Интегрированный урок
литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе
Ход урока.
На доске:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
- Какое слово чаще всего встречается? (шуршит)
- А звук? (Звук [ш])
-Что же шуршит? (опавшие листья)
- Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:
1. учитель выразительно
2. ряд слово шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче
3. ряд слово шуршит – громче, остальные слова – тише
Назовите время года, когда опадают листья (Осень)
4. Актуализация знаний учащихся.
Итак, вы догадались, о какой теме мы сегодня будем говорить? (Об осени)…
Давайте внимательно всмотримся в это время года. Сколько интересного нам приносит осень! И, оказывается, это не такое, уж плохое время года. Осень очень разнообразна.
- Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя.
- Как вы думаете, какую осень называют ранней? (ответы детей) Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях.
- Какую осень называют поздней? (ответы детей) Когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.
Но больше всего мы любим золотую осень. Как вы считаете, какую осень называют золотой? (ответы детей) В это время в лесу становится веселее и наряднее.
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке.
У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Вашим домашним заданием было найти, выбрать и выучить стихотворение об осени. (Чтение стихотворения наизусть) Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Осень» также признаётся в своей любви к этому времени года.
Давайте попробуем поработать над произведением
Ø Работа над выразительным чтением стихотворения.
Ø первая группа читает веселой интонацией все стихотворение
Ø вторая группа читает вопросительной интонацией все стихотворение
Ø Подходят ли ваши интонации к данному стихотворению? Почему? Потому что мы не можем прочувствовать стихотворение. Как вы считаете, каково настроение этого стихотворения? (ЛИРИЧЕСКОЕ)
Ø Послушайте произведение А.С.Пушкина,
Читает учитель
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Как нужно читать это стихотворение?
- Где следует сделать паузу? ( Ответы детей)
- В стихотворении последние слова каждой строчки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и эту рифму надо показать.
Ø Словарная работа.
- Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарование»?
«Очи» - глаза; «очаровать» - произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; «природы увядание»; «багрец» - багровый, тёмно-красный.
А теперь вы попробуйте прочитать выразительно
Вы заметили странность стихотворения? Совместимо с несовместимым ОКСЮМОРОН
- Поэты выражали свои чувства с помощью стихов, а как вы думаете, как художники, проявляли свои чувства?
- «Золотая осень» Поленова - символ русской природы.
На картине «Золотая осень» мы видим, что осень только – только просыпается, она еще не дохнула на деревья в полную силу. И многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку.
- Поиграем в игру «Забей гол» Попробуйте составить рассказ по картине Поленова «Золотая осень» по очереди по командно по предложениям. (ответы детей) Составить общий рассказ. (5 предложений)
- Сравните репродукцию картины В. Поленова «Золотая осень» с описанием осени в стихотворении А.С.Пушкина.
- Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? (ответы детей)
3.Физкультминутка.
САМОЙЛОВА
5. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.
- Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке?
- С какими произведениями познакомились?
- Чему научились в ходе изобразительной деятельности?
- Как вы считаете: достигнута ли цель нашего урока?
Составление синквейна: существительное Осень
прилагательное Золотая, поздняя, ранняя
3 глагола Наступает, кружит, моросит
выражение «Унылая пора! Очей очарованье!
ключевое слово Время года
6. Домашнее задание. (задание по чтению даётся на выбор)
Ø Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Осень».
Ø Написать сочинение-миниатюру «Осенняя картина».
Ø Нарисовать осенний пейзаж.
Ø
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.