Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: «Уточнение артикуляции звука [Ц]»
Цель: Уточнить артикуляцию звука [Ц].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: дать характеристику звука [Ц]; продолжать учить составлять распространенное, грамматически правильно оформленное предложение и связный текст.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Ц]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этого звука в рамках развития фонематического слуха; продолжать развивать умение производить звуковой анализ; развитие физиологического дыхания; развитие общей моторики; активизация словаря; развитие зрительного восприятия и некоторых психических процессов.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к животным.
Оборудование: зеркала, профили артикуляции звуков, картинки с артикуляционными упражнениями; картинка с зашумленными предметами; слоговые ряды; карточка с текстом.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Дыхательная гимнастика (выполняется по усмотрению логопеда).
- Давай вместе сделаем дыхательную гимнастику, спинку выпрямили, плечики расправили:
- Вдох носом – выдох носом (3 раза).
- Вдох носом – выдох ртом (3 раза).
- Вдох ртом – выдох носом (3 раза).
- Вдох ртом - выдох ртом (3 раза).
III. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Ц]:
1. «Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Удержать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
2. «Качели» улыбнуться, широко открыть рот, кончиком узкого языка в полости рта попеременно касаться верхних и нижних бугорков (альвеолярных отростков). Выполнять под счет (1, 2, 3, 4…) и под команды (вверх-вниз).
3. «Горка» - Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх (под счет до 10).
4. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя» (до 10 раз).
5. «Маляр» - Оскал. Кончиком языка поглаживать твердое небо от внутренней поверхности верхних зубов по направлению к мягкому небу и обратно (можно показать данное движение пальцем) (до 10 раз).
IV. Упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания,
памяти, мышления:
Ребенку предъявляется картинка (зашумленные предметы: кактус, ваза, замок): 4 – 5 секунд.
Инструкция логопеда:
- Внимательно посмотри на картинку.
- Что ты увидел на картинке? Какие предметы? (- Кактус, ваза, замок.)
- Сколько всего предметов на картинке? (- 3.)
- Правильно.
- Что находится справа от вазы? (- Справа от вазы находится замок.)
- А что находится справа от кактуса? (- Ваза)
- Молодец.
- Что в середине? (- В середине ваза.)
- Что находится слева от вазы? (- Слева от вазы находится кактус.)
- Молодец!
V. Введение в тему.
- Отгадай загадку:
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)
- Следующая загадка:
Был белый дом, чудесный дом
И что-то застучало в нем
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо:
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыпленок)
- Какой звук находится в третьем слоге (в последнем слоге) слова курица? (Звук [Ц]).
- Какой звук стоит в первом слоге слова цыпленок? (Звук [Ц])
- Кто такие, курица и цыпленок? (Домашние птицы. Цыпленок детеныш курицы.)
- Сегодня мы будем работать со звуком [Ц] и стараться правильно произносить его.
- Придумай предложения со словами курица и цыпленок.
- Запиши эти предложения в тетрадь.
VI. Анализ артикуляции звука [Ц].
- Когда мы произносим звук [Ц], в каком положении находятся губы?
(- В улыбке)
- Что при этом делает язык? (- Передняя часть спинки языка упирается в верхние резцы, а кончик языка в нижние зубки.)
- В каком положении при этом зубки? (Зубы видно, между ними есть щель.)
- При произнесении звука [Ц], голосовые связки вибрируют или нет? (Нет)
VII. Характеристика звука [Ц].
- Дай характеристику звука [Ц]:
- Звук [Ц] – согласный, твердый, глухой.
- Звук [Ц] всегда твердый!
- И этот звук всегда глухой! И непарный.
VI. Упражнение на развитие фонематического восприятия; на автоматизацию звука [Ц] в слогах, словах, предложениях:
1) - Хлопни, в ладоши, если услышишь звук [Ц], среди слогов, которые я назову:
· ЦЫ, ыс, ос, ОЦ, ЦА, ша, щу, ЦУ.
- Поднимите руку, если слышишь звук [Ц], среди слов:
· Сабля, Цапля, Цукаты, щетка, цирк.
2) - Прочитай слоги:
А А А
Ц У Ц Ы О Ц
Э У Ы
- Дополни в двух первых столбиках слоги до слов (если сможешь).
- Составь предложения с этими словами.
VII. Физминутка.
- Давай немного отдохнем.
- Встаем, выходим из-за парты.
- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:
Как живешь? – Вот так! (пальцы правой руки сжаты в кулаке, кроме большого)
А плывешь? – Вот так! (показать «волну» правой рукой)
Как бежишь? – Вот так! (обе руки согнуть в локтях и имитировать размах руками как при беге)
Вдаль глядишь? – Вот так! (правую руку приложить горизонтально ко лбу)
Ждешь обед? – Вот так! (обе руки согнуть в локтях и приложить к подбородку)
Машешь вслед? – Вот так! («помахать» правой рукой)
Утром спишь? – Вот так! (сомкнуть обе руки и приложить к правой щеке)
А шалишь? – Вот так! (размахивать руками в разные стороны)
- Начинаем.
VIII. Работа с текстом.
- Прочитай текст.
Цып.
У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.
- Выпиши слова со звуком [Ц].
- В каких словах звук [Ц] стоит:
в начале,
в середине,
в конце слов.
- Назови их по - порядку.
IX. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [Ц].
- Вспомни и назови слова с этим звуком.
X. Оценка работы ребенка на занятии.
- Мне сегодня понравилось, как ты работал(а), особенно мне понравилось….
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.