Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение
«Центр развития ребёнка, детский сад № 53 «Топтыжка»»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР III уровня 5-6 лет
«Предлоги К, ОТ»
Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»
Автор:
Учитель - логопед
Быкова Лариса Валерьевна
город Рубцовск, 2022
Пояснительная записка
Актуальность
В современном детском саду воспитываются дети, имеющие разный уровень речевого развития. Среди них наблюдается рост числа воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Для таких детей свойственно неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаемость, снижение интереса к учебной деятельности; они отличаются плохим усвоением материала. Таким образом, они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях.
Оптимистический настрой, чувство радости и удовлетворения от деятельности на занятии у дошкольников формируют оптимальный для ребенка темп. Содержательная насыщенность занятия, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или направляющая, доступная помощь учителя-логопеда при возникающих затруднениях, присутствие ситуации успеха - все это является необходимыми условиями для поддержания познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Целевая аудитория: дети и учитель – логопед старшей группы МБДОУ «ЦРР д/с №53 «Топтыжка»»
Цель:
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К и ОТ; учить составлять предложения, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
- уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами К и ОТ;
- учить детей выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами;
- активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран и их детёныши».
Коррекционно - развивающие:
- развивать пространственное воображение, умение ориентироваться во времени, познавательный интерес;
- развивать восприятие, память, зрительное внимание, логическое мышление;
- формировать навыки самостоятельной работы.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать желание заниматься, инициативность, ответственность;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Словарь: Существительные: животные, детёныши, крокодил, слон, слониха, слоненок, жираф, жирафёнок, бегемот, лев, львица, львенок, тигр, тигрица, тигренок, носорог, обезьяна, зебра, жеребенок, кенгуру, кенгуренок, пища, растение, мясо, хищник;
Глаголы: лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать, охотиться, добывать, доставать
Прилагательные: жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, травоядный, всеядный, хитрый, толстый, неповоротливый, толстокожий, толстоногий, длинношеий, длиннохвостый, большегривый, длинноногий
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать предлоги К, ОТ;
- соотносить предлог и схему предлога;
- выделять предлоги в предложениях;
- составлять предложения с предлогами.
Личностные:
-проявлять интерес к новым знаниям, положительному отношению к занятию;
- проявлять ответственность при выполнении заданий;
- адекватно оценивать свою деятельность.
Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность
Используемые педагогические технологии для достижения планируемых результатов:
Для эффективной реализации поставленной цели и достижения планируемых результатов используются следующие педагогические технологии:
Методы:
Наглядные
Игровые
Проблемного обучения
Словестные
Практические
Приёмы: «Мозговой штурм»
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении занятия: глобус, картины (джунгли, саванна, пустыня), схемы предлогов К, ОТ, картинки с животными Африки и их детёнышами, мяч, маски животных, сюжетные и предметные картинки для составления предложений, макет солнца без лучиков, по два лучика (желтого и голубого цвета) на каждого ребёнка.
Основная часть
Организационный момент. Цель:– собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. |
|||||||
Структура НОД Методические приемы |
Деятельность детей |
Деятельность педагога. |
Примечания. |
||||
Организационный момент
Приветствие
|
Здравствуйте! Приветствуют друг друга.
Закрывают глаза
|
- Давайте поприветствуем друг друга и настроимся на работу. Приветствие Собрались все дети в круг Сколько радости вокруг Мы все за руки возьмемся и И друг другу улыбнемся - Вы готовы поиграть? Можно встречу начинать. - Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по Африке и повторить значения маленьких слов К, ОТ. Для того чтоб отправиться в путешествие закройте глаза. А я скажу волшебные слова: Волшебный глобус я кручу, Попасть я в Африку хочу |
Показываю глобус.
На доске картины: тропики, саванна, пустыня.
|
||||
Основная часть занятия. Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности. |
|||||||
Проблемная ситуация
Мозговой штурм Коммуникативно-диалоговая технология
Загадки Личностно-ориентированная технология
Динамическая пауза «В Африке» Здоровьесбере-гающая технология
Игровые технологии Игра «Взрослые и детёныши»
Игра «Незнайкины ошибки» Выполнение задания с раздаточным материалом
Игра «Писатели» Технология сотрудничества Работа с раздаточным и демонстрационным материалом
|
Ответы детей.
Отгадывают загадки
О кенгуру, слоне, обезьяне, зебре, льве.
Львёнок, тигрёнок, слонёнок, жирафёнок, бегемотик.
Слонёнок подбежит к слонихе и т.д. Слово К Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется.
Человек убегает от бегемота. Страус от слонёнка. Зебра от львицы.
Дети в паре составляют предложения один с предлогом К, второй с предлогом ОТ, называют использованный предлог. |
- Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в Африке. А что вы знаете про Африку? Африка - большая страна, там есть джунгли (это непроходимые леса в жарких странах) саванны - (это африканская степь. Кроме высоких трав здесь растут редкие кустарники и деревья), пустыни (это большое пространство, покрытое песком, там очень жарко) - В Африке живѐт очень много разнообразных и интересных животных, которых вы не встретите в нашей стране. А сейчас проверим, как хорошо вы знаете животных, которые живут в Африке. 1. Его увидишь - сразу ясно. Царь зверей - шутить опасно. Грозный рык и грозный вид, Даже гривы не подстриг (лев) 2. У него большие уши, Длинный хобот носит он. Хоть силен, но добродушен, Потому что это … (слон) 3. В жаркой Африке гуляет, Длинной шеей удивляет, Сам высокий, будто шкаф, Жёлтый, в пятнышках... (жираф) 4. Любит он в грязи лежать, Рот огромный открывать. Неуклюжий, толстокожий, На свинью чуть-чуть похожий (бегемот) 5. У нее в полоску платье. И оно ей очень кстати: Чтоб враги не увидали. Эту лошадь вы узнали? (Зебра) Физкультминутка «В Африке» Дети в Африку
попали (идут по кругу) - О каких животных говорилось в стихотворении? -А сейчас я предлагаю немножко поиграть. Но не просто поиграть, а проверить знаете ли вы детенышей африканских животных. Игра «Взрослые и детёныши» - Давайте проверим. Например: У львицы – … львѐнок У тигрицы - тигрёнок У слонихи – … слонѐнок У бегемотихи - …бегемотик У жирафихи – жирафёнок. - Молодцы! Вы правильно назвали детенышей африканских животных. - Мамы стали звать своих деток. Ответьте, к кому побегут детёныши? - Какое одинаковое слово вы произносили во всех предложениях? - Когда мы говорим маленькое слово: К? - Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает? - Какое одинаковое слово вы произносили во всех предложениях? - Когда мы говорим маленькое слово: ОТ? Игра «Незнайкины ошибки» - Послушайте предложения, которые составил Незнайка. Помогите исправить ошибки, верните в предложения потерявшиеся слова – помощники. Для этого поднимите нужную карточку. Утка подплыла берегу. Зоя отвязала козу дерева. Сорока отлетела забора. Таня подошла магазину. Синица отлетела кормушки. Автобус подъехал к остановке. Игра «Писатели» - Сейчас вы превратитесь в писателей, которые спорят между собой. Составьте предложение, назовите маленькое слово. Например: Жираф подошёл к дереву. Жираф отошёл от дерева. |
Предметные картинки
С мячом.
Выполняют на ковре
С масками животных
Выставляю схему предлога К.
Выставляю схему предлога ОТ.
На столах у детей карточки со схемами предлогов К и ОТ
Сюжетные картинки |
||||
Заключительная часть занятия. Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, поощрение участия детей в совместных играх. |
|||||||
Рефлексия. |
Повторяют слова
Дети отвечают
Прикрепляют лучики
|
- Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте произнесем вместе волшебные слова: Волшебный глобус я кручу, Попасть домой скорей хочу. - Вам понравилось путешествие? А что вам запомнилось больше всего? Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя. О чём, бы рассказали своим родителям? -Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Прикрепите к нему лучики. Если занятие для вас было интересное, увлекательное - прикрепите желтый лучик. Если занятие показалось не интересным или вам было очень сложно справляться с заданиями - прикрепите голубой лучик. Благодарю вас за активную работу на занятии. |
прикрепляю на доску желтый круг, а каждому воспитаннику раздаю по два лучика (желтого и голубого цвета).
|
||||
Заключение
Успешно организованная образовательная деятельность помогла детям закрепить и расширить знания по использованию пространственных предлогов К, ОТ. На занятии использовались разные виды деятельности - игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, это позволяло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Снятию усталости и напряжения, поддержанию интереса детей помогало использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего занятия (Дети путешествовали по Африке, встречались с животными Африки и их детёнышами). Сюжетно-игровая основа позволяла связать между собой отдельные компоненты занятия.
Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей.
С целью формирования у детей умения составлять предложения по опорным картинкам с заданным количеством слов использовалось упражнение «Писатели». Дети, используя предложенные картинки и полоски-слова, составляли предложения вначале совместно с логопедом, затем самостоятельно по индивидуальным картинкам, выкладывали схемы предложений, обозначали схемами, изучаемые предлоги.
На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных заданий, соревновательные элементы. Речь детей была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать звуки, изучаемые предлоги, контролировать свою речь.
Список использованной литературы:
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М 7: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 240с.
2. Бережнова. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, Дошкольное воспитание, 1998, №2, с.12
3. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
4. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. - М., 2010.
5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 704с.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.