Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми со стертой формой дизартрии
Оценка 4.6

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми со стертой формой дизартрии

Оценка 4.6
docx
07.04.2020
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми со стертой формой дизартрии
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми со стертой формой дизартрии..docx

Калинина Елена Анатольевна.

455000 Челябинская область, г. Магнитогорск, пр. К. Маркса, д. 72, кв. 18.

270419916808@rambler.ru

89088117415

МОУ (К)ОШИ № 4, учитель-логопед

 

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми со стертой формой дизартрии

 

Тема:

Развитие звукового анализа; коррекция звукопроизношения (автоматизация звука [Ц] в словах, словосочетаниях, предложениях).

Цели:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие голоса.

4. Развитие слухового внимания.

5. Формирование звукового анализа.

6. Развитие мелкой моторики.

7. Автоматизация звука [Ц] в словах, словосочетаниях.

8. Профилактика и коррекция дислексии и дисграфии.

Оборудование:

Карточки-сигналы, флажок, барабан, экран (ширма); листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку; лист плотной бумаги, изображающий море, кораблики из бумаги; картина с  изображением деревенского пейзажа, фигурки животных и их детёнышей.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее, начнём наше занятие.

2. Массаж.

Цель: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

массаж лица;

– гимнастика мышц шеи;

– массаж языка.

3. Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. С помощью артикуляционной гимнастики происходит объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем.

Упражнения:

– «Улыбка»:

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

– «Забор»:

Ровный, беленький забор нам построил дед Егор.

Все дощечки в ряд стоят, словно боевой отряд.

– «Окно»:

Я окошко распахну и открытым подержу.

Пусть проветрятся немножко шкаф, ковер, диван и кошка.

– «Месим тесто»:

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

После скалку мы возьмём,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

– «Чистим зубки»:

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки нижние снаружи

Чисто чистит он затем.

Справа — влево, слева — вправо,

Помнить нужно это всем:

Челюсть нижняя на месте!

«Чистим зубки» с ним мы вместе!

– «Киска сердится»:

Выгляни в окошечко - там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула, зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска – не подходите близко.

– Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд).

4. Дыхательная гимнастика.

Цель: увеличение силы и длительности выдоха, нормализация ритма дыхания.

«Бабочка – лети».

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Взрослый подносит ребенку листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

5. Развитие голоса.

Цель: развитие тембра и высоты голоса.

1.     Дидактическая игра «Пароходы».

– Произнесение звука [ы], изменяя силу голоса (громко, тихо);

– Произнесение звука [ы], изменяя тембр голоса (низким голосом, высоким голосом).

– Произнесение звука [ы] с различной длительностью –

– Капитан гудок даёт и командует: «Вперёд!»

«Ы-Ы-Ы» - гудит наш пароход, в страны дальние зовёт.

Ребенку предлагается вместе со звуком [ы] покататься на пароходах: при катании на большом пароходике – длительное произнесение звука [ы], на маленьком – короткое произнесение звука [ы].

2.     Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га (обычным голосом).

– Мы позовем жеребенка и будем звать его громко, он отстал от лошади – И-го-го (громко).

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу (ласково).

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав (громко).

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).

6. Развитие слухового внимания.

Логопед бьёт в барабан (за экраном) определенное количество раз, а ребенок произносит звук [ы] столько раз, сколько раз ударил в барабан логопед.

7. Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога, слова.

Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [ы], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [ы] в начале слога:

– мы, ыш, ты, ыр, ыт, ры, ык, ны, ыз, ды, вы, ыс, лы, ын, ыта;

– в середине слова: дом, дым, мак, сын, стол, рысь, рот, сыр, сок, сом, рыть, выть, раз, стык, стул, жить.

8. Развитие мелкой моторики. Упражнение с массажным шариком для пальцев.

Цель: совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью. Развивать ловкость и точность тонких движений пальцев для облегчения усвоения навыков письма.

- Будем играть.

Я мячом круги катаю,                                          (между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю.                                          (смена рук)

Им поглажу я ладошку,                                        (соответственно)

Будто я сметаю крошку.                                      (смена рук)

И сожму его немножко,                                       (соответственно)

Как сжимает лапу кошка.                                     (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму                                  (соответственно)        

И другой  рукой  начну.                                         (смена рук)

А теперь последний трюк:                                  (переброс мяча из руки в руку)

Мяч летает между рук.                               

9. Коррекция звукопроизношения.

Цель: формирование правильного произнесения звуков. Автоматизация звука [Ц] в словах, словосочетаниях, предложениях.

1.     Игра «Путаница»

 Щенок Тим устроил беспорядок, и Иришка не может найти свои вещи. Помоги ей: найди и назови предметы. Корзинка слов: цепь, цыплёнок, царь, куница, курица, овца, мельница, рукавица.

2.     Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [ц].

Бойцы на границе, огурцы и луковицы, целая цепочка, больница на улице, полотенце в горнице, целебные цветы, в колодце водица, птенец в яйце, ценное кольцо, кольцо с цирконием, разноцветные цветы, цепкие пальцы , конец улицы, цветок цикламена, цирковая медведица , кузнец в кузнице, цветы под оконцем.

      3. Измени по образцу. Измени каждое предложение, как это указано в образце. Следи за произношением звука [ц]. 
Образец: Я положил в конфетницу леденцы.

Ты положил в конфетницу леденцы.

Он (она) положил(а) в конфетницу леденцы.

Мы положили в конфетницу леденцы.

Вы положили в конфетницу леденцы.

Они положили в конфетницу леденцы. 

10. Формирование устной и письменной речи.

Цель: профилактика и коррекция дисграфии.

Упражнение по дифференциации звуков [Г]– [К], [Г']– [К']: слова со звуками [Г], [Г'] обозначь «+», со звуками [К], [К'] обозначь «–».

Игра, икра, кубик, гитара, руки, гири, кино, куст, груша, грузовик, кисть.

11. Итог занятия.

Литература:

1. Азова Е.Е., Чернова О.О. Учим звуки [З]– [З'], [Ц].Домашняя логопедическая тетрадь. М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Архипова Е.А. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов - М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

3. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

4 .Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.-М.: Просвещение, 1991.

5. http://logorina.rusedu.net

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Калинина Елена Анатольевна. 455000

Калинина Елена Анатольевна. 455000

Организационный момент: Здравствуй!

Организационный момент: Здравствуй!

Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять

Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять

Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками

Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками

Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога, слова

Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога, слова

Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [ц]

Повтори словосочетания, четко проговаривая звук [ц]

Архипова Е.А. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов -

Архипова Е.А. Стёртая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020