Интегрированный урок (биология + литература) по теме :
"Цветы — восьмое чудо света".
Ø продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях;
Ø развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь;
Ø воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе;
Ø развивать навыки и умения выразительного чтения;
Ø способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.
Ход урока:
1.Оргмомент . Презентация.
(Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов) . Слайд.
2.Актуализация новых знаний учащихся.
Учитель биологии.
- Вслушайтесь в музыку великого русского композитора.(Слайд) Постарайтесь представить тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения. (Слайд)
(Заканчивается вальс.)
Учитель литературы (Слайд)
- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.
Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Учитель биологии. (Слайд)
- На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.
Учитель литературы.
- И пусть на мгновение мы приоткроем двери в этот удивительный мир, но думаем, что знакомство с ним будет приятным.
3.Дюймовочка:(появляется с корзиной цветов) (Слайд)
- Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка, скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так прелестно, так удивительно! Спасибо вам, милые цветы!
-Дорогие ребята, пусть сегодня эти цветы поднимут вам настроение и помогут, как помогли мне когда-то.
Учитель литературы: (Слайд)
- Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
- А вот тему нашего урока мы определим вместе с вами, прослушав это стихотворение: (Слайд)
Нет благородней и нежнее красоты,
Чем та, что дарят нам цветы.
Ведь соразмерно все в строении цветка –
От кончиков корней до лепестка.
Нас радует нежнейший аромат,
И буйство красок нам ласкает взгляд.
В их красоте всегда найдут сюжет
Художник, музыкант, поэт.
Листочки – руки тянут к нам свои,
Нам говоря: любуйся, но не рви.
Не бойся, я тебя услышу,
И никогда, поверь мне, не обижу.
Ведь твердо я уверен в этом:
“Цветы – восьмое чудо света!”
Учитель литературы:
- Обратимся еще раз к последним строкам стихотворения. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Работать мы будем на творческих листах , запишите число и тему урока (Слайд с темой урок)
- Ребята, а почему восьмое, а не шестое, седьмое? (Существует семь чудес света: Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Статуя Гелиоса, храм Артемиды , пирамида Хеопса Алесандрийский мая.) (Слайд)
Учитель биологии.
- У каждого из нас есть свой любимый цветок. Давайте вместе с вами посадим чудо – клумбу. Но каждому из вас для этого нужно рассказать о своем цветке легенду, стихотворение или загадку. (Слайд)
Учитель литературы:
- У каждого цветка своя история, свои легенды, свои символы. Но по мимо них существуют еще и народные приметы.
Учитель биологии:
- Если вы хотите порадовать любимого, открыть своё сердце - подарите ему….. розу! Это достойный цветок! (Слайд)
Учитель литературы:
- Хотите погадать "любит - не любит" - гадайте ….на ромашке! Но не рвите прекрасные лепестки! (Слайд)
Учитель биологии:
- Хотите найти своё счастье - обратитесь к …сирени! (Слайд)
4. Репродукция с картины Кончаловского « Сирень». (Слайд)
(Читает ученик)
Открывая окно, увидал я сирень,
Это было весной -
В улетающий день:
А. Блок (Слайд)
- Есть разные виды сирени. Среди них бывают и кусты и деревья. Посаженная в Берлине в 1801 году сирень до того разрослась, что три её экземпляра занимали пространство в 100 шагов по окружности и более 30 м в диаметре. Они походили на большие деревья с толстыми стволами. Сиреневый сад есть и в Москве - на крохотном участке уместилось более 300 сортов сирени. Особенно популярен сорт "Красавица Москвы". Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная. Этот и другие сорта за границей назвали "Русским чудом".
Учитель литературы:
- Ребята, обратимся к нашему творческому листу. Задание №1.
Продолжить предложение.
Когда я смотрю на картину , то…
Подберите эпитеты к слову сирень:
Гроздь –
Ветка –
Лепесток –
- Ребята, с помощью какого выразительного средства природа представляется нам живой?
- Подберите к слову сирень олицетворение.
- В памяти человека навсегда остаётся прекрасным видением цветущая сирень. У русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихи о сирени. Их положил на музыку Сергей Рахманинов. Романс этот обошел всю Россию. Сирень вдохновила и Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки "Спящая красавица"
- Запишите свои ответы в задании № 1.(звучит фрагмент из балета "фея Сирени").
Учитель биологии:
– Сирень- это замечательные цветы.
А можно ли назвать цветком тополь, березу, иву? (Слайд)
- А, тем не менее, у них тоже есть цветки –сережки.
-А как в биологии называют растения, цветущие хотя бы раз в жизни? (цветковые).
- Цветы могут быть разными : большие и маленькие, яркие и с неприметными цветками , но они все выполняют одну и ту же функцию: обеспечивают образование семян и способствуют продолжению рода, т.е. размножению.
-Каким же образом справляется цветок с такой нелегкой задачей? Для этого давайте вспомним типичное строение цветка. Мы работаем с вам с творческим листом (работа с творческими листами, задание №2, слайд модель цветка)
- Как называется тонкий стебель, на котором развиваются цветки очень многих растений? (цветоножка)
- Что образует расширенная часть цветоножки? (цветоложе)
- Как называются наружные листочки цветка? (чашелистики) .Они образуют чашечку (на доске модель)
- Как называются внутренние листочки цветка? (лепестки)
- Какие части цветка скрываются в самом центре? (пестик и тычинка)
-Почему у цветка именно такая форма?
-Чашелистики и лепестки защищают внутренние части цветка – пестик и тычинку. В пыльнике созревает пыльца, а в завязи пестика образуется плод.
- Так значит главными частями цветка является что? ( пестик , тычинки)
- Культурные растения, дикорастущие растения, лекарственные растения входят в состав флоры (Слайд).
- Флора ( лат. flora) — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории в настоящее время. Название термина произошло от имени римской богини цветов и весеннего цветения Флоры .
-Вот так говорят о цветах учёные - биологи, с научной точки зрения.
Учитель литературы:
-Как же говорят и говорили о цветах поэты?
Цветы, скажите мне, цветы
Где вы, собой являя чудо,
Берете столько красоты?
Для кого важна красота цветка?
- Говорят , красота в глазах того , кто смотрит.
- Вспомните, ребята, из какого цветка появилась Дюймовочка? ( из тульпана). (Слайд)
6. Рассказ ученика о тюльпанах.
-Европейцы впервые познакомились с тюльпаном в Византии. В 1554 году посланник австрийского императора в Турции отправил большую партию луковиц и семян в Вену. С этого времени началось триумфальное завоевание тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны были символом богатства и знатности.
-В Голландии первые экземпляры тюльпанов появились 16 веке. Это послужило началом безумного увлечения этими цветами целого народа. За редкие экземпляры платились большие деньги. Существует рассказ о том , что покупатель отдал весь свой бизнес за одну луковицу тюльпана. Цены на луковицы этих цветов устанавливались на бирже. Mнoгиe промышленники бросали свое производство и брались за их разведение. В результате происходили крахи, гибли состояния, и правительство вынуждено было принять меры против этой мании. И в обществе появились лица, не переносившие вида тюльпанов и истреблявшие их беспощадно. - На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, но луковицы садовых сортов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 18 веке из Голландии.
Учитель литературы:
- Ребята , какими бы эпититами вы наградили этот цветок. Запишите в творческий лист свои высказывания.
Сценка о розе. (Слайд)
Роза и Кактус.
Вишневская Екатерина
Среди кустов роскошных роз
В саду колючий Кактус рос.
Был своенравный, горделивый,
В себя влюблённый, но красивый!
Колючки длинные, прямые,
Бока мясисто-наливные!
Свои достоинства любил
И перед розами хвалил.
Сначала розы расцветали
И в речи Кактуса вникали,
Но вскоре всё надоедало -
Тем для беседы было мало!
А Кактус злился и пыхтел -
К себе внимания хотел.
Бубнил стихи свои негромко...
И вдруг увидел незнакомку!
Весь воспылал, преобразился,
Росой прохладною умылся...
Такой неотразимый стал!
И незнакомке зашептал:
"Сударыня! Вы поглядите,
Какой я ладный, интересный!
Вы пообщаться не хотите?
А может стать моей невестой?
Мне вдохновенье изменило,
А Вы так улыбнулись мило...
Моей, прошу Вас, станьте Музой,
Чтоб не испытывать конфуза"...
"Ну, хорошо" - пропела Роза -...
"Быть Музою совсем не просто,
Но я попробую и Вам
Чуть вдохновения придам"...
"О! Роза! Я опять сияю!
Взываю к Вам и умоляю:
Давайте вдохновлять друг друга!"
И понеслось опять по кругу:
"Я так красив и так умён!
И в обольщении силён!"...
А Роза слушала, скучала...
И вскоре от тоски завяла...
МОРАЛЬ сей басни такова -
Не падки розы на слова!
Чем красотой своей кичиться
И восхвалять достоинства,
Не лучше ль с неба опуститься,
С гордыней навсегда проститься
И малость успокоиться!
Учитель биологии: (Слайд)
-Мы свами услышали басню о розе. Розы встречаются во всех странах земного шара. В дикорастущем виде они распространены везде, за исключением тропиков.В культуре розы были известны еще в очень древние времена.Розы -это в основном кустарники, ветви и побеги которых покрыты колючими шипами различной формы и величины. Мировой ассортимент роз насчитывает свыше 10 000 сортов роз.
- А что такое сорт? ( работа с творческим листом) (Слайд).
Сорт — группа культурных растений, полученная в результате селекции ,который отличает эту группу растений от других растений того же вида.
Учитель литературы:
-Роза - царица цветов - является предметом поклонения, восхищения и пламенной любви. Ребята, какими бы эпитетами наградили вы розу? Запишите свои мысли в творческий лист. (Слайд)
( Звучит муз. Фрагмент вальса И.Штрауса « Розы юга») (Слайд)
Учитель биологии:
- А сейчас у нас с вами минутка отдыха.
Физкультминутка(Слайд)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
7.Закрепление материала.
8. Выходит пчелка Майя. (Слайд)
- Flora – хозяйка растительного мира вселенной и ее верная помощница ,я пчелка Майя .Сегодня я познакомлю вас со своим загадочным гербарием .
Загадочный гербарий Пчелки Майи:
Месяц март. Сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас назло морозу
Все в руках несут
(мимозу).
Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой целебный дарит нам
(липа).
Эх, звоночки, синий цвет-
С язычком, а звону нет!
(колокольчик).
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
(ландыш)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
(одуванчик)
Меня называют царицей цветов.
За цвет и за запах моих лепестков.
(роза)
Советы пчелки Майи:
Берегите и охраняйте дикорастущие цветы
Выращивайте цветы дома. Они украшают нашу жизнь.
Дарите друг другу цветы в знак уважения, дружбы и любви.
Не собирайте цветы без необходимости т. к. многие из них размножаются семенами.
Ухаживайте за цветами и они с благодарностью будут дарить вам свою красоту.
9.Игра "Собери свой букет". (Слайд)
Каждая группа учащихся получает индивидуальный конверт, в котором лежит лист с разрезанным цветком ( ландыш, ромашка, одуванчик, подсолнух).
Учитель биологии:
- Итак, ребята, покажите, какие цветы у вас получились и какую бы вы дали им характеристику с точки зрения биологии? ( культурные, дикорастущие, сельскохозяйственные, лекарственные; светолюбивые, теневыносливые).
Учитель литературы:
Синквейн» ( словарная работа) (Слайд)
- Ребята мы переходим к работе над « Синквейном», давайте вспомним , как его составлять?
- Составьте синквейн на тему: «Цветок».
1.Цветок.
2.Удивительный, ароматный, неповторимый,нежный, роскошный, пышный.
3.Растет, распускается, дарит, цветет.
4.Удивительный цветок распускается.. Цветок дарит радость. Поэты воспевают цветы.
5. Радость. Красота. Природа. Флора.(Слайд)
- Назовите строку, которая содержит эпитеты, олицетворения.
Учитель биологии: (Слайд)
-Поэты, писатели, музыканты и художники воспевали красоту природы в своих произведениях.
- Среди наших ребят тоже есть начинающиеся таланты ( защита рисунков, поделок).
10. Итог урока
Учитель литературы:
Что есть цветы? Трава по сути.
Но как красой ласкают взгляд.
А ароматом опьяняют...
Закружат и нет пути назад.
В минуты радости иль скорби,
в момент прощанья или встреч,
цветы всегда для нас готовы,
на плаху жертвенную лечь.
Учитель биологии:
Цветы как всё, дары природы.
Но как причудлив их узор.
И красок полная палитра,
всегда волнует чей-то взор.
Рефлексия:
-Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что красота цветов не оставляет равнодушными ни писателей, ни художников,ни поэтов.
- Какое настроение вызвал у вас урок?
- Какие виды искусства проявились на нашем уроке?
- Можно ли защищать природу искусством, художественным словом?
- В природе, как и в жизни есть и радость и печаль. Мы надеемся, что наш урок принес вам только радость.
- какие выразительно художественные средства языка мы повторили? Какие жанры литературы?
- Какие биологичесчкие термины мы повторили? Ребята, отметьте свое настроение в творческом листе в разделе «Рефлексия».
Домашние задание :
Учитель биологии
Решить кроссворд 3 задание в творческого листа.
Учитель литературы:
- Сочинение – миниатюра
«Рассказ от имени одного цветка»
Возможные начала ваших сочинений:
Я - Кактус – редкий, но удивительный цветок…
А я - гордый Гладиолус. Посмотрите на меня!
Я скромная, но в тоже время очаровательная дама. Зовут меня Ромашка…
Пион. Я родственник розы, но я очень горд…
А я Астра. Маленькое чудо…
Сирень – роскошная девица…
Колокольчик я, друзья, застенчив, но добр и гостеприимен.
Таинственный я цветок, Ландыш…
Ну, чем же я не красавец. И статен, и высок…
Нарцисс – белая шестикрылая звездочка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.