Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.
«Случай в королевстве»
Тема: автоматизация звука «Р» в обратных слогах и в словах с обратным слогом.
Цель: закрепить правильное произношение звука «Р» в обратных слогах и словах с обратным слогом; развивать фонематический слух; закрепить зрительный образ звука «Р»; закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела и у человека, стоящего напротив; закреплять цвета, умение сравнивать предметы по величине.
Оборудование: персонажи кукольного театра: король, принцесса; предметные картинки, ракушки, 10 грибочков разных цветов, разрезанная буква Р, бабочка, «цветик-семицветик».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Ты любишь сказки? А мама вчера вечером читала тебе сказку? А где чаще всего происходит действие сказки, как ты думаешь? Я хочу тебе сегодня рассказать одну необыкновенную историю, которая произошла в одном сказочном королевстве.
Король Рауль и принцесса Орнелла
Однажды на троне сидели без дела.
Когда надоело скучать и зевать,
Решили от скуки в слова поиграть.
Они называли все, что видели в зале,
Но как-то друг друга с трудом понимали.
Король говорил: шифонег(шифоньер) и кагтон(картон).
Орнелла в ответ: кгесло(кресло) и тгон(трон).
Ни Рауль, ни Орнелла, уж так получилось,
Звук «Р» выговаривать не научились.
Сначала поссорились, трон распилили,
Потом помирились и дружно решили,
Что нужно учителя им пригласить,
Который сумеет их научить.
Но даром помчались на поиски слуги –
Нет логопеда в целой округе.
Что делать? Как быть? Кто сумеет помочь?
Рыдали Рауль и Орнелла всю ночь.
Давай им покажем, как нужно учиться,
Может хоть что-нибудь им пригодиться.
2. Разминка: массаж, пальчиковая гимнастика.
А начнем мы с тобой с разминки.
Массаж – «НЕ циркач я, не артист. Сам себе я массажист».
Пальчиковая гимнастика: «Королевская считалочка».
- Чтобы пальцы были умелыми нужно их размять. Я буду рассказывать считалочку, и мы вместе попробуем показать ее пальцами.
Десять принцесс (растопырить пальцы рук)
За грибами пошли (двигаться по столу, перебирая пальцами),
Только сначала грибов не нашли.
Они наклонялись (сгибать и разгибать пальцы),
Стукались лбами (соединить пальцы рук и с силой их сжать).
Просто морока была им с грибами.
За кусты зацепились (сцеплять поочередно пальцы и тянуть в разные стороны)
Платья порвали,
Но ни одного грибка не достали.
Уселись они отдохнуть на траве (положить расслабленные руки на стол).
Вдруг грибы показались в опавшей листве (выложить на стол грибы).
Принцессы их быстро руками накрыли (накрыть каждым пальцем грибок)
И по корзинкам тайком разложили.
Никто не хотел подругам сказать,
Какой кто грибок умудрился собрать.
- Давай попросим показать, какие грибы кто из них нашел. Сначала пусть покажут Большие принцессы, Указательные и т.д. (ребенок по просьбе логопеда поднимает соответствующий палец и называет цвет гриба, спрятавшегося под ним).
3. Закрепление произнесения звука «Р» изолировано и в слогах.
Вход в королевство охраняет большущий пес. Когда появляются незнакомые люди, он рычит. Покажи, как пес рычит – ррррррррр.
В королевстве короля Рауля живет чудесная бабочка, она очень любит собирать нектар с цветов. Но с этого цветика-семицветика она не может собрать нектар, потому что, когда король с принцессой ссорились, они случайно разбили и букву Р, которая жила в этом цветке. И теперь пока буква Р не появится на своем месте бабочка не сможет собрать нектар с цветка. Давай поможем ей, соберем разбитую букву «Р» (ребенок собирает разрезанную на три части букву «Р»). Затем букву «Р» логопед ставит в серединку цветка, и бабочка начинает собирать нектар (ар, ор, ур, ир и т.д.).
4. Закрепление произнесения звука «Р» в словах.
Король Рауль сочинил маленький стишок и хочет тебе его рассказать, но он очень волнуется и боится что-нибудь забыть. Поэтому ты ему помогай, если он будет забывать.
Буратино взял …(топор)
И пошел чинить … (забор).
Видит он - стоит …(машина),
Но машина без …(бензина).
Влил бензина он в … (мотор)
И наехал на …(забор).
А теперь давай покажем Раулю, как ты умеешь вместе произносить чистоговорки.
Ар-ар-ар – мы пошли на базар.
Ар-ар-ар – и купили самовар.
А теперь помоги королю назвать лишнее слово: пар – пар – дар – пар.
5. Физкультминутка.
Говорили мы, учились
И, конечно же, устали.
Нужно нам сейчас подняться
И немножечко размяться,
Как две принцессы-хохотушки, две веселые подружки,
Что утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет!
(ребенок сопровождает чтение стихотворения соответствующими движениями. Каждое движение повторяется 2 раза).
6. Развитие фонематического слуха.
Однажды к принцессе Орнелле подруга пришла,
Кисти и краски с собой принесла.
И предложила ей не скучать,
А со звуком Р что-нибудь нарисовать.
Вот, что Орнелла нарисовала:
Помидор, сыр, шар, пар, катер, костер, светофор, повар, комар, ложка, лошадь.
- Все ли Орнелла правильно нарисовала? Давай отберем только правильные картинки. (Ребенок отбирает картинки, в названии которых есть звук Р).
7. Итог.
- Король и принцесса очень благодарны тебе за помощь. Они теперь тоже научились выговаривать звук «Р». А тебе понравилось в королевстве? Что тебе понравилось больше всего? А с чем было трудно справляться?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.