Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Оценка 4.6

Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Оценка 4.6
doc
21.01.2020
Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе     Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
otkr_urok_2010.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе

 

 

 

Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (2 урока)

 

Программа «Школа России»

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель начальных классов:

Лукина Алена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г.


Словарь к уроку

 

Музыкальный аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги (для верховой езды).

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Фетровая шляпа – фетр, плотный вяленый материал из высококачественных слоев шерсти.

 

Литературоведческие термины

 

  1. Рассказ, тема, идея (главная мысль произведения).

 

 

 


Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

 

Учебник: «Литературное чтение», 4 класс (ч.III). В.Г.Горецкий, Л.Климанова, М.Голованова.

 

 

Образовательные задачи:

1.      Познакомить с творчеством пиателя К.Паустовского.

2.      Рассказать о композиторе Э.Григе.

3.      Работа над техникой чтения и разными видами пересказа.

4.      Работа над выразительностью и характерами героев при чтении текста по ролям.

 

 

Воспитательные задачи:

1.      Воспитывать любовь к чтению, к книге.

2.      Воспитывать умение наблюдать за природой, учить видеть неприметную красоту.

3.      Учить понимать красоту родного языка.

 

 

План урока №1:

I.                   Организационный момент.

II.                 Введение в тему (Рассказ о композиторе Э.Григе. Слушание отрывка из его произведения).

III.              Чтение учителем. Проверка восприятия текста.

IV.              Чтение текста детьми. Составление картинного плана.

V.                Анализ текста. Ответы на вопросы по 1 и 2 части произведения.

VI.              Подведение итогов.

VII.           Домашнее задание.

 


 I. Организационный момент.

 

Слайд №2 -  портрет К.Г.Паустовского.

- Назовите, чей это портрет.

- Какие произведения этого писателя мы уже читали? («Кот-ворюга», «Стальное колечко», «Подарок», Заячьи лапы» и т.д.) – Слайд №3.

 

II. Введение в тему.

 

Слайд №4 - портрет композитора Э.Грига.

 

- Послушайте отрывок из музыкального произведеня, написанного композитором   Э.Григом («Утро» из сюиты Пер Гюнт).

- Что вы можете сказать о характере этой музыки? (музыка неторопливая, сдержанная, спокойная, нежная)

- Что объединяет этих двух великих людей – К.Г.Паустовского и Э.Грига вы узнаете сегодня на уроке – Слайд №5.

 

Рассказ учителя

+ Слайд №6 (фильм «Норвежские леса» с музыкой Э.Грига)

Композитор Э.Григ родился в Норвегии в г.Бергене. Природа Норвегии суровая, это северный край. Берега северного моря покрыты низкой растительностью. С моря дуют холодные ветры. Стволы деревьев изогнутые, почти прижимаются к земле. Нет разнообразия красок. Но Э.Григ любил свой суровый край, любил неброскую красоту севрной природы и стремился отразить эту красоту в своей музыке.Первой учительницей музыки была его мама. Потом он учился в консерватории в г.Лейпциге (Германия), затем стажировался у известного датского композитора Н.Гаде. Здесь он познакомился с Г.Х.Андерсеном, на стихи которого написал несколько романсов. Мы читали сказки Г.Х.Андерсена, а оказывается, что он написал еще и романсы. Затем Григ вернулся в Норвегию, где продолжал сочинять музыку. В 1868 году Григ создал одно из самых вдохновенных произведений – фортепианный концерт, который назвали даже гимном Норвегии.

- А что вдохновило Э.Грига на создание этого концерта нам рассказал писатель К.Паустовский в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками».

 


III. Знакомство с рассказом (чтение учителя).

 

 


  1. Какой же подарок получила Дагни от Грига?

 

 

 

  1. Как Дагни догадалась, что музыка Грига посвящена именно ей?

 

 

 

 

 

 

 

  1. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ? О чем она сожалела?

 

 

 


Музыкальное произведение.

 

 

 

 

  1. Было названо ее имя.
  2. Слушая музыку, Дагни ясно представляла себе картины природы своего родного края, вспомнила человека, который помог ей донести тяжелую корзину..

 

 

Он рассказал о своих чувствах, которые испытал, встретив одинокую бедную девочку, милую и скромную. Дагни сожалела, что не успела выразить ему свою длагодарность за такой прекрасный подарок.

 

 


 

IV. Чтение текста детьми, деление на части, составление картинного плана.

 

  1. Осенняя красота норвежского леса: маленькая девочка несет тяжелую корзину с шишками. Встреча с композитором Григом.
  2. Дом композитора. Григ сочиняет музыку. Слушатели Грига (Сайд №7).
  3. Дагни уехала из дома и живет в комнатушке под крышей театра.
  4. Дагни на концерте слушает музыку, вспоминает родные места и встречу с композитором.

V.  Чтение текста по частями ответы на вопросы.

 

1 часть


 

  1. Прочитайте как выглядит лес в Норвегии

 

 

 

  1. Найдите описание осени. Как автор говорит об осенних листьях?

 

 

 

 

  1. Почему Григ не объяснил Дагни, что он хочет ей подарить?

 

2 часть

 

  1. Найдите описание дома композитора.

 

 

 

 

  1. О чем думал Григ, когда сочинял музыку для девочки?

 

 

 

 

  1. Какое впечатление производила музыка на слушателей и почему?

 

 

 

 


Слайд №6. «От обилия влаги буйно разрас-тается мох. Он свешивается с веток зеленыи прядями до самой земли».

 

«Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев...».

 

 

Она бы не оценила этот подарок. Поэтому композитор объяснил, что она получит его, когда повзрослеет.

 

 

 

Слайды №7,8. «Все, что могло приглушить звуки – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Его украшал только рояль...».

 

 

«Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами...».

 

 

«Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках и слушали, всхлипывая. Прачка ... вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой...».

 


 

 


 

VI.  Подведение итогов урока.

 


 

  1. О чем написал рассказ К.Паустовский?

 

 

  1. Какие картины можно представить себе, слушая музыку Грига?

 

 

 

 

  1. Какой подарок решил сделать композитор девочке?

 

 

 

 

 


О встрече композитора Грига с бедной норвежской девочкой.

 

 

Северный край, суровая природа, заросшие мхом деревья. Холодное северное море. Можно услышать шум ветра и тяжелый плеск волн.

 

 

Сочинить музыку и посвятить ей.

 

 

 


VII.  Домашнее задание (по выбору учащихся).

 

 

1.      Рассказать о встрече с композитором. Нарисовать рисунок: девочка несет корзину с шишками в осеннем лесу.

2.      Рассказать о том, как Григ сочинял музыку и о первых слушателях.

 

 

 

План урока №2:

 

I.                   Проверка домашнего задания.

II.                 Анализ текста. Ответы на вопросы по 3 и 4 части произведения (выборочное чтение).

III.              Составление плана.

IV.              Вариантное домашнее задание.

 

 


I. Проверка домашнего задания.

 

Дети вывешивают свои рисунки.

  1. Пересказ отрывка о встрече Дагни с Григом.
  2. Рассказ о том, как Григ сочинял музыку (Повторно: Слайд №6 «Норвежские леса»).

 

II. Анализ текста (части 3 и 4).

 


 

  1. Что удивило и потрясло Дагни на концерте?

 

 

  1. Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо ее имя?

 

 

  1. Смогла ли героиня понять, что хотел сказать ей Григ?

 

 

 

  1. О чем она сожалела?

 

 

 

 

  1. Какой момент рассказа можно считать самым напряженным?

 

 

 

  1. За что Дагни была благодарна Григу?

 

 

 

 

 

 


«Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!...».

 

 

Слушая музыку, она вспомнила песню о девушке, которую слышала у себя в горах и свою встречу с седым человеком. «Значит, это был он!».

 

 

«В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос: «Ты – счастье, - говорил он. – Ты – блеск зари».

 

 

Что не могла уже отблагодарить композитора за такой подарок, который прославил ее.

 

 

Когда на концерте Дагни и слушатели поняли, кому Григ посвятил свою музыку.

 

 

За то, что не забыл ее и «открыл то прекрасное, чем должен жить человек».

 

 



III. Составление плана для пересказа (на основе картинного плана).

 

 

План

 

1.      Встреча с композитором.

2.      Дом Грига.

3.      В комнатушке под крышей театра.

4.      Концерт.

 



IV. Домашнее задание (вариантное).

 

1. Творческое

 

  1. Прослушайте отрывок из музыкального произведения другого композитора – П.И.Чайковского («Времена года»).
  2. Закройте глаза и постарайтесь представить себе картины природы.
  3. Дома напишите сочинение-миниатюру о том, какую картину природы вы себе представили.

 

2. Пересказ по плану


Скачано с www.znanio.ru

Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе

Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе

Словарь к уроку Музыкальный аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство

Словарь к уроку Музыкальный аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство

Тема урока : К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока : К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Организационный момент. Слайд №2 - портрет

Организационный момент. Слайд №2 - портрет

А что вдохновило Э.Грига на создание этого концерта нам рассказал писатель

А что вдохновило Э.Грига на создание этого концерта нам рассказал писатель

V. Чтение текста по частями ответы на вопросы

V. Чтение текста по частями ответы на вопросы

V I . Подведение итогов урока

V I . Подведение итогов урока

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

III . Составление плана для пересказа (на основе картинного плана)

III . Составление плана для пересказа (на основе картинного плана)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020