Конспект интегрированного НОД «Ремесла России»
Оценка 4.8

Конспект интегрированного НОД «Ремесла России»

Оценка 4.8
docx
26.01.2023
Конспект интегрированного НОД  «Ремесла России»
Конспект интегрированного НОД «Ремесла России» (Подготовительная группа) Цель: Обогащение представлений детей о русских промыслах (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись) Задачи: 1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. 2. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи. 3. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. 4. Обогащать словарный запас детей. 5. Развивать внимание, познавательную активность.
КизинаС.А. конспект НОД ремесла России.docx

Конспект интегрированного НОД  «Ремесла России»

(Подготовительная группа)

                                                                                         Составила: Кизина С.А.

Цель:  Обогащение   представлений  детей о русских промыслах (Гжель,  Хохлома, Дымковская игрушка,  Городецкая роспись)

Задачи:

1.      Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

2.      Продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи.

3.      Развивать творческую  фантазию,  их  самостоятельность  в  придумывании  рисунка.

4.      Обогащать  словарный  запас  детей.

5.      Развивать внимание, познавательную  активность.

                                                          Ход :

- Здравствуйте, ребята!   Вы не видели моей внучки Аленки? Она мне все уши протрещала, что хочет научиться какому- нибудь промыслу. Вот  и решила я ее привести на выставку  народных промыслов.  Поможете ее найти? (ответы детей)  Ну,  надеюсь, что мы ее найдем.

Я Сказочница-хранительница.   Храню я богатство русских мастеров,  и хожу  по России, рассказываю всем о красоте  русских  народных  промыслов!   Сегодня я хочу вас пригласить посмотреть на изделия  народных умельцев.  

-Скажите ребята, кого мы можем назвать мастером, умельцем? ( ответы детей) когда человек делает одно дело очень хорошо. Раньше все предметы создавались ручным трудом, причем  каждый мастер делал  все сам – от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было.  

  -А что такое русские  народные промыслы? ( то, что мастерили  

русские  люди)

-Да,  русские люди – удивительный  народ. Они  всегда стремились  к  красоте,  замечали  ее  вокруг  себя.  Своими  руками  русские  люди  тоже   творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  много  других  предметов  для своей семьи, своих детей. Человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер. Так появились русские народные промыслы.  

-Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? (ответы детей) В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас пройдемся  по мастерским народных умельцев!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты    древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди –мастера!

Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села или города, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных мастеров.

·        (предметы  гжельской росписи)

-Ребята, что же это за роспись на изделиях?(гжель)

-Почему эти изделия называют гжельскими? (потому  что они из деревни Гжель)

 Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали? (по цвету: белый и синий)

 -Что обычно расписывают этой росписью?( посуду или фарфоровые фигурки)

А  сказку  про Гжель?  Хотите  послушать?

«  В некотором царстве, в некотором

государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов

стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там

смелые да умелые, весёлые да красивые мастера.

Собрались они однажды и стали думу думать, как бы

им мастерство своё показать, да людей всех

порадовать, край свой прославить. Думали-думали и

придумали. Нашли они в своей сторонушке глину   чудесную,  

белую-белую, и решили лепить из неё  предметы  разные.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной  краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

  -Давайте посмотрим, что на нашей выставке есть из гжели?

(Дети подходят к столику с предметами народного промысла)

- Выберите предметы гжельской росписи.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали,

Что за синие просторы!

И картины, и узоры! (рассмотреть элементы росписи)

-Какие элементы  гжельской росписи  вы знаете (дети)?

-Смотрите,  а вот и Аленкина ленточка. Побывала уже здесь. А мы с вами продолжим путь.

·        (Предметы  дымковской игрушки)

- Посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

          У этих игрушек, 
          У этих зверюшек, 
          Веселая, яркая гамма цветов 
          А сколько полосок, штрихов 
          Завитушек, колечек и точек 
           И разных кружков. 

-Ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка.

 Давайте  рассмотрим  на  нашей  выставке  дымковскую  игрушку.

-А   какие  элементы  росписи  дымковской  игрушки  вы  видите?(игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками)

А  какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку?( малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие)

Поэтому  дымковские игрушки  веселые  и  пестрые  от  такого  хоровода  красок!  

Вот  барыни  в  цветастых  кокошниках, а вот  павлины  с  нарядными  хвостами!  

А  из  чего  сделаны  дымковские  игрушки?( из  глины)

Значит,  это  какие  игрушки?(глиняные)

А глиняные игрушки могут разбиться?(ответы детей)

-Дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.

Дидактическая игра «Дымковская игрушка», «Гжель»

-И тут Аленка уже побывала!!! Вот непоседа!(нашли еще ленточку)

·        ( предметы  городецкой росписи)  Ну а мы продолжим нашу прогулку. 

 Есть, дети, старинный  город.  Там  живут  веселый  народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными  птицами. Что это за город? (Городец)

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты  ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

-Ребята, а это у нас какая роспись? (городецкая роспись)

-Почему она называется городецкой? ( из города Городец)

-Что расписывали городецкой росписью? (изделия домашнего обихода, предметы быта)

-Как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера? (используется образ коня и птицы)

-Конь считается символом богатства, а птица – символом счастья

 Давайте пройдём к нашему столику (Дети выбирают изделия  с городецкой росписью)

Какими  красками  и  приемами  пользуются  городецкие  мастера?(пользовались голубой,  розовой, оранжевой красками,  рисовали разные завитки)

-Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение.   Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это  оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

-Посмотрите внимательно, а есть ли у нас изделия с  росписью, которую мы еще не называли?       ( хохломская роспись)

Хохлома, хохлома! Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!

-Что же такое хохлома, почему её называют золотой? (потому что много жёлтого цвета)

-А ещё какие цвета используют хохломские мастера?  (чёрный, красный, зелёный)

-Что расписывают этой росписью? (посуду, мебели)

-Какие элементы присутствуют в этой росписи?( ягодки, листочки, завиточки)

-Это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы

-Посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие?(ответы детей)  Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!(дети играют на ложках)

-И тут Аленка побывала,  уже опять ленточку потеряла, ну и растеряша.  А давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

 Игра « Карусель»

  -Вот наша Аленка(кукла), покатаемся с Аленкой   на карусели( карусель – обруч с лентами, дети берутся за ленты и обруч крутиться) И ленточки пригодились.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
(Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит)

«Моталочка».

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.  Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

-А сейчас Аленка загадает вам загадки:

1.Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

2.Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

3.Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

  -Какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

 Итог занятия (интеграция с ИЗОдеятельностью)

-Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Вот вам подарки. . ложки . Их надо расписать.  А давайте мы представим, что вы – народные умельцы, и попробуйте украсить ваши ложки хохломской росписью (дети проходят к столами и расписывают ложки)

Рефлексия:

-Что нового вы сегодня узнали? 

-Что запомнилось больше всего?

-О каких видах росписи мы говорили?


 

Конспект интегрированного НОД «Ремесла

Конспект интегрированного НОД «Ремесла

Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел ? (ответы детей)

Ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел ? (ответы детей)

России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор

России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор

Вот барыни в цветастых кокошниках, а вот павлины с нарядными хвостами!

Вот барыни в цветастых кокошниках, а вот павлины с нарядными хвостами!

Посмотрите внимательно, а есть ли у нас изделия с росписью, которую мы еще не называли? ( хохломская роспись)

Посмотрите внимательно, а есть ли у нас изделия с росписью, которую мы еще не называли? ( хохломская роспись)

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023