чувашские, слова  «ниме»;

 Воспитательные:

-воспитывать чувство уважения к чувашской культуре, интерес к искусству чувашского народа.

-Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к обычаям и традициям народов России, любовь к своей Родине, представителям разных народов вне зависимости от их этнической принадлежности.

Предварительная работа: чтение чувашских сказок, легенды «Три Солнца», рассматривание национальных народных костюмов, рассматривание вышивок, чтение поговорок, чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, разучивание  подвижной игры «Ларать Миша»; рассматривание различных оберегов: куклы - закрутки, орнамента.

Словарная работа: орнамент, обряд, легенда, ремесленники, оберег.

 

Материалы и оборудование: Компьютер, дидактическая игра-лото «Чувашия-край родной». Кусочки кожи 5 на 5 см, фломастеры и маркеры, веревочки, бусы. Пригласительный билет. Аудиозапись с чувашской музыкой. Таблички с правилами поведения в музее. Карточки с изображениями флага, герба Чувашии. Альбом с изображениями жилища. Карточки с символами чувашского орнамента. Закладки для книг с чувашским орнаментом.

                                                Ход экскурсии:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Николаевна, я пришла к вам с пригласительным билетом, мне его прислала чувашская девушка, которую зовут Сарпи. Она хотела познакомить вас с культурой и традициями Чувашского народа. Сарпи ждет нас в музее народов России нашего детского сада.

- Но прежде чем мы пойдем туда, давайте вспомним, что такое музей?

- музей — это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные необычные предметы. Люди приходят в музей, рассматривают эти предметы и узнают о них много интересного.

 

Воспитатель: Но прежде чем мы посетим музей, давайте повторим правила посещения этого места (проговорить: не шуметь, не бегать, не загораживать вид другим посетителям нельзя, громко смеяться, разговаривать и перебивать и не трогать экспонаты).

Теперь мы можем перейти в наш музей «Народы России».

 

Посмотрите друзья, встречает нас Сарпи.

Появляется педагог, одетый в чувашский народный костюм.

Сарпи: Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Сарпи.Я узнала, что в вашем детском саду есть музей народов России, мне захотелось посетить его. И рассказать более подробно о чувашском народе.

Посмотрите на флаг Чувашии.

Символика флага:

Цвета: жёлтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) — традиционные цвета чувашского народа. 

 Жёлтый цвет олицетворяет всё самое светлое и красивое, а золото в геральдике — богатство, постоянство, великодушие, милосердие, верность и справедливость. Пурпуровый цвет символизирует могущество, силу, мужество и достоинство. 

Верхнее жёлтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. 

Эмблема «Древо жизни», занимающая 3/5 части ширины флага, выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, «Древо жизни» олицетворяет единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. 2

Эмблема «Три солнца», состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие.

 

Герб флага:

Государственный герб Чувашской Республики представляет собой окаймлённый вырезной геральдический щит, поделённый на жёлтое (вверху) и красное (внизу) поля. В гербовом поле расположена только одна гербовая фигура — красный символ мирового дерева, являющийся одним из элементов чувашского орнамента.
Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента — золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца», состоящей из трёх восьмиконечных звезд. Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики — Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля.

Столица Чувашии Чебоксары.

Воспитатель: Чувашский народ издавна любил трудиться: строил дом, выращивал хлеб, пас скот. Самую трудную работу люди делали сообща и называли ее «Ниме». Повторите, как называли чуваши совместный труд?

Когда мужчины трудились, женщины готовили еду.

Избы строили из дерева. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми.

Раньше чувашские избы имели только одно окно. Окна затягивали бычьим пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать больше.

-Жизнь чувашей проходила не только в труде. Народ умел и отдыхать после тяжелой работы. Собирались около речки, на холме, пели песни, шутили, плясали, играли. Давайте посмотрим видео?

Просмотр видео по Qr коду « Праздники и обряды»

3.Воспитатель.А сейчас мы с вами станцуем чувашский танец.

Танцуют танец под народную песню.

Сарпи: Ребята, прошу присесть на стульчики.

 

 

Отгадывание загадок:

1.Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок. Кто же это?( Петушок)

 

2.Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра….(коромысло)

 

3.Я у людей всегда в ходу,

Хоть мой характер крут.

Где надо стукнуть – я приду,

Ведь мой ударный труд (молоток)\

 

4.Если мятая одежда,

На него одна надежда,

Юбка, брюки, покрывало…

И морщин, как не бывало (утюг)

 

 

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю посмотреть чувашскую легенду

«Три солнца».

Просмотр видео по Qr коду.

После просмотра видео задать детям вопросы:

Воспитатель:

-Почему Чувашский народ захотел чтобы светило одно солнце? (Ответы детей: Было жарко)

- Что случилось с третьим солнцем? (Ответы детей: оно испугалось и убежало далеко в небо)

-Что случилось на земле, когда солнце убежало?( Ответы детей: стало холодно, замерзли деревья и травы)

-Что посоветовали чувашские мудрецы народу? (Ответы детей: рисовать на домах и одежде три солнца, петь и танцевать)

Сарпи: А сейчас предлагаю поиграть в дидактическую игру-лото «Чувашия-край родной»

Рассказывает правила игры, и приглашает детей за стол.

Воспитатель: Ребята, мы хотели вас познакомить с чувашским орнаментом.

Показ иллюстрация разных орнаментов и их значение.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Дорогие дети, хотели бы вы побывать в роли чувашских ремесленников? Тогда, приглашаем вас за столы.

Дети садятся за столы. Воспитатель рассказывает и показывает, как создать оберег с чувашским орнаментом на кусочках кожи.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Понравилось вам быть в роли ремесленников?

-Что нового вы узнали?

-Где проходило наше занятие?

-О чем мы беседовали на занятии?

-В какие игры играли?

-А что вам больше всего понравилось?

 

Сарпи благодарит детей, дарит закладки для книг с чувашским орнаментом  и прощается с ребятами.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru