Конспект индивидуального логопедического занятия: "Морское приключение (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)"
Оценка 4.7

Конспект индивидуального логопедического занятия: "Морское приключение (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)"

Оценка 4.7
docx
19.10.2023
Конспект индивидуального логопедического занятия: "Морское приключение (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)"
В поисках сокровищ 18.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    

ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

ТЕМА: «Морское приключение (автоматизация [р] в словах и предложениях)».

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием.

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: Дорожкина Ольга Александровна.

 

 

 

 

 

 

г.Дорогобуж

2023г.

 

   Тема: «Морское приключение (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)».

Дата проведения: 28 апреля 2023г.

Цель – автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.

Задачи коррекционно-образовательные:

·        Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.

·        Развитие умения в  правильном  согласовании существительных со звуком [р] с числительными два, три, четыре, пять.

·        Развитие умения правильно понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.

·        Развитие умения правильно составлять цепной рассказ с опорой на наглядную схему.

Задачи  коррекционно-развивающие:

·        Развитие фонематического слуха, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.

·        Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки.

Задачи  коррекционно-воспитательные:

·        Воспитать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Оборудование: настенное зеркало; карта “Острова в океане”, простой карандаш; ноутбук, мультимедийная презентация к занятию; болты и гайки из детского пластмассового конструктора; сундучок с конфетами.

   Речевой материал: слова, числительные,  предложения.

План занятия:

I.                  Оргмомент.

II.               Сообщение темы занятия.

III.           Работа над темой.

IV.            Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в морское приключение на поиски сокровищ. Посмотри, у нас есть карта (показывает), которая укажет, где искать сокровища. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, корабль. Ты догадалась, что это за звук? Произнеси этот звук.

Ребенок: Р-р-р.

II. Сообщение темы занятия.

Слайд 2.

Логопед: В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Будь внимательная, красиво и четко произноси [р]. Тогда нас ждет успех.

III. Работа над темой.

Слайд 3.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  На чем мы отправимся в путь? (на корабле). Правильно, но нам его нужно построить. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение “Качели”). Проверяем доски на прочность (упражнение “Чистим зубки”). Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”). Нужно не забыть поставить парус (упражнение “Чашечка”).

Слайд 4.

Я думаю, у тебя получился вот такой кораблик.

2. Изолированное произнесение звука [р] тихо-громко.

Логопед: Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р (громкое произнесение).

3. Упражнение на выработку направленной воздушной струи.

Логопед:  Ветер наполнил парус (ребенок дует на кусочек материи на палочке). Мы поплыли.

Логопед:  Вот мы уже и плывем. Но где нам искать сокровища? Вспомнила, у меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровища. Берем курс на первый остров! Возьми карандаш и проложи путь (нарисуй) линию от кораблика к острову).

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов – прокладывает курс.

4. Игра на развитие фонематического восприятия “Рассели животных”.

Слайд 5.

Логопед: Первый остров оказался необитаемый, но у нас есть животные, которым негде жить. Давай поселим их здесь. Но на остров поселятся только те животные, в названиях которых есть звук [р].

Ребенок, начиная с первого животного на слайде, называет его, определяет, есть ли нужный звук, щелкает по нему мышкой. Если ответ верный, картинка “переходит” на остров, если заданного звука нет – картинка покачивается.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”

Логопед:  Звери благодарны тебе, приглашают играть в прятки.

Игра с тем же слайдом. По щелчку мышки картинка исчезает. При правильном ответе появляется вновь по второму щелчку.

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки “Узнай, кто это”

Слайд 6.             

Посмотри, кто вышел нас провожать. Назови.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659509/1.JPG

Рисунок 1

Логопед: Поплывем к следующему острову. Прокладывай путь (ребенок чертит линию до следующего острова).

7. Игра “Угости крокодила” (автоматизация [р] в словах при согласовании существительного с числительным).

Слайд 7.

Логопед: На втором острове живет зубастый, голодный... (крокодил). Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощай крокодила и считай так: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка, пять пирожков.

А теперь накорми его грушами, персиками, ватрушками. Крокодил благодарит вас за угощение. Он сыт, доволен и поет песенки, предлагает петь вместе с ним:

Ра-ра-ра– высокая гора.          
Ро-ро-ро– новое ведро.
Ры-ры-ры– воздушные шары.
Ру-ру-ру– продолжвем мы игру.
        Ребенок повторяет чистоговорки.

А теперь дальше в путь. Прокладывай курс (ребенок ведет линию к следующему острову)

8. Динамическая пауза “Теплоход”.

От зеленого причала

(Шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

(Два шага назад)

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед -

(Два шага вперед

Раз, два –

(Руки вытянуты вперед и сомкнуты -

И поплыл по речке,

(Это нос теплохода; движения по кругу

Набирая полный ход.

мелкими шажками)

9. Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

Слайд 8.

Логопед:  Приплыли на следующий остров. Здесь живет Волшебник, чародей. Он знал, что мы приплывем на этот остров и написал для нас книгу. Но он такой рассеянный, наверняка что-то перепутал. Послушай, исправь, если нужно, а помогут тебе картинки на компьютере.

Слайд 9.

Дровами рубят топор.

На радуге – небо.

Крышка накрыта ведром.

Дорога едет по грузовику.

Горшок растет в розе.

Забор красит Рому.

Ребенок исправляет, произносит предложение в правильном варианте и выбирает соответствующую картинку.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659509/2.JPG

Рисунок 2

Логопед: Волшебник по секрету сказал, что клад зарыт на последнем острове. Ты путь проложила по карте? (ребенок рисует линию к следующему острову). Давай подремонтируем корабль (логопед предлагает пластины, болты и гайки из игрушечного конструктора)

Логопед: Уже недалеко, подплываем к следующему острову.

10. Автоматизация [р] при составлении цепного текста.

Слайд 10.

Логопед:  Пока мы плыли, нам пришло письмо из детского сада. Братья Юра и Рома (логопед показывает картинку с изображением мальчиков) рассказывают о своей рыбалке. Послушай их рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659509/3.JPG

Рисунок 3

Рома и Юра братья.
Братья идут на пруд.
В пруду братья поймают рыбу и раков.
Крупных раков братья подарят Р.

Логопед: Готова плыть к последнему острову, на котором спрятан клад? Тогда прокладывай путь (ребенок рисует линию к последнему острову.

11. Игра “Разложи правильно” (определение позиции [р] в слове).

Слайд 11.

Логопед: На этом острове живут одни обезьяны. Они собирают кокосы и раскладывают их по корзинам. Кокосы не простые, а с картинками. Называй картинки, определяй, где [р] в слове: начале, середине или в конце и клади в нужную корзинку.

12. Чтение слова с буквой Р, печатание Буквы Р.

Логопед:  Вот мы и на последнем острове. Здесь клад. Чтобы его найти, прочитай зашифрованное слово (ребенку предъявляется лист с написанным словом ба...абан. Подумай, какой буквы здесь не хватает. Впиши ее и прочитай, что получилось. А наш помощник (компьютер) поможет тебе проверить, правильно ты выполнил задание.

Слайд 12.

 Клад за барабаном. А вот и сундук (на экране появляется сундучок, логопед вытаскивает настоящий сундучок с конфетами. Что нужно с ним сделать? (открыть)

Ребенок открывает сундук, а в нем конфеты.

IV. Итог занятия.

Логопед: Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Тебе понравилось наше путешествие? Что написано на экране, прочитай. Ты молодец, у тебя все получилось, нашла клад с конфетами. Какой звук помогал тебе в поиске сокровищ? (р-р-р).

Учитель-логопед ____________________О.А.Дорожкина


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тема: «Морское приключение (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)»

Тема: «Морское приключение (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)»

Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”)

Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”)

Логопед: На втором острове живет зубастый, голодный

Логопед: На втором острове живет зубастый, голодный

Логопед : Волшебник по секрету сказал, что клад зарыт на последнем острове

Логопед : Волшебник по секрету сказал, что клад зарыт на последнем острове
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2023