Конспект интегрированного занятия
(русский язык и основы православной культуры)
Тема: Крещение и Крест Господень
Разработан: Сухой Н.В.,
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ №34 города Смоленска
Тип урока, его место в системе уроков |
Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме. |
||
Цель
|
Введение в лексику обучающихся понятий, связанных с крестом как символом православной веры |
||
Задачи |
1. Познакомить обучающихся со значением понятий, связанных с крестом и Крещением. 2. Развивать умение правильно определять значение религиозной лексики. 3. Воспитывать уважение к русскому языку, православной лексике, формировать сознательное отношение к языку как явлению культуры |
||
Термины и понятия |
Крещение, крест, крещёный, крёстный, крёстная, крестник, крестница, крёстные родители |
||
Планируемые результаты |
|||
Личностные: - проявлять интерес к изучению русского языка: - воспринимать речь учителя и одноклассников; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; - оценивать учебную деятельность; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; - проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка и православной культуры. |
Метапредметные: Познавательные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: - формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
Предметные: - опознавать и характеризовать части речи и их морфологические признаки; - использовать имеющиеся знания при решении практических задач; - разрешать проблемные ситуации в определении частей речи; - правильно определять лексическое значение слова, уметь различать прямое и переносное значение.
|
|
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Поиск и постановка учебной задачи
1. Отрывок из летописи.
И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Владимир собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены насильно.
Какой Владимир? Какие личностные качества проявил Владимир?
Мстительный и жестокий
2. Справочные сведения
1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется
«ласковый князь», «Красное Солнышко».
2. Русская Православная Церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.
Какую память о себе оставил Владимир?
Владимир оставил о себе добрую память.
III. Мотивация учебной деятельности.
Сравните свои выводы? Какое наблюдаете противоречие? Сформулируйте главный вопрос (проблему), который следует из этого противоречия.
Проблемный вопрос: Почему Владимир оставил о себе добрую память?
IV. Актуализация опорных знаний.
Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других правителей. И войны велись, и земли захватывались – чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.
Что же произошло с этим человеком? Почему он те цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности?
Когда Владимир сказал следующие слова: "Кто не придет, тот не друг мне!"?
Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв всем весом своей княжеской власти: “Кто не придет, тот не друг мне!” И когда горожане собрались, на глазах обомлевшей толпы были сокрушены идолы. Деревянные статуи “богов” рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы, а затем сбросили в реку.
Вместо неминуемого, казалось бы, всеобщего мятежа произошло всеобщее Крещение, которое св. Владимир предварил своей горячей молитвой. “Боже, сотворивший небо и землю, — молился прозревший князь, — призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного* врага, дабы, надеясь на Тебя, победил бы я его козни”.
V. Первичная проверка понимания. Работа с лексикой. Выполнение заданий на рабочих листах.
Задание №1. Слово «крещение» имеет следующие значения.
Крещение. 1. Одно из главных христианских таинств – религиозный обряд приобщения к Богу, к Церкви. Таинство Крещения. 2. Зимний церковный праздник Крещения Господня (19 января). Согласно христианскому вероучению, установлен в память крещения Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. В этот праздник совершается торжественное освящение воды. Крещение Господне.
3. перен. Первое решительное испытание в каком-либо деле, на каком-либо поприще. Боевое крещение.
Определи, в каком значении употребляется слово «крещение» в приведенных ниже предложениях. Соедини стрелочками соответствия.
1. Православные христиане вчера отметили один из великих двунадесятых праздников – Крещение Господне. |
|
1. Одно из главных христианских таинств – религиозный обряд приобщения к Богу, к Церкви. Таинство Крещения.
|
2. В боях под Сталинградом он получил боевое крещение. |
|
2. Зимний церковный праздник Крещения Господня (19 января). Согласно христианскому вероучению, установлен в память крещения Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. В этот праздник совершается торжественное освящение воды. Крещение Господне.
|
3. Великий князь Владимир Святославович принял Крещение в 988 году. |
|
3. перен. Первое решительное испытание в каком-либо деле, на каком-либо поприще. Боевое крещение. |
Запомни! Словосочетания Таинство Крещения и Крещение Господне пишутся с прописной буквы. В переносном значении слово «крещение» пишется со строчной буквы.
Задание №2.
Выпиши из приведенных ниже слов синонимы к слову «крещение» в 1-м значении. Выпиши из приведенных ниже слов синонимы к слову «крещение» во 2-м значении. Выпиши из приведенных ниже слов синонимы к слову «крещение» в 3-м переносном значении.
Испытание, обряд, крестины, таинство, праздник, проверка.
Задание №3.
Напиши приведенные ниже слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Определи род и число существительных и прилагательных.
Крест, крестик, крестить, креститься, крестник, крестница, крещенский, крестины, крестный, крёстный.
Запомни произношение! Крестный ход, крестное знамение, крёстный отец, крёстная мать, крёстные родители.
Задание №4.
Вставь нужные слова (крещёный, крёстный, крёстная, крестник, крестница, крёстные родители) в нужном падеже.
Человек, принявший Таинство Крещения, называется … человеком.
… – это участвующий в Таинстве Крещения человек, который берет на себя духовное воспитание крестника. … – это крёстный (духовный) сын. … – это крёстная (духовная) дочь. … – это крёстный отец и крёстная мать.
Взаимопроверка. Правильные ответы на слайде.
Задание №1.
1-2
2-3
3-1
Задание №2.
Синонимы к слову «Крещение» в 1-м значении |
Синонимы к слову «Крещение» во 2-м значении |
Синонимы к слову «крещение» в 3-м переносном значении |
таинство |
праздник |
проверка |
крестины |
|
испытание |
обряд |
|
|
Задание №3.
Имена существительные |
Имена прилагательные |
Глаголы |
Крест (м.р., ед.ч.) |
Крещенский (м.р., ед.ч.) |
крестить |
Крестик (м.р., ед.ч.) |
Крестный(м.р., ед.ч.) |
креститься |
Крестник (м.р., ед.ч.) |
|
|
Крестница (ж.р., ед.ч.) |
|
|
Крестины (мн.ч.) |
|
|
Крёстный (м.р., ед.ч.) |
|
|
Задание №4.
Человек, принявший Таинство Крещения, называется крещёным человеком.
Крёстный, крёстная – это участвующий в Таинстве Крещения человек, который берет на себя духовное воспитание крестника. Крестник – это крёстный (духовный) сын. Крестница – это крёстная (духовная) дочь. Крёстные родители – это крёстный отец и крёстная мать.
VI. Первичное усвоение новых знаний.
Что общего во всех словах, с которыми работали в тетрадях? Корень - крест-
Это интересно!
К этимологии слова «крест». Дохристианский славянский крьсть – это устроенный из дерев, возженный и посвященный языческим богам жертвенник. Счастливое совпадение звучаний исконно славянского крьсть и готского Christ (Христос) способствовало тому, что языческий крест оказался переосмыслен у славян как христианский жертвенник, а затем как крест животворящий. За сменой значений, за изменением семантики стоит глубокая богословская идея. Православные христиане веруют, что Иисус Христос принес себя в жертву за всех людей, и распятие явилось логическим замещением языческого жертвенника.
Актуализация познавательной деятельности учащихся
Учитель: Слышали ли вы выражение «Нести свой крест»? В каком смысле употребляется слово «крест» в данном в словосочетании? Как вы понимаете это выражении? (Мнение детей).
Узнать правильно ли мы понимаем это выражение, нам поможет притча. Предлагаю посмотреть видеосюжет: Притча о кресте (электронное приложение)
Одному человеку
казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он однажды
к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
«Уж больно тяжел мой крест — сил больше нет его нести. Можно
я выберу себе другой, полегче?». Посмотрел Бог на человека
с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит:
«Выбирай».
Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь
нет крестов — и маленькие, и большие, и средние,
и тяжелые, и легкие». Долго ходил человек по хранилищу,
выискивая самый малый и легкий крест. Наконец выбрал — самый маленький-маленький,
легенький-легенький крестик. Подошел, довольный, к Богу, и говорит:-
Вот, Боже, я выбрал крест, который мне понравился больше всех. Можно мне
его взять себе?- Можно, — ответил Бог и еще раз улыбнулся. — Это
твой собственный и есть. В каждом из нас заложено столько сил,
чтобы справиться с любым испытанием. Бог никому не возлагает
на плечи ноши большей, чем может вынести человек. О том же
говорит старая пословица: «последние силы никогда не кончаются».
Учитель проецирует на экран различные изображения креста и объясняет его символику
СИМВОЛИКА КРЕСТА
На православном кресте есть три поперечные перекладины.
Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назорей, Царь Иудейский». «Назорей» — потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «Царь Иудейский» — из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.
К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.
Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама (символ поверженной смерти и первородного греха), погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос.
Вертикальная же линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу.
Отношение к кресту как религиозной святыни (слайды с комментарием)
А вот изображение креста в виде татуировки на теле, формы сережек и других украшений недопустимо.
Исторический аспект: просмотр видеосюжета "Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь".
Знаете ли вы, что основала этот монастырь преподобная Евфросиния (мирское имя Предслава). И была она праправнучкой равноапостольского князя Владимира, о котором речь шла у нас в начале урока.
Родилась Евфросиния в начале XII века. А в 12 лет посвятила себя служению Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг под именем Евфросиния. С благословения Полоцкого епископа Илии Евфросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: «Начала книги писать своими руками и прибыль отдавала нуждающимся». Она построила каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся в обители до наших дней. В нем для преподобной Евфросинии была устроена маленькая келия.
Именно с ее именем связано создание в 1161 году мастером ювелиром Лазарем Богшей знаменитого креста. Это бесценное произведение служило ковчегом для хранения христианских святынь, полученных из Константинополя и Иерусалима.
Крест покрыт золотом и серебром, украшен драгоценными камнями и изображениями ликов святых. В середине креста в пяти гнездах находились реликвии: кусочки Креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей св. Стефана и св. Пантелеймона, крови св. Димитрия, которые были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, направленной в Константинополь преп. Евфросинией.
На боковых сторонах Креста была помещена надпись-завещание преподобной Евфросинии: «Да не изнесется ... никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, ..., да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».
Несмотря на столь грозный запрет, уже в период усобиц между Полоцким и Смоленским княжествами Евфросиниевский Крест был вывезен в Смоленск, где находился впоследствии до начала XVI столетия.
В Смоленске Евфросиниевский Крест пользовался большим почитанием, так что в 1495 году даже была изготовлена из меди его близкая копия, вероятно, для того чтобы не опускать древний Крест с мощами в воду при водосвятии. Впоследствии Иоанн IV Грозный повелел отреставрировать реликвию, так как к тому времени некоторые из эмалей на Кресте поистерлись, а некоторые были утрачены. Отправляясь в 1563 году в поход на Полоцк, Иоанн Грозный взял Крест с собой. Готовясь к осаде и штурму города, он дал обет - в случае победы вернуть святыню в Полоцкую девическую обитель, что и исполнил.
После революции 1917 года большевики реквизировали Крест Евфросинии Полоцкой среди прочих дорогостоящих предметов культа. В 1928 году крест передали в Белорусский государственный музей, а через год отправили в Могилев. Летом 1941 года Крест Евфросинии Полоцкой, Слуцкое Евангелие и тысячи др. ценностей, в частности, золотой ключ от Могилева, золотые украшения из раскопок Помпеи, бесследно исчезли во время эвакуации. Крест не найден до сих пор.
В 1993 году было принято решение о воссоздании Креста Евфросинии Полоцкой. В 1997 году брестский ювелир Николай Кузьмич завершил создание копии Креста.
VII. Первичное закрепление. Ответ на проблемный вопрос.
Почему Владимир оставил о себе добрую память? Что же преобразило и изменило святого князя Владимира?
(На информационных листах тексты. Ученики читают вслух и отвечают на проблемный вопрос урока, возможно по вариантам).
Текст 1.Вскоре в Киеве появились возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой снедью. “Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти ко князю во двор?” — кричали возницы. В год Крещения Руси Владимиру исполнилось 25 лет. Со всем пылом юности отдался он осуществлению Христовых заповедей, разыскивая несчастных, убогих и обездоленных, говоря, что опасается — “немощные и больные не дойдут до двора моего”.
Одно время князь даже отказался карать преступников, восклицая: “Боюсь греха!” Лишь вмешательство духовенства, напомнившего ему слова апостола Павла об обязанностях властителя и его ответственности, заставило святого Владимира изменить свое решение.
Текст 2. Святейший Патриарх Кирилл о святом князе Владимире:
«…Что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.
…Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа.
А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это Евангельское слово, а в центре этого слова – одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной».
Резюме учителя: В Таинстве Крещения через определённые видимые священные действия, человеку, участвующему в них, сообщается невидимая Божья благодать. Крещение – великое таинство, но без нашей веры оно не имеет действия.
IX. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение "Почему Владимир оставил о себе добрую память"
X. Рефлексия. В чем вы бы хотели быть похожим на святого князя Владимира и его правнучку Евфросинию Полоцкую?
Продолжи строки.
Мне нравится в их характере....
Мне тоже хочется быть....
Я хочу научиться у святых...
Примечание. Работа с лексикой на уроке взята из пособия: Т.М. Зыбина От слова – к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике. Смоленск, 2014
Материалы о Евфросинии Полоцкой, Кресте Евфросинии взяты с сайта монастыря: http://spas-monastery.by
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.