Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]
Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [Т – Д].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [т], [д], соотнести с соответствующими графемами; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам; активизация словаря.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [т], [д]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.
Оборудование:
Зеркало (настенное); таблица с обозначением акустической характеристики звуков; элементы букв Т и Д; элементы слов и предлогов для составления предложений; доска; мел.
Ход занятия:
Этап и деятельность логопеда |
Предположительные ответы ребенка |
I. Организационный момент. - Здравствуй! - Как твое настроение? -Успокаиваемся, настраиваемся на занятие. - Приготовь тетрадь, пенал. II. Артикуляционная гимнастика. - Сели ровно, плечи расправили. - Зафиксировали спинку и положили руки на парту, чтобы они не мешали. - Делаем упражнения: 1) Общие упражнения: 1. «Удивились – рассердились» (чередуем 5 раз). 2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем 5 раз). 3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем 5 раз). 4. «Построили заборчик – сломали заборчик» (чередуем 5 раз). - Молодец, отдохни. 2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [т – д]: 1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем нижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов). - Молодец, отдохни. 2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов). - Молодец, отдохни, проглоти слюнки. 3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов). III. Подведение к теме занятия. - Послушай и отгадай загадки: 1. Кто у постели больного сидит И как лечится, он всем говорит? Кто болен – он капли Предложит принять. Тому, кто здоров – Разрешит погулять.
2. Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками.
3. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет, И никуда я не пойду, Пока он не уйдет.
4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. - Назови все отгадки и выдели первые звуки в этих словах. - Правильно. Сегодня будем работать со звуками [т] и [д], и учиться их отличать. - Придумай самостоятельно слова с этими звуками. - Объясни значения слов: доктор, троллейбус, дождь, туча.
IV. Характеристика звуков [Т - Д]. - Произносим звук [т] и смотрим на себя в зеркало. - Когда мы произносим звук [т], в каком положении находятся губки? - Правильно, в «улыбке». - А теперь снова произнесем звук [т] и постараемся почувствовать, где язычок. - В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]? - А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вибрируют или нет при звуке [т]. - А если голосовые складки не вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой? - Дай характеристику звука [т], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). - Молодец. - А когда произносим звук [д], в каком положении губки? - В каком положении язычок, когда мы произносим звук [т]? - Голосовые складки вибрируют или нет? - Молодец, а если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой? - А теперь дай характеристику звука [д], также смотри на таблицу. - Чем похожи звуки [т – д]?
- А еще, чем, похожи?
- А чем же отличаются? - Молодец. V. Упражнение на развитие фонематического слуха: - Приготовь свои ушки и ладошки. · Дифференциация звуков в слогах: - Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно. - Приготовились: хлопок – на звук [т]; ручка на звук [д]. Слоги: за, но, ду, ка, ты, зы, до, лу, зу, та, зэ, да, по, то, сы. - Молодец! · Дифференциация звуков в словах: - А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [т], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [д] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно. Слова: Слон, петух, дом, ручка, щенок, ток, снеговик, дорога, стол, барабан, зайка, аист, дача, игра, собака, лиса, коза, нота, зонт, шапка, дата. - Молодец! · Дифференциация звуков в словосочетаниях: - Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [т] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [д] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [т] – хлопаем, на звук [д] – поднимаем руку. Словосочетания: дорогой костюм, журчанье реки, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, золотое кольцо, том книги, алые розы, читаю книгу, высокий дом. - Молодец, очень внимательный. VI. Физминутка. - Давай немного отдохнем. - Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе: Ветер северный подул «С – с – с», все листья С липы сдул. Поднять руки вверх - «изобразить» ветер, а потом подуть на пальцы. Полетели, закружились И на землю опустились. Пошевелить руками в разные стороны и медленно положить их на стол. Дождик стал по ним стучать: «Кап – кап – кап, кап – кап - кап». - Постучать указательным пальцем по ладошке. Град по ним заколотил Листья все насквозь пробил. – Постучать кулаком по ладошке. Снег потом припорошил. – Плавные движения кистями рук. Одеялом их накрыл. – Ладони крепко прижать к столу. - Начинаем. VII. Составление букв Т и Д из отдельных элементов. - Составь буквы Т и Д из элементов, которые я тебе дала. - Как выполнишь задание, поднимешь руку, поставишь на локоток. - Молодец! VIII. Составление предложений из отдельных элементов (слов и предлогов): - Составь предложения из элементов (слов и предлогов), которые я тебе дала. - Прочитай, какие предложения у тебя получились.
- Найди в предложениях слова со звуком [т]. Назови эти слова.
- Сколько всего слов со звуком [т] ты нашел? - Найди в предложениях слова со звуком [д]. - Назови эти слова.
- Сколько слов со звуком [д] у тебя получилось? - Каких слов больше со звуком [т] или со звуком [д]? - Молодец! - Давай запишем эти слова в тетрадь. - Отступаем четыре клетки вниз, записываем по середине число. - Я на доске, а ты в тетради записываешь слова под диктовку с новой строки. - Называй слово, и вместе пишем. IX. Итог урока. - С какими звуками мы сегодня работали? - Дай характеристику звука [т].
- Дай характеристику звука [д].
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Что тебе сегодня на уроке не понравилось? - А что понравилось? - Занятие окончено, ты свободен. - До свидания. |
- Здравствуйте! Отвечает.
Достает тетрадь, пенал.
Усаживается ровно.
Руки кладет на парту.
Выполняет упражнения.
Выполняет упражнения.
Выполняет упражнения.
Выполняет упражнения.
Выполняет.
Выполняет упражнение.
Выполняет.
- Доктор.
- Троллейбус
- Дождь.
- Туча.
- Звуки: [т] и [д].
- Придумывает, отвечает.
- Доктор – это профессия, человек, который помогает преодолевать различные заболевания, лечит людей от различных заболеваний. - Троллейбус – это вид пассажирского транспорта. - Дождь – явление природы, происходящее весной, летом, осенью, проходящее в виде выпада осадков (воды). - Туча – это сгусток облаков.
- Смотрит на себя и произносит звук [т]: т – т – т...
- В «улыбке».
Произносит звук [т]: т – т – т – т.
- Упирается в верхние зубки.
- Нет, не работают.
- Глухой.
- Звук [т]: согласный, глухой, твердый.
- Тоже в «улыбке». - Тоже упирается в верхние зубы. Прикладывает руку к горлу и произносит звуки [д]: д – д – д – д. - Да, вибрируют. - Звонкий. - Звук [д]: согласный, звонкий, твердый. - Согласные, твердые. - При звуке [т] и [д] губы находятся в улыбке. - И при звуке [т], и при звуке [д] язычок упирается в верхние зубки. - Тем, что звук [д] звонкий. - А звук [т] глухой.
Слушает задание. Поставил руки перед собой.
Слушает словосочетания: на слово со звуком [т] хлопает в ладоши, на слово со звуком [д] поднимает руку.
Слушает и смотрит.
Делает все, вместе с логопедом.
Слушает задание. Составляет буквы. Ставит руку на локоток.
Слушает инструкцию. Составляет предложения. - «Рыбу ловят удочкой»; «На опушке растут дубы»; «Дрова рубят топором»; «Ребята в лесу собирают ягоды»; «Толя забежал за дом»; «Воду носят в ведре». - Ловят, растут, рубят, топором, Толя, ребята, собирают, носят.
- 8 слов со звуком [т].
- Удочкой, дубы, дрова, ягоды, дом, воду, в ведре. - 7 слов со звуком [д].
- Со звуком [т]
Отступает вниз четыре клетки, записывает число. Вместе с логопедом, под диктовку записывает слова.
- Со звуками [т] и [д]. - Звук [т]: согласный, глухой, твердый. - Звук [д]: согласный, звонкий, твердый. - При звуке [т] и [д] губы находятся в улыбке, а язычок упирается в верхние зубки. - Тем, что звук [д] звонкий. - А звук [т] глухой. Отвечает, что не понравилось.
Отвечает, что понравилось.
- До свидания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.