№ 2. Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звуков [Р] и[Рь]
в словах, предложениях и связных текстах
по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка».
Цель: Автоматизация звуков [ р] [рь] в словах и фразовой речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. учить чётко произносить звуки [ р] [рь] в словах и фразовой речи;
2. дифференцировать звуки [ р] [рь] на слух и по артикуляции;
3. учить определять место звука в слове (начало, конец слова);
3. автоматизировать звуки [ р] [рь] в словах и фразах;
4. уточнить артикуляцию сонорных звуков.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.развивать фонематический слух;
2.развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
3.развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
4. развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. воспитывать самоконтроль;
2. воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: картинный материал, деревья из картона, грибы с картинками на дифференциацию звуков [ р] [рь]; шарик «Су-джок»; карандаш, корзинки, красная шапочка, перчатки для проведения артикуляционной гимнастики, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Логопед: Ты любишь сказки? Посмотри, у меня есть книга? Из какой сказки эта картинка (показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка»). Правильно. Ой! А страницы потерялись! Мы соберем сказку вместе. Давай не просто расскажем по новому, но и покажем её.
Ребенок: давайте.
Логопед: Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделяю в слове крррасная. (Р)
Какой это звук? (Твёрдый, согласный, звонкий)
Будем стараться произносить этот звук правильно: выдыхаемая воздушная струя сильная, кончик языка дрожит.
Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Ребёнок закрывает глаза, логопед одевает на ребёнка красную шапочку). Ой! Кто это? (Ребёнок смотрится в зеркало и видит, что она – Красная шапочка). Да, ты теперь Красная Шапочка. (Музыка из сказки «Красная Шапочка»).
Сейчас мы будем тренировать язычок.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась Упражнение «Улыбка» (губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы. Удерживать так под счет от 1до10. Показ картинки).
Приготовила чашечку, чтобы попить чай.
Упражнение «Чашечка» (рот широко раскрыт, края и кончик языка подняты вверх. Показ картинки).
А чай она пила с вкусным вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье» (облизывать широким кончиком языка верхнюю губу. Показ картинки).
После завтрака Красная Шапочка вышла во двор и увидела индюка. Упражнение «Индюки» (при открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад).
А потом и лошадку.
Упражнение «Лошадка» (цокать языком быстро и медленно).
К Красной Шапочке подбежал маленький щенок. Как он рычит Рь-рь-рь.
Звук [рь] какой? (Мягкий, согласный, звонкий).
Потом пришла мама и предложила Красной шапочке сходить к бабушке.
Девочка взяла корзинку и побежала по тропинке (Ребёнок берет корзинку и двигается между деревьями). А чтобы в лесу не было страшно давай споём песенку: Ра-ра-ра! На дворе у нас гора! Ру-ру-ру! Забирайте детвору! Ры-ры-ры! Покатаемся с горы! Ра-ра-ра! Очень рада детвора! (Песенка распевка, включаю запись, ребёнок подпевает слоги)
3. Упражнение на развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, пошли пальчики гулять.
(перебирать пальчиками по столу).
Этот пальчик в лес пошел, (стучим по столу мизинчиком).
Этот пальчик гриб нашел, (стучим по столу безымянным пальчиком).
Этот пальчик гриб почистил, (стучим по столу средним пальчиком).
Этот пальчик гриб сварил, (стучим по столу указательным пальчиком).
Этот пальчик все съел, от того и растолстел. Поднимаем вверх большой пальчик, а затем ручками гладим животик).
4. Определеление твердого и мягкого звука и проговаривание слов со звуком [Р] и [Рь].
По дороге Красная Шапочка собирала грибы (Ребёнок собирает грибы под деревьями. Подходим к столу, где стоят 2 корзины). В оранжевую корзину положим грибы с картинками, в которых есть звук Р-твёрдый, а в коричневую грибы, на которых картинки с мягким звуком [рь] (Ребёнок называет каждую картинку и раскладывает грибы)
5. Зрительная гимнастика с использованием ИКТ.
Пошла Красная Шапочка дальше по лесу. Вдруг с дерева взлетела сова и начала летать и ухать. Посмотри, как летала сова. (Подходим к ноутбуку. Зрительная гимнастика на слайде).
6. Физминутка.
Самомассаж рук мячиком «Су-джок».
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Самомассаж пружинками «Су-джок» (на каждый палец поочерёдно надевается пружинка)
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
7. Закрепление обобщающих понятий «дикие и домашние животные», «птицы». Определение звука в словах.
В лесу жило ещё много разных зверей и птиц. Они решили послушать песенку Красной Шапочки.
Посмотри на картинку. Назови кого нельзя встретить в лесу? (на картинке 3 диких животных, 1 домашнее; 3 птицы, 1 домашняя птица). (Картинки на слайде, при нажатии лишнего исчезают.)
Где стоит звук [Р] в слове рысь? Покажи нужную схему.
На каком месте стоит звук [Р] в слове ворона? Где стоит звук [Р] в слове бобёр? Покажи нужную схему.
8. Автоматизация звуков [р] [рь] в фразовой речи.
Звери испугались и спрятались, Красная Шапочка пошла дальше.
Шла, шла и встретила волка. Не пускает волк к бабушке, пока она не выполнит задание (Игра «Нелепицы», на слайде). Объясни, что неправильно нарисовал художник?
Отпустил волк Красную Шапочку.
Вдруг что-то под ногами зафырчало, зашуршало. Как ты думаешь кто это? (ёжик)
9. Задания на развитие зрительного восприятия.
Но зайти в него Красная Шапочка не может, потому что не знает какой ключик. Подбери ключ к замку, соедини линией нужный ключ с замком.
10. Рефлексия.
Девочка поздоровалась с бабушкой и отдала гостинцы.
Тарам-парам-возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребёнка).
Кем ты сегодня была? Тебе понравилось? Какие звуки мы учились правильно произносить? Ты сегодня очень старалась. Мы придумали интересную сказку.
Книгу, которую мы с тобой собрали, ты можешь взять домой и ещё раз перечитать.
Самоанализ
индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звуков [Р] и[Рь]
в словах, предложениях и связных текстах
по мотивам сказки Ш.Перро «Красная шапочка».
Занятие проводилось с ребенком 7 лет c диагнозом ОНР III. Данное мероприятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно - развивающей работы.
На занятии были поставлены следующие цели:
1. учить чётко произносить звуки [ р] [рь] в словах и фразовой речи;
2. дифференцировать звуки [ р] [рь] на слух и по артикуляции;
3. учить определять место звука в слове (начало, конец слова);
4. автоматизировать звуки [ р] [рь] в словах и фразах;
5. уточнить артикуляцию сонорных звуков;
6. развивать фонематический слух;
7. активизировать словарный запас по лексическим темам «дикие и домашние животные», «птицы»;
8. развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
9. развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
10. совершенствовать связную речь путем составления распространенных предложений;
11. формировать у ребенка заинтересованность в сотрудничестве и желание исправить свое речевое нарушение;
12. воспитывать самоконтроль;
13. воспитывать желание активно работать на занятии.
Для проведения занятия были подобраны коррекционно - развивающие игры.
Поставленные цели и задачи соответствуют содержанию занятия.
Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия.
Занятие длилось не более 30 минут
Весь дидактический материал подобран в соответствии с
речевыми и возрастными особенностями ребёнка, отличается своей
инновацонностью и современностью, что помогало максимально привлечь и
распределить внимание ребенка, заинтересовать его, достичь высоких результатов
в работе.
Речевой материал соответствует целям и
задачам занятия.
На занятии были использованы практические,
наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические
принципы: наглядности обучения, сознательности и активности обучения,
принцип доступности сообщаемых знаний, дифференцированного и индивидуального
подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный удачный игровой прием, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справиться с препятствиями.
На занятии были использованы предметные картинки, настольно дидактические и интерактивные игры коррекционной направленности, упражнение на развитие звукового анализа слова. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формированию падежных окончаний дательного падежа существительных, обогащению активного словаря прилагательными. Развитию связной речи на материале лексических тем «дикие и домашние животные», «птицы», закреплению знаний ребенка животных и птицах. Особое внимание уделялось развитию основных психических процессов: усидчивости, зрительной памяти, логического и абстрактного мышления.
В ходе занятия я особенно следила за четким проговариванием слов, предложений и связных текстов, тактично и доходчиво поправляла, просила повторить правильно.
На занятии ребенок работал активно, проявлял заинтересованность, он старался дать правильный ответ. Но при проведении упражнения по развитию фонематического слуха ребенок испытал затруднение по определению место нахождения звука «Р» в слове «ворона». Я оказала помощь ребенку. И ребенок после объяснения справился с заданием. Все занятие проходило в теплой атмосфере сотрудничества. Оно было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия были выполнены. Результат был достигнут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.