Конспект Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 9 классе Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения
Оценка 4.7

Конспект Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 9 классе Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения

Оценка 4.7
docx
дефектология
9 кл
01.12.2020
Конспект  Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 9 классе Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения
конспект урока по РСВ 9 класс.docx

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 9 классе

Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель – дефектолог

первой квалификационной категории

Нестеровой Виктории Викторовны

 

 

 


 

Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале).

Цель: создать благоприятные условия для  знакомства   с жизнью и творчеством Виктора Михайловича Васнецова, через текст, на примере некоторых его картин, в частности картины «Спящая царевна»; дифференцировать звуки [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале). 

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие: 
• коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений; 
• коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.; 
• продолжение изменения высоты и силы голоса слова, на которые падает логическое ударение, вести работу над интонационной окраской речи; 
• развитие слухового восприятия без ЗУА, на материале с урока литературы; 
• развитие слуховых дифференцировок на рабочем и резервном расстоянии учащегося. 
2. Коррекционно-образовательные: 
•  продолжать вести работу по дифференциации звуков [ц]- [с] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.; 
• формировать умение определять наличие слов со звуком [ц]- [с] в рассказе; 
• тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использованием опорных слов; 
• продолжать обогащать словарный запас. 
3. Коррекционно–воспитательные: 
• формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном; 
• формировать умение логически излагать свои мысли; 
• приобщать и формировать положительное отношение к искусству; 
• воспитывать положительное отношение к занятию; 
• воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью. 

Оборудование: ИКТ с портретом В.М.Васнецова и его картинами, так же с картиной «Спящая царевна», карточки с текстом, схемы профилей артикуляции звуков, 8 карточек с иллюстрациями. 

 

 

 

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

- Поздоровайся.

- Надень наушники.    

- Включи аппарат.  

- Как ты слышишь?  

- Спроси у меня, что будешь   делать на занятии?

- Сегодня мы познакомимся с известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым и его картинами, будем внимательно слушать текст о нём, продолжим работать над звуками [ц]- [с], будем говорить их красиво и правильно. 
(на проекторе слайды с портретом художника и его картинами).

II. Основная часть.

РСВ 
 1 задание: 
- Я прочитаю тебе текст два раза, слушай внимательно (текст «Спящая царевна» В.М.Васнецова, читается на рабочем расстоянии – 4,5м. за экраном). 
- Ответить на вопросы:

1. Про какого известного художника я читала текст? (про Виктора Михайловича Васнецова)

2. Название, каких картин Васнецова ты запомнила? («Царевна-Несмеяна», «Царевна-лягушка» и т.д.). 
- Я прочитаю первую часть текста, ты меня внимательно слушай, а потом, попробуй сама озаглавить эту часть и записать её (озаглавливает часть). 
- Я читаю вторую часть текста, тебе надо выбрать из трёх вариантов названий, которые я тебе скажу, наиболее подходящее и записать его (выбирает название второй части). 
- Сейчас я прочитаю третью часть текста, а ты сама её называешь и записываешь  название в тетрадь (озаглавливает последнюю часть текста). 
- Молодец, мы составили с тобой план пересказа текста про В.М.Васнецова, на следующем занятии мы будем его пересказывать по плану и отвечать на вопросы. 
2 задание: 
- Слушай меня, я скажу тебе предложение, повтори его. На деревьях спят заморские птицы. (Повторяет его, работа ведётся на резервном расстоянии 8м, за экраном). 
- Слушай словосочетание. Царский дворец. Спящая царевна. (Фразы говорятся более тихим голосом на рабочем расстоянии – 4,5 м., если ребёнок не услышал, то говорятся на нормальной высоте голоса, повторяет их). 
- Слушай слова (шёпотом и тихо, расстояние уменьшается до 1,5 м.) Птицы, мастерская, молодец, деревца, старушка. (Повторяет их). 
- Умница, ты хорошо справилась с заданием. Переходим к другим заданиям (второй этап занятия), педагог садится рядом с учеником на расстоянии 1,5м. 

Произношение 

1 задание (работа по тексту, работа на внимание): 
- Выбери из текста 4 слова, где есть звук [ц], прочитай их (перед ребёнком кладётся текст, он выбирает слова и читает их, некоторые из заданий второго этапа занятия предлагаются педагогом за экраном). 
2 задание (слуховая дифференцировка) (предлагается за экраном): 
- Я скажу три слова, скажи какое слово из них лишнее и почему: царевна, спящая, царский (лишнее слово СПЯЩАЯ, потому что начинается на букву С). 
- Правильно,  ты умница, сегодня мы будем говорить правильно два звука [с] и [ц]. 
3 задание (работа с профилями): 
- Рассмотри профили, скажи какой из них профиль какого звука. Расскажи про них. (ребёнку предлагаются профили трёх звуков, среди них профили звуков [с] и [ц], и третий наиболее сходный по артикуляции, ребёнок их рассматривает и рассказывает про них, если затрудняется, то педагог подводит его к правильным ответам). 
4 задание (работа на память) (предлагается за экраном): 
- Посмотри в текст и выбери 3 слова со звуком [с] и 3 слова со звуком [ц], назови их. (Выбирает, называет). 
- Закрой текст и повтори эти слова, которые выбрала. (Повторяет слова). 
5 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление): 
- Придумай слова со звуком [ц], чтобы звук [ц] был в конце слова (например: палец, огурец, конец - называет). 
- А сейчас  назови слова со звуком [с], чтобы звук [с] был в середине слова (например: колесо, маска, весна - называет). 
6 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление): 
- Посмотри на слайды экрана, назови 8 картинок: [ц]-половица, теплица, мотоцикл, кольцо. [с]- скамейка, самовар, глобус, кактус. (обращает внимание на экран, где изображены картинки называет их) 
- Назови существительные мужского рода. (Смотрит и называет: мотоцикл, самовар, глобус, кактус; при затруднении педагог даёт ребёнку возможность самостоятельно подумать и выбрать картинки). 
- Подбери прилагательные к словам половица, кактус, теплица. (Подбирает, например: скрипучая половица, колючий кактус, высокая теплица или др.). 
- Придумай предложение со словом кольцо. (Например: Мне подарили кольцо. Здесь так же даётся возможность придумать ребёнку самому предложение). 
- У нас осталось последнее задание. 
7 задание (интонация, логическое ударение) (предлагается за экраном): 
- Поставь знаки препинания и прочитай с правильной интонацией, поставь ударение на слова, которые хочешь выделить (логическое ударение). (Внимание ребёнка возвращается с экрана на рабочий стол, где перед ним лежит текст). 
Кабы я была царица 
Говорит одна девица 
То на весь крещеный мир 
Приготовила б я пир 
Кабы я была царица 
Говорит её сестрица 
То на весь бы мир одна 
Наткала я полотна (ставит знаки препинания, читает выразительно, выделяя слова на которые поставил ударение, при затруднении педагог показывает как правильно надо прочитать выделенные слова). 

      III. Итог урока.

Ты успешно справилась со всеми заданиями.

Ответь на вопросы:

1. С каким художником мы познакомились?

2. Какие звуки мы сегодня говорили?

- Ты отлично занималась, слушала, говорила звуки [ц] и [с]; можешь идти в класс. 
                                    

                                              

                                            

                         

  


 

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»

Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале)

Тема: В.М.Васнецов, дифференциация звуков [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале)

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Произношение 1 задание (работа по тексту, работа на внимание): -

Произношение 1 задание (работа по тексту, работа на внимание): -

Внимание ребёнка возвращается с экрана на рабочий стол, где перед ним лежит текст)

Внимание ребёнка возвращается с экрана на рабочий стол, где перед ним лежит текст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2020