конспект графы по информатике

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала графы.doc

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Предмет, класс.   Информатика и ИКТ. 3 класс.

Тема             «Граф.  Построение графов

Программа              «Школа 2100»

Учебник          Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Уч. в 2-х частях, часть 2. -

                          - М., Баласс, 2006.

Тип урока:       урок изучения нового материала.

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: ознакомление  учащихся с понятием «граф», основными принципами его построения.

Задачи:

§  формировать умения выделять отношения, связывающие объекты;

§  развивать внимание, логическое мышление, способность к рассуждению, математическую речь;

§  воспитывать взаимопомощь, совершенствовать умение сотрудничать при работе в группах и в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и  индивидуальной работы,   учебник - тетрадь по информатике (авт. А.В.Горячев ),  рисунки с изображением графов.

    

Структура урока.

       I.            Оргмомент. – 1 мин. Мотивационная установка – 1 мин.

    II.            Проверка домашнего задания. – 6 мин.

 III.            Введение в тему урока. – 4 мин.

IV.            Изучение новой темы. – 10 мин.

1.    Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов и материала учебника.

   V.            Закрепление полученных знаний. – 18 мин.

1.     Работа в группах (первичное закрепление).

2.     Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.

3.     Работа за компьютером. – 10 мин.

VI.            Подведение итогов урока. Рефлексия. – 2 мин.

VII.            Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент, мотивационная установка.

 - Ребята, сегодня наш урок – урок изучения нового материала, а узнавать новое – это всегда очень трудно. Поэтому  сейчас давайте пожелаем друг другу успехов на уроке. (Дети от каждой группы (группы постоянного состава) высказывают свои пожелания относительно урока.)

2. Проверка домашнего задания.

1. П р о в е р к а  з а да н и я  25, 26.

2. Самостоятельная работа по карточкам.

3. Введение в тему урока.

 - Ребята, перед нами волшебная карта. Мы должны помочь сказочному герою пройти через волшебную страну, но так как эта карта волшебная, то путь мы должны нарисовать сами. Я прочитаю вам путь, а вы соедините объекты, которые в нем указаны.  ( Один или несколько учеников по сигналу учителя рисует маркером путь на карте.)

            Путь через волшебную страну начинается от высокой яблони. Сначала нужно идти к древнему болоту. Затем дойти до моста, перейти его.  Хочешь или нет, а придется идти в гости к Бабе-Яге, к избушке на курьих ножках. Даст Баба-Яга мешок зерна, это зерно нужно отнести на мельницу, смолоть. Потом взять муку и отдать ее мышке, что живет в корнях одинокой ели. От сосны нужно идти в волшебный лес, передать привет мышкиной сестре. А затем дойти до темной пещеры. Тут и откроется заветное слово.  (После того, как дети правильно начертят путь, появится слово  граф).

- Итак, мы с вами начертили ГРАФ. Давайте рассмотрим, что у нас получилось?

- Ребята, какие объекты мы соединили?

-Что у нас получилось? (путь через страну)

- На что похожа наша карта?  (на карту дорог, на автомобильную карту, план и т.д.)

- Почему мы ни с чем не соединили горы?  (туда не нужно идти, они не связаны с другим объектом)

4. Изучение новой темы.

Сообщение темы урока.

 -  Сегодня мы с вами ознакомимся с понятием «граф». Узнаем, что такое вершины и рёбра графа. Будем учиться составлять граф по описанию отношений между предметами и существами. (между объектами)

- Посмотрим еще раз на нашу карту. Объекты, которые мы соединяли, называются вершинами графа. А линии, которыми мы их соединили – это ребра графа. Давайте еще раз на карте покажем всевозможные вершины графа, ребра графа. И сделаем вывод, что же такое граф, как можно сказать проще? (Граф – это модель или схема, в которой объекты обозначены точками, кружками, а связь между ними – линиями.)

- Встречались мы с вами с этим понятием раньше? Нет. Значит эти новые понятия нужно запомнить.

- Посмотрите на экран (слайд 3). Что напоминает вам маршрут движения поезда? (граф) Значит с понятием «граф» в нашей жизни мы встречаемся довольно часто.(слайд 4)

Работа над новым материалом.

 -   Откройте учебник на стр. 16.  Прочитайте задание № 27. Сейчас мы будем учиться строить графы сами.

-   Рассмотрите карту сладких стран ( на доске и в учебнике).

-   Как  называются страны?-   Сколько стран? (4)-    Сколько дорог на карте?

- Внизу вы видите рисунки . (На доску вывешиваются тоже). Это графы. У каждого          графа есть точки, которые называются вершинами.

-    Покажите на графах вершины. (Ученик у доски).

-   У каждого графа есть линии, которые связывают вершины и называются рёбрами.

-    Покажите рёбра на графе.

-    Что обозначают буквы на графах? (Название стран).                        

-    Какое задание мы должны выполнить?

-    Сколько рёбер ( линий) должно быть у него?

-    Рассмотрим   каждый граф.   Можем ли мы назвать    правильным первый граф? Почему? Какие ошибки допущены в нем? (неправильный граф можно убирать с доски) (То же самое с другими графами) ( Правильные графы – 3 и 4, т.к. количество вершин соответствует количеству стран, а количество ребер – дорогам, все вершины соединены верно)

-  Что обозначают вершины графа дорог?  А ребра?

-   Можно ли определить сколько стран на карте, глядя на граф?

-   Сколько дорог на карте?

-   Построена ли дорога из Шоколандии в Зефирию или нужно добираться проездом через другую страну?

                                             Физкультминутка.

5. Закрепление нового материала.
- Прочитайте задание.

- Начнем читать рассказ о зайчиках. ( 1-й граф)

- Назовите вершины этого графа? Что они обозначают? (зайчата)

 Что обозначают рёбра?  (дружеские отношения)

Читаем рассказ дальше.

Соедините вершины на 2-ом, 3-ем, 4-ом графе. ( Ученик работает на рисунке у доски). Сравниваем результат со слайдом.  (Взаимопроверка в парах)

Задание по группам.
1) Дополните недостающие ребра графа  (в родословном дереве).

2) Дополните недостающие ребра графа  (цепи питания).

3) Соедините линиями точки графа по условию задачи  (кто с кем дружит?)

Вася дружит с колей, Коля дружит с Петей, Петя дружит с Васей, Вася дружит с Олегом. У кого больше друзей?

  Работа за компьютером.

Повторение темы «Множества»  или «Работа на клавиатуре» 

6. Итог урока.  Рефлексия.

-Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали?  (Граф, вершина графа, рёбра графа)     

- Что могут обозначать вершины графа?  (предметы, объекты)

- Что обозначают ребра?  (связь, соединение, дорогу)

-  На каких школьных предметах вы встречались с графами, приведите примеры.   (математика, окружающий мир)

7. Домашнее задание.    Стр.17, задание 29.

Задание для капитанов команд: приведите сами примеры ситуаций или задачу, которую можно было бы изобразить с помощью графа.