Конспект индивидуального логопедического занятия по теме:
«Постановка звука [Ш]»
Цель занятия: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука.
Задачи:
1) Образовательные: учить правильно произносить звук Ш, выделять звук Ш из ряда слов;
2) Коррекционно – развивающие: формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3) Воспитательные: воспитание интереса к занятию, воспитание самостоятельности.
Оборудование: презентация, зеркало, бородка.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Вот занятие началось,
Всё в порядок привелось,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем думать, отвечать!
2. Артикуляционная гимнастика
«Чашечка»
— слегка улыбаемся;
— широким языком в форме чашечки обнимаем верхнюю губу и держим на счет 5;
— следим, чтобы нижняя губа не касалась языка.
«Вкусное варенье»
— слегка улыбаемся;
— широким языком в форме чашечки медленно слизываем варенье с верхней губы, плавно убирая язык за зубы.
«Одуванчик»
— слегка улыбаемся;
— широким языком в форме чашечки обнимаем верхнюю губу;
— плавно сдуваем с носа пух одуванчика (листик, ваточку); при этом языком продолжаем обнимать верхнюю губу.
«Шарик лопнул»
— слегка улыбаемся;
— широким языком в форме чашечки упираемся в бугорки за верхними зубами
— боковые края языка прижаты к верхним зубам;
— плавно выдыхаем тёплый воздух со звуком Ш, как будто сдувается воздушный шарик.
Дыхательная гимнастика
«Помоги Гномику распушить бородку».
- Набери воздуха в живот.
- Округли губы.
- Равномерно с силой выдыхай воздух на бороду.
3. Постановка звука [Ш]
- Поднять язык к небу.
- Сблизить зубы.
- Округлить и вытянуть вперед губы (углы губ не должны соприкасаться.)
- Равномерно с силой выдыхай воздух
4. Анализ артикуляции по плану
В каком положении находятся губы?
- губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
В каком положении находятся зубы?
- зубы сближены;
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
- язык за зубами,вверху;
Какая струя воздуха выходит изо рта?
- посередине идет сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
Физминутка «Змейка»
Между кочек по тропинке
(соединить ладони)
Проползает змейка Динка!
(изображать движение змеи)
5. Пальчиковая гимнастика
«Кошка»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой.
Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
«Мышка»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
6. Игры на звукоподражание
Игра «Лес шумит»
Когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».
Игра «Угадай, что это»
Произнесите звук Ш или С, а ребенок будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
«Гуси»
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
7. а) Найди букву Ш
и щ ж ш ц п ч т
б) Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Ш.
Са, шо, ша, со, шу, ши, сы, ши, сош, шос
в) Игра «Третий лишний»
Назови картинки.
Найди лишнюю картинку. Почему она лишняя?
Игра «Запомни и назови»
8. Закрепление звука в слогах
Повтори медленно и четко:
Шма
шмо
шму шмэ
Шка
шко
шку шкэ
Шта што шту штэ
9. Игра «Назови ласково»
Игра с мячом
Измени слово так, чтобы в названии появился звук [ш].
Хлеб — хлебушек. Рыба
— рыбёшка.
Орехи — орешки. Петух — петушок.
Муравей — муравьишка. Мальчик — мальчишка.
Воробей — воробышек. Девочка — девчушка.
Корова — коровушка. Камни — камешки.
Горох — горошек. Мама — матушка
Игра «Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу»
подушка лягушка ватрушка
матрёшка рыбёшка лепёшка
Игра «Найди картинки, названия которых начинаются со звука Ш»
10. Домашнее задание.
Придумай как можно больше слов со звуком «Ш» и нарисуй картинки к ним.
11. Итог занятия.
12. Оценка работы ребёнка.
13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.