Конспект индивидуального занятия для подростков "Работа с информацией"

  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Инд. з-е..docx

Конспект индивидуального занятия

"Работа с информацией" для подростков.

  • Формат: индивидуальное занятие (60-90 минут)
  • Целевая аудитория: подростки 13-17 лет
  • Цель: развитие навыков критического мышления и эффективной работы с информацией

Структура занятия:

 Вводная часть

  • Знакомство и установление контакта
  • Выявление текущих трудностей подростка в работе с информацией
  • Определение личных целей на занятие
  • Примеры проблем: "не могу найти нужное", "много противоречивых данных", "не запоминаю прочитанное"

Ход занятия:

1.Критическое мышление и оценка достоверности (20 минут)

  • Правило «Трех К» (или 5W1H):
    • Кто? (Автор) — Есть ли у него имя, экспертиза, репутация?
    • Что? (Содержание) — Это факт или мнение? Есть ли доказательства?
    • Когда? (Актуальность) — Когда опубликована информация? Она еще актуальна?
    • Где? (Источник) — Это научный журнал, блог, Википедия, соцсеть?
    • Почему? (Цель) — Зачем этот текст написан? Информировать, продать, развлечь, манипулировать?
  • Практическое упражнение «Детектив информации»:
    • Даем два коротких текста на одну тему (один — из надежного источника, другой — из сомнительного блога или фейковый).
    • Вместе с подростком разбираем их, применяя правило «Трех К».
    • Обсуждаем красные флаги: эмоциональный язык, отсутствие автора, призывы к немедленным действиям, сомнительные домены сайтов.

2. Эффективный поиск информации:

  • Мастерство поисковых запросов:
    • Использование кавычек для точной фразы ("воздействие социальных сетей на подростков").
    • Использование знаков + и - для включения/исключения слов.
    • Поиск на определенном сайте (site:gov.ru экология).
    • Поиск по типу файла (filetype:pdf презентация по биологии).
  • Где еще искать?
    • Краткий обзор: электронные библиотеки (Google Академия, КиберЛенинка), образовательные платформы (Arzamas, ПостНаука), официальные сайты.
  • Мини-задание: Дать тему (например, «перспективные профессии будущего») и вместе составить 3-4 эффективных поисковых запроса.

3.Структурирование и сохранение информации:

  • Методы конспектирования:
    • Простой линейный конспект.
    • Интеллект-карты (Mind Maps) — отлично подходят для визуалов и для генерации идей.
    • Метод Корнелла (разделение листа на блоки для заметок, ключевых слов и резюме).
  • Инструменты:
    • Бумага и ручка vs. цифров
  • Практическое упражнение «Создай свою структуру»:
    • Берем небольшую статью или видео по теме интереса подростка (например, обзор игры, научное открытие).
    • На его выбор: создаем интеллект-карму ключевых идей ИЛИ составляем конспект по методу Корнелла.
    • Акцент на том, чтобы вычленить главное и связать идеи между собой, а не просто переписать текст.

4.Анализ и применение информации:

Это ключевой блок, который показывает, зачем все предыдущие шаги нужны.

  • От фактов к выводам:
    • Объясняем разницу между простым пересказом информации и ее анализом.
    • Анализ — это ответ на вопросы: «Почему это важно?», «Как это связано с другими вещами, которые я знаю?», «Какие есть сильные и слабые стороны?», «Что из этого следует?».
  • Практическое упражнение «Собери пазл»:
    • Даем подростку 2-3 коротких источника с разными (или дополняющими) точками зрения на одну проблему (например, о пользе и вреде видеоигр, о разных подходах к защите окружающей среды).
    • Задача: Не просто пересказать каждый текст, а проанализировать их вместе и сформулировать собственную аргументированную позицию по вопросу, используя факты из всех источников.
    • Формат: Можно оформить это как короткое эссе на 1-2 абзаца, устный ответ или тот же конспект-сравнение.

Этика и безопасность:

  • Авторское право и плагиат:
    • Простое правило: «Используй идеи, но пересказывай своими словами и всегда указывай источник».
    • Что такое цитирование и зачем оно нужно.
  • Цифровой след и личные данные:
    • Краткое напоминание о том, какую информацию о себе не стоит размещать в открытом доступе и почему.

5.Завершение занятия:

  • Рефлексия и итоги:
    • «Что из сегодняшнего занятия было для тебя самым полезным?»
    • «Что ты будешь использовать уже на этой неделе?»
  • Домашнее задание:
    • Дать конкретное, небольшое и интересное задание. Например: «Найди информацию о [своем увлечении] в одном надежном и одном ненадежном источнике. На следующем занятии мы их проанализируем» или «Создай ментальную карту для подготовки к ближайшему школьному предмету».