Конспект физкультурного занятия «Карусель народных игр» (старший дошкольный возраст)
Подготовила воспитатель: Лелеко Елена Леонидовна
Цель: Создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.
Задачи:
• сохранять и укреплять здоровье детей;
• совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить народным подвижным играми с правилами;
•развивать физические качества: быстроту, ловкость, способствовать выразительному и ритмичному выполнению движений под русские народные мелодии;
•воспитывать в играх морально-волевые качества: справедливость, честность и дружелюбие.
Оборудование :
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят построившись в колонну по одному.
Давным-давно, наши бабушки и дедушки, собирались все вместе на обрядовых праздниках на Рождество, Масленицу, Троицу веселились, пели песни и играли в русские народные игры.
А вы хотели бы попасть в то время, когда наши бабушки и дедушки играли в русские народные игры и научиться играть в эти игры?
Ответы детей.
Педагог:
Эй, собирайся народ, изо всех ворот.
Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!
I.Вступительная часть :
Направо раз, два . За направляющим шагом марш.
1. ( обыкновенная ходьба в колонне по одному)
Изменили мы ходьбу,
На носочки встали,
Потянулись мы чуть-чуть,
Солнышко достали!
2. (Ходьба на носочках, руки - вверх.)
Спину держим прямо, ноги ближе,
А голову выше, выше!
Поднимая выше ноги,
Мы шагаем по дороге!
3. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.)
( бег в колонне по одному)
На носочках побежали - быстро, весело, легко.
Дышим ровно и спокойно.
Встали, хорошо.
( бег в колонне по одному)
Воспитатель: Вот мы с вами дошли до ворот
Как у наших у ворот собирается народ.
Начинается игра "Золотые ворота".
Русская народная игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Вся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно «воротики» увеличиваются, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Воспитатель: Наши дедушки и бабушки не только играли и пели песни, но и танцевали русские народные танцы. А вы хотели бы сейчас потанцевать?
Ответы детей.
Танец «Барыня»
в ритме народного русского танца
1. И. п. — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, предплечья вместе. На счет 1 — поднимая правое плечо, наклонить голову вправо: 2 —поднимая левое плечо, наклонить голову влево.
2. И. п. — стоя, ноги вместе, правая рука вверху, левая — внизу. На счет 1 —скользящий хлопок в ладоши: 2 — продолжить движение левой руки — вверх, правой — вниз. То же обратно
3. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе, локти слегка вперед. На счет 1 — повернув корпус вправо, полуприсесть, руки «округлить» и раскрыть в стороны ладонями вверх, локтями вниз: 2— вернуться в и. п. То же в другую сторону
4. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счет 1— шаг правой ногой в сторону, правую руку за голову, левую ногу в сторону на пятку, корпус наклонить влево:2— приставляя правую ногу к левой, вернуться в и. п. То же в другую сторону
5. И. п. — стоя, ноги вместе, левая рука на поясе, «округленная» правая — вверху. На счет 1—2 — глубокий наклон вперед, тыльной стороной кисти постараться коснуться пола (колени не сгибать); 3—4— отводя руку вправо и в сторону, вернуться в и. п. То же с движением другой рукой
6. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счет 1 — глубоко присесть на носках, колени в стороны: 2— выпрямляясь, отвести правую ногу в сторону на пятку. То же с другой ноги.
Упражнение на дыхание
Ведущий: Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Шире-шире-шире круг,
Слева друг и справа друг,
Становись в широкий круг!
Давайте поиграем в русскую народную игру, «Бабка - Ёжка». Эта игра вам уже знакома.
(педагог напоминает правила игры)
Игра «Бабка-Ёжка»
Выбирается считалочкой водящий – «Бабка – Ёжка».
Считалочка:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи, тебе водить.
Бабка – Ёжка прячется у себя в избушке, остальные дети стоящие на другой стороне зала, идут к «Бабке – Ёжке» и читают дразнилку:
- Бабка – Ёжка, костяная ножка,
- С печки упала, ножку сломала,
- А потом и говорит, у нее нога болит.
- Пошла на улицу – раздавила курицу,
- Пошла на базар – раздавила самовар.
- Побежала в баньку – напугала зайку.
После этого водящий ловит дразнящих. Кого она поймает, тот занимает место «Бабки-Ёжки», и дразнилка начинает звучать сначала. Игра проводится несколько раз.
(после игры проводится дыхательная гимнастика)
«Игра Гори, гори ясно»
Дети становятся в круг лицом. В центре круга стоит ребенок с лентой – это ведущий. Ребенок с лентой начинает ходить по кругу, а остальные дети начинают петь слова:
Гори, гори ясно чтобы не погасло
Раз, два, три беги.
Дети бегут по кругу в разные стороны. Кто первым прибежал на место и взял ленту в руки тот и становится ведущим. Игра начинается сначала. Игра проводится несколько раз.
Игра «Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который
становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их
сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
(Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному,
стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал) .
Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак
угадывает. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Буду друга выбирать .
После этих слов выбирается другой водящий.
Педагог: Мы играли, мы играли,
Много нового узнали.
Ручки тянем высоко
Вот как дышится легко!
(дыхательная гимнастика)
Педагог: Вам понравилось играть? Какая игра вам понравилась больше всего? Вы можете поиграть в эти игры дома с родителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.