Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Дифференциация звуков [Д – Д`]»
Цель: выработка умения дифференцировать звуки [Д – Д`].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [д], [д`]; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [д], [д`]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки, в названиях которых есть звуки [Д – Д`]; картинка с буквой Д.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»
- Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Д – Д`]:
1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем нижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).
- Молодец, отдохни, проглоти слюнки.
3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).
III. Подведение к теме занятия.
- Посмотри на картинки, назови их: дом, дорога, дерево, дупло, дятел, дети, доктор.
- Выдели первые звуки в этих словах. (- Звуки [Д – Д`].)
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [Д – Д`] и учиться их отличать друг от друга.
IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [Д – Д`].
- Произносим звук [Д] и смотрим на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [Д], в каком положении находятся губки?
- Правильно, в «улыбке».
- А теперь снова произнесем звук [Д] и постараемся почувствовать, где язычок.
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [Д]? (- Упирается в верхние зубки.)
- В каком положении зубки? (Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.)
- А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вирируют или нет при звуке [Д].
- А если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Дай характеристику звука [Д], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (- Звук [Д]: согласный, звонкий, твердый, парный)
- Молодец.
- А теперь произнесем звук [Д`] и смотрим на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [Д`], в каком положении находятся губки?
- Тоже в «улыбке».
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [Д`]? (- Упирается в верхние зубки.)
- В каком положении зубки? (Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.)
- А. голосовые связки вирируют или нет при звуке [Д`]. (Вибрируют.)
- Дай характеристику звука [Д`], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (- Звук [Д`]: согласный, звонкий, мягкий, парный)
- Чем похожи звуки [Д – Д`]? (Когда мы произносим звуки [Д – Д`], губки находятся в положении в «улыбке». Язычок упирается в верхние зубки; голосовые складки вибрируют. Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.)
- А еще, чем, похожи? (Звуки [Д – Д`] согласные, звонкие, парные.)
- А чем же отличаются? (Звук [Д] – твердый, а звук [Д`] - мягкий)
- Молодец.
V. Упражнение на развитие фонематического слуха:
- Приготовь свои ушки и ладошки.
· Дифференциация звуков в слогах:
- Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [Д], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [Д`] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.
- Приготовились: хлопок – на звук [Д]; ручка на звук [Д`].
Слоги: дя, за, но, ду, ка, ты, ди, зы, до, лу, зу, ды, та, зэ, да, по, де, то, сы.
- Молодец!
· Дифференциация звуков в словах:
- А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [Д], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [Д`] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.
Слова: Дерево, петух, дом, ручка, дорога, сом, снеговик, том, стол, барабан, деньги, аист, сова, игра, доктор, лиса, директор, носорог, день, шапка, дым.
- Молодец!
· Дифференциация звуков в словосочетаниях:
- Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [Д] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [Д`] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [Д] – хлопаем, на звук [Д`] – поднимаем руку.
Словосочетания: дорогой костюм, веселый день, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, морозный декабрь, хмурый индюк, алые розы, добрый пес, высокий дом.
- Молодец, очень внимательный.
VI. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Д]? (Буквой Д.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Д`]? (Буквой Д.)
- Правильно, буква Д обозначает два звука: твердый: [Д] и мягкий [Д`].
- Посмотри на эту букву (показать печатную и письменную букву).
VII. Дифференциация звуков [Д - Д`] в слогах, словах; работа в тетради:
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):
О Я Е
Д А И Д Д Ы
У Е О
- Дополни эти слоги до слов.
- Запиши получившиеся слова в тетради.
VIII. Физминутка.
- Давай немного отдохнем.
- Встаем, выходим из-за парты.
- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:
Поднимаюсь на носки: 1 – 2 – 3
Поднимаю руки
И держись.
Резко вниз теперь присяду
Буду прыгать до упаду.
IX. Составление предложений.
- Вспомни картинки, которые я показывала в самом начале занятия.
- Назови эти картинки: дом, дорога, дерево, дупло, дятел, дети, доктор.
- Придумай предложения с этими словами.
- Запиши получившиеся предложения в тетрадь.
X. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [Д], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [Д`], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.