Калинина Елена Анатольевна. |
455000 Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, д. 72, кв. 18. |
270419916808@rambler.ru |
89088117415 |
МОУ (К)ОШИ № 4, учитель-логопед |
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми со стертой формой дизартрии
Тема:
Развитие звукового анализа; коррекция звукопроизношения (автоматизация звука [Ц] в словах, словосочетаниях, предложениях).
Цели:
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие голоса.
4. Развитие слухового внимания.
5. Формирование звукового анализа.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Автоматизация звука [Ц] в словах, словосочетаниях.
8. Профилактика и коррекция дислексии и дисграфии.
Оборудование:
Карточки-сигналы, флажок, барабан, экран (ширма); листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку; лист плотной бумаги, изображающий море, кораблики из бумаги; картина с изображением деревенского пейзажа, фигурки животных и их детёнышей.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее, начнём наше занятие.
2. Массаж.
Цель: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.
– массаж лица;
– гимнастика мышц шеи;
– массаж языка.
3. Артикуляционная гимнастика.
Цель: выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. С помощью артикуляционной гимнастики происходит объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем.
Упражнения:
– «Улыбка»:
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
– «Забор»:
Ровный, беленький забор нам построил дед Егор.
Все дощечки в ряд стоят, словно боевой отряд.
– «Окно»:
Я окошко распахну и открытым подержу.
Пусть проветрятся немножко шкаф, ковер, диван и кошка.
– «Месим тесто»:
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять
Не пора ли вынимать?
– «Чистим зубки»:
Лягушонок чистит зубки
Ежедневно, каждый день!
Чистить зубки лягушонку
Ну совсем, совсем не лень!
Зубки нижние снаружи
Чисто чистит он затем.
Справа — влево, слева — вправо,
Помнить нужно это всем:
Челюсть нижняя на месте!
«Чистим зубки» с ним мы вместе!
– «Киска сердится»:
Выгляни в окошечко - там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска – не подходите близко.
– Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд).
4. Дыхательная гимнастика.
Цель: увеличение силы и длительности выдоха, нормализация ритма дыхания.
«Бабочка – лети».
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Взрослый подносит ребенку листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.
5. Развитие голоса.
Цель: развитие тембра и высоты голоса.
1. Дидактическая игра «Пароходы».
– Произнесение звука [ы], изменяя силу голоса (громко, тихо);
– Произнесение звука [ы], изменяя тембр голоса (низким голосом, высоким голосом).
– Произнесение звука [ы] с различной длительностью –
– Капитан гудок даёт и командует: «Вперёд!»
«Ы-Ы-Ы» - гудит наш пароход, в страны дальние зовёт.
Ребенку предлагается вместе со звуком [ы] покататься на пароходах: при катании на большом пароходике – длительное произнесение звука [ы], на маленьком – короткое произнесение звука [ы].
2. Дидактическая игра «В деревне».
Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).
– Мы позовем гусенка – Га-га-га (обычным голосом).
– Мы позовем жеребенка и будем звать его громко, он отстал от лошади – И-го-го (громко).
– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу (ласково).
– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав (громко).
(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).
6. Развитие слухового внимания.
Логопед бьёт в барабан (за экраном) определенное количество раз, а ребенок произносит звук [ы] столько раз, сколько раз ударил в барабан логопед.
7. Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога, слова.
Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [ы], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [ы] в начале слога:
– мы, ыш, ты, ыр, ыт, ры, ык, ны, ыз, ды, вы, ыс, лы, ын, ыта;
– в середине слова: дом, дым, мак, сын, стол, рысь, рот, сыр, сок, сом, рыть, выть, раз, стык, стул, жить.
8. Развитие мелкой моторики. Упражнение с массажным шариком для пальцев.
Цель: совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью. Развивать ловкость и точность тонких движений пальцев для облегчения усвоения навыков письма.
- Будем играть.
Я мячом круги катаю, (между ладоней)
Взад-вперёд его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (соответственно)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (переброс мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.
9. Коррекция звукопроизношения.
Цель: формирование правильного произнесения звуков. Автоматизация звука [Ц] в словах, словосочетаниях, предложениях.
1. Игра «Путаница»
Щенок Тим устроил беспорядок, и Иришка не может найти свои вещи. Помоги ей: найди и назови предметы. Корзинка слов: цепь, цыплёнок, царь, куница, курица, овца, мельница, рукавица.
2. Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [ц].
Бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка, больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием, разноцветные цветы, цепкие пальцы , конец улицы, цветок цикламена, цирковая медведица , кузнец в кузнице, цветы под оконцем.
3. Измени
по образцу. Измени каждое предложение, как это
указано в образце. Следи за произношением звука [ц].
Образец: Я положил в конфетницу леденцы.
Ты положил в конфетницу леденцы.
Он (она) положил(а) в конфетницу леденцы.
Мы положили в конфетницу леденцы.
Вы положили в конфетницу леденцы.
Они положили в конфетницу леденцы.
10. Формирование устной и письменной речи.
Цель: профилактика и коррекция дисграфии.
Упражнение по дифференциации звуков [Г]– [К], [Г']– [К']: слова со звуками [Г], [Г'] обозначь «+», со звуками [К], [К'] обозначь «–».
Игра, икра, кубик, гитара, руки, гири, кино, куст, груша, грузовик, кисть.
11. Итог занятия.
Литература:
1. Азова Е.Е., Чернова О.О. Учим звуки [З]– [З'], [Ц].Домашняя логопедическая тетрадь. М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Архипова Е.А. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов - М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
4 .Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.-М.: Просвещение, 1991.
5. http://logorina.rusedu.net
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.