Конспект интегрированного урока
математика и технология в 4-м классе по теме:
«Палетка. Изготовление палетки. Измерение площади с помощью палетки».
Цель: создание условий для решения учебных и практических задач средствами предметов математики и технологии.
Задачи урока:
Учить искать приближённое значение площади, построить соответствующий алгоритм действий, познакомить со способом нахождения площади различной формы с помощью палетки. Изготовить палетку.
Планируемые результаты: учащиеся изготовят палетку, познакомятся со способом измерения площади фигур с помощью палетки; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования; работать в парах, группах.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
- Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, интегрированный: это значит, что у нас будет идти урок математики одновременно с уроком технологии. Как вы думаете, почему? Как знания по технологии нам помогут на математике? (будем делать изделие для математики)
- А какую тему мы изучаем сейчас по математике? (Площадь, единицы площади, нахождение площади геометрических фигур)
- Что такое площадь?
- В каких единицах измеряется площадь?
- Расположите единицы площади в порядке возрастания:
км² см² м² мм² дм² га
- Как найти площадь квадрата? Запишите формулу. (Один ученик работает у доски)
- Сторона квадрата 3 см. Чему равна его площадь?
- Как найти площадь прямоугольника? Запишите формулу. (Один ученик у доски)
- Найдите площадь этого прямоугольника. (Мы не можем)
- Почему? (Мы не знаем длину и ширину этого прямоугольника)
- А можем узнать? (Да)
- Что для этого нужно сделать? (Измерить)
- Каким инструментом? (Линейкой)
Один ученик измеряет длину и ширину у доски.
- Теперь вычисляйте площадь.
- Как узнавали? (Длину умножить на ширину)
- Где можем применить умение находить площадь? (Например, купить нужное количество линолеума в кабинет, покупка краски для стен, оклеить поверхность стола и т.д.)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Рассмотрите фигуру на экране.
-Как называется эта геометрическая фигура?
- Она разделена на клетки площадью 1 кв.см
- Можем мы узнать площадь трапеции? Как?
-Ответ на этот вопрос мы можем дать лишь приблизительно, посчитав клетки внутри фигуры. Чтобы найти площадь данной фигуры, договорились делать так:
ü посчитать все полные клетки;
ü посчитать все неполные клетки, а так как эти клеточки разные, то две неполные клеточки решили считать за одну полную, т. е. количество неполных клеток делить на 2;
ü полученные результаты сложить.
- Давайте сосчитаем и запишем: 10 полных клеток, неполных клеток – 4. Два неполных квадратных сантиметра считать за один полный. Результаты сложить.
Запишем: 10 + 4:2 = 12 (см²).
- Значит, площадь нашей фигуры приблизительно 12 см².
-Итак, мы узнали приблизительную площадь трапеции. А можем ли мы узнать площадь этой фигуры? (на экране)
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (учиться находить площадь фигур различной формы)
- Почему мы смогли вычислить площадь трапеции? (Фигура была разбита на клетки).
- Что делать, если таких клеток нет? (Самим расчертить фигуру на квадраты, но на это уйдет много времени).
- Решив примеры (устно), вы узнаете название инструмента, с помощью которого можно измерить площадь любой фигуры.
Задание: Распределить буквы по результатам в таблицу.
145 |
200 |
135 |
15 |
195 |
335 |
125 |
п |
а |
л |
е |
т |
к |
а |
Л 97 + (35 + 3) =
Е 89 – (69 + 5) =
А (158 + 25) – 58 =
П (45 + 79) + 21 =
К 199 + (135 + 1) =
А 52 + 69 + 48 + 31 =
Т (95 + 549) – 449 =
Физкультминутка. «Мы чертёжники».
- Начертите кончиком носа - окружность, правой рукой - прямоугольник, а левой - квадрат! Чертите аккуратно! Левой ногой – прямой угол, а правой – острый.
IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 43 (Чтение статьи)
-Как найти площадь любой фигуры? (При помощи палетки.)
- Что такое палетка? (Прозрачная пленка, которая разделена на квадратные сантиметры, дециметры или миллиметры.)
- Перед вами палетка. (Учитель демонстрирует)
- Можно ли изготовить палетку самостоятельно?
- Какова учебная задача нашего урока? (Изготовить палетку и с её помощью учиться измерять площадь различных геометрических фигур)
Анализ образца:
- Ребята, посмотрите на экран. (Образец палетки)
-Каково назначение изделия? (С помощью неё мы сможем измерить площадь любой фигуры)
-Простое изделие или сложное? (простое)
-Из какого количества деталей состоит изделие? (из одной)
- Какова форма изделия? (квадрат со стороной 10 см)
- Из какого материала выполнено изделие? (из прозрачной пленки)
- Как расчерчена палетка? (на клетки площадью 1 кв.см.)
- Как вы думаете, как быстро и правильно расчертить палетку на квадраты со стороной 1 кв.см? (мы знаем, что 1 кв.см в тетради – это квадрат из 4-х клеток ).
- Итак, перед вами папка-файл размера А5, лист в клетку, линейка, шариковая ручка и ножницы.
Демонстрация выполнения образца поэтапно с фиксацией каждого этапа (на презентации).
- Наметим план работы:
1. Вставляем лист в клеточку в папку-файл;
2. Чертим квадрат со стороной 10 см шариковой ручкой с помощью линейки; 3. Далее расчерчиваем плёнку шариковой ручкой на клетки. Площадь каждой клеточки равна 1 кв.см (в этом квадрате проводим вертикальные линии, отступая от края по 1 см или по две клетки, после чего по аналогии чертим горизонтальные линии)
4. Аккуратно вырезаем по контуру получившийся квадрат
5. При необходимости подравниваем края плёнки ножницами.
Повторение техники безопасности при работе с ножницами. (Не оставляй ножницы открытыми. Передавай ножницы кольцами вперёд. Вырезая деталь, поворачивай лист бумаги, а не ножницы.)
Самостоятельное выполнение задания (10мин)
-Итак, палетка готова.
- Прочитайте еще раз, как найти площадь фигуры с помощью палетки. (на стр. 43)
Алгоритм нахождения площади фигур с помощью палетки (на доске или на экране)
1. Сосчитать количество полных квадратов.
2. Сосчитать количество неполных квадратов и разделить их на 2.
3. Сложить результаты.
- № 191 (с. 43). (Работа в парах.)
- Найдите площадь первой фигуры. (Считаем, сколько целых квадратов, их 6. Считаем, сколько нецелых квадратов, их 16. Делим на 2, получается 8. Складываем 6 см² и 8 см². Получаем 14см² - площадь фигуры.)
(Аналогично вычисляется площадь второй фигуры. Проверка, взаимооценка.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа в мини группах (четвёрках).
Каждый получает карточку с заданием:
1. Начерти любую фигуру в тетради.
2. Измерь её площадь с помощью палетки. Запиши S=…
3. Передай тетрадь соседу слева.
4. В тетради, которую тебе передаст сосед справа, измерь площадь фигуры с помощью палетки. Запиши S=…
5. Проверь, правильно ли найдена площадь фигуры.
6. Передавай тетрадь соседу слева, пока не получишь обратно свою тетрадь.
VII. Рефлексия
- Какова была цель рока? Достигли ли мы её? В чём было затруднение? Каким способом можно определить площадь геометрической фигуры?
VIII. Подведение итогов урока
- Какой способ нахождения площади фигур вы узнали на уроке?
- Как с помощью палетки найти площадь?
Домашнее задание: Учебник с.46 №210. 2)Начертить или нарисовать любую фигуру в тетради и вычислить её площадь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.