Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему «В гостях у сказки, или как Иван и Конек-Горбунок учились приставки писать» (5 класс)
Оценка 5

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему «В гостях у сказки, или как Иван и Конек-Горбунок учились приставки писать» (5 класс)

Оценка 5
docx
30.10.2022
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему «В гостях у сказки, или как Иван и Конек-Горбунок учились приставки писать»  (5 класс)
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы.docx

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы

на тему «В гостях у сказки, или как Иван и Конек-Горбунок учились приставки писать»

(5 класс)

Цели урока: формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

Задачи урока:

1.      Образовательные:

·         выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

·         формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;

·         развить умение формулировать определение понятий;

·         обогащать словарный запас учащихся;

·         совершенствовать орфографические  умения.

2.      Развивающие:

·         осуществление системно-деятельностного подхода;

·         развитие критического мышления;

·         развитие внимания;

·         формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·         развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·         развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·         развивать умение применять новые знания;

·         развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·         формирование логических умений;

·         развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

·         развитие умения формулировать проблему.

3.      Воспитательные:

·         воспитание интереса и уважения к русскому языку;

·         воспитание ценностного отношения к слову;

·         развитие коммуникативных УУД:

·         создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Планируемые  результаты:

   Личностные:         1) стремление к речевому самосовершенствованию;

2) пополнение словарного запаса;

3) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные:   1) развитие навыков изучающего вида чтения;

                                    2) умение воспроизводить прочитанный текст;

                                    3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной;

 4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия  в обсуждении;

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной;

4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.

 

Вид: урок - игра

Технология: игровая технология

Оформление кабинета: 2 стола, за которыми будут сидеть команды, на столах карточка с названием команды, бумага и ручки.

Оборудование: компьютер, проектор и экран, презентация, бумага, карточки с заготовками заданий.

Организация урока: Класс делится на 2 команды. Учитель за компьютером.

Проведение игры.

Проведение игры сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации

Продолжительность: 40 мин.

Ход урока.

На перемене приготовились. Вышли. Звонок.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-соревнование, та команда, которая первой дойдет до финиша, победит (игровое поле). Урок мне поможет провести Петр Павлович Ершов со своей сказкой «Конек-горбунок»

Сели сразу на две команды.

- (показываю три нарисованные бобины, одну вешаю на доску). Кто-нибудь знает, что это такое? (Боби́на — катушка, на которую наматывается гибкий материал — киноплёнка, магнитная лента, верёвка, проволока, кабель, лента и т. п.). На эти бобины я «записала» два отрывка из сказки «Конек-Горбунок». Рассмотрим эти отрывки. Вы видите, выделенную пару слов.


Ночь настала; месяц всходит;

Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом.

Я узнал, что ты Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

Если б вздумал приказать,

Похваляешься достать.


- Что общего между этими словами? Давайте проведем небольшое исследование.

Объектом исследования будет такая морфема, как приставка, а предметом – буквы зэ и эс на конце приставок.

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель нашей исследовательской работы?

- Итак, цель работы – определить, когда пишется буква зэ на конце приставки, а когда эс.

- Обратимся к фразам из сказки.

- Как вы думаете, почему на конце приставок в некоторых случаях пишется ЭС, а в некоторых – ЗЭ? Если вы уже догадались, то можете принести своей команде еще один балл.

- Сравните, как пишутся приставки?

- Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- С каким разделом русского языка связана данная орфограмма? (Балл ответившей верно команде)

- Давайте сопоставим ваши выводы с материалом из учебника.

- Что вы увидели в правиле, о чем мы еще не сказали? (ТАБЛИЦА глухость-звонкость согласных, пока) (балл)

- Чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли правило, предлагаю вам следующее испытание. Каждый правильный ответ – балл вашей команде.

На столе стоят ведра для поп-корна.

- Сейчас я раздам вам поп-корн (один на доску). На котором вы увидите слова с пропущенными буквами из сказки. Разложите его по ведрам, вставив пропущенную букву, объясните свой выбор и присаживайтесь за стол вашей команды (на столах таблички «Красные», «Синие»)

Слова:


Бесшумный

Вздохнуть

Растянулся

Расписать

Разгорячиться

Беззубый

Вздремнуть

Испить

Измучить

Всплакнуть

Рассуждать

Избежать


1. Распределите слова из «Конька-горбунка» на три группы. Команда, первая справившаяся с заданием, передвигается на три клетки вперед. (карточки в виде экранов кинотеатра, пустой экран на доску)

Распрекрасные, известить, испугаться, сделать, развеселиться, схватить, здание, здоровье, здесь, здравствуйте.

- На основе чего вы сформировали третий и четвертый столбик? (третий – неизменяемая приставка эс, четвертая – корень слова). Подведем итоги нашего исследования:

1. Приставка С- является неизменяемой.

2. Запомни правописание слов здание, здравствуй, здесь, здоровье, фразеологизма не видно ни зги.  В них нет приставки!

ФИЗМИНУТКА

- Предлагаю нам всем немного размяться. Я вам буду называть слова, так или иначе связанные со сказкой. Если вы услышите в слове приставку, то хлопайте (как во время премьеры интересного фильма), если нет – то садитесь. Если ваша команда не ошибется, то вы получите три балла и сможете еще немного приблизиться к финишу. (на доску картинку апплодисменты)

Разный, разбудить, воскликнуть, восковой, исполнить, история.

2. У вас на столах лежит текст сказки «Конек-Горбунок». Откройте книжки на той странице, где лежит закладка. Вам необходимо найти и выписать все слова с орфограммой зэ-эс на конце приставок. Не забудьте графически оформить орфограмму.


Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краёв водой студёной,

А второй — водой варёной,

А последний — молоком,

Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться —

Ты, без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде варёной,

А потом ещё в студёной.

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец!


3. – Ребята, я вам несла очки (очки на доску), но по дороге я их уронила и разбила. Помогите починить. Для этого необходимо найти к каждой части очков пару: на одной части очков вы видите приставки, на другой – глаголы. Соедините глаголы из сказки «Конек-Горбунок» с подходящими для них приставками.

Без-, бес-, вз-, вс-, воз-, вос-, из-, ис-, раз-, рас-

…ходит, …вращались, …кричал, …тянулись, …будил, …правлять, …лился, …трепенулся, …веселил, …скажи, …дельник, …подобная.

4. – А в заключение я предлагаю вашему вниманию статью кинокритика (макет статьи на доску). Вам нужно найти в ней все слова, оканчивающиеся приставками на зэ-эс. Внимание! Это задание каждый из вас выполняет самостоятельно.

Фильм получился прекрасным! Не устану восхвалять игру актеров, воспевать неожиданные режиссерские решения. Безусловно, фильм достоин вашего внимания. Зритель на протяжении всего фильма сопереживает главному герою, испытывает те же чувства и эмоции. История этого персонажа не нова, давно уже есть и мультипликационные фильмы по этой сказке. В киноленте не бездумно воспроизводится содержание всем известного с детства произведения, режиссер дал вдохнул в героев новую жизнь. (ОТРЕДАКТИРОВАТЬ)

- Поднимите руки, кто нашел 5 слов? Молодцы, поставьте себе оценку 5 (двигаю фишку на столько клеток, сколько 5). А 4? Можете поставить себе 4? Кто нашел 3 и менее слов – ваша оценка три.

VII. Этап подведения итогов урока

- Давайте посмотрим, кто же у нас оказался на финише.

- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

- Во время выполнения заданий вы получали в качестве бонуса некие предметы, давайте посмотрим на доску. Скажите, что общего между этими предметами (бобина, кресло, очки, экран, поп-корн)?

- Без чего еще не может обойтись любой киносеанс? (без билета) Правильно, билет в качестве награды за замечательную работу вы от меня получаете! Хотите узнать куда? Тогда прошу в кинозал (ВКЛЮЧАЮ ТРЕЙЛЕР, дарю билет)

IX. Этап рефлексии

Отзывы по ссылке https://padlet.com/victory_89/94hryvps6ymig1ou (падлет)

- Одним словом опишите урок.

- Мне понравилось работать с вами. А в качестве домашнего задания, опишите несколькими предложениями ваши впечатления от фильма, использую приставки на зэ и эс. Для этого держите куар-коды. Буду с нетерпением ждать ваших отзывов.


 

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему «В гостях у сказки, или как

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему «В гостях у сказки, или как

Вид: урок - игра Технология: игровая технология

Вид: урок - игра Технология: игровая технология

С каким разделом русского языка связана данная орфограмма? (Балл ответившей верно команде) -

С каким разделом русского языка связана данная орфограмма? (Балл ответившей верно команде) -

А последний — молоком, Вскипятя его ключом

А последний — молоком, Вскипятя его ключом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022