Конспект интегрированного занятия (русский язык и основы православной культуры) Тема: Крещение и Крест Господень
Оценка 4.9

Конспект интегрированного занятия (русский язык и основы православной культуры) Тема: Крещение и Крест Господень

Оценка 4.9
docx
01.11.2021
Конспект интегрированного занятия (русский язык и основы православной культуры)  Тема: Крещение и Крест Господень
Сухая Н.В. (1).docx

Конспект интегрированного занятия

(русский язык и основы православной культуры)

Тема: Крещение и Крест Господень

 

Разработан: Сухой Н.В.,

учителем русского языка и литературы

МБОУ СОШ №34 города Смоленска

 

Тип урока, его место в системе уроков

Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме.

Цель

 

Введение в лексику обучающихся понятий, связанных с крестом как символом православной веры

Задачи

1.    Познакомить обучающихся со значением понятий, связанных с крестом и Крещением.

2.    Развивать  умение правильно определять значение религиозной лексики.

3.    Воспитывать уважение к русскому языку, православной лексике, формировать сознательное отношение к языку как явлению культуры

Термины и  понятия

Крещение, крест, крещёный, крёстный, крёстная, крестник, крестница, крёстные родители

Планируемые результаты

Личностные:

-     проявлять  интерес к изучению русского языка:

-     воспринимать речь учителя и одноклассников;

-     выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;

-     оценивать учебную деятельность;

-     применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

-     проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка и православной культуры.

Метапредметные:

Познавательные:

-      создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-      определение понятиям;

-      устанавливать причинно-следственные связи;

-      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-      проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

 Регулятивные:

-      выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-      соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

-      самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

-     формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога;

-     согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

-     высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-     слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

Предметные:

-      опознавать и характеризовать части речи и их морфологические признаки;

-      использовать имеющиеся знания при решении практических задач;

-      разрешать проблемные ситуации в определении частей речи;

-      правильно определять лексическое значение слова, уметь различать прямое и переносное значение.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Поиск и постановка учебной задачи

1. Отрывок из летописи.

И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Владимир собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены насильно.

Какой Владимир? Какие личностные качества проявил Владимир?

Мстительный и жестокий

2. Справочные сведения

1.    В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется

 «ласковый князь», «Красное Солнышко».

2. Русская Православная Церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.

Какую память о себе оставил Владимир?

Владимир оставил о себе добрую память.

III. Мотивация учебной деятельности.

Сравните свои выводы? Какое наблюдаете противоречие? Сформулируйте главный вопрос (проблему), который следует из этого противоречия.

Проблемный вопрос: Почему Владимир оставил о себе добрую память?

IV. Актуализация опорных знаний.

Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других правителей. И войны велись, и земли захватывались – чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.

Что же произошло с этим человеком? Почему он те цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности?

Когда Владимир сказал следующие слова: "Кто не придет, тот не друг мне!"?

Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв всем весом своей княжеской власти: “Кто не придет, тот не друг мне!” И когда горожане собрались, на глазах обомлевшей толпы были сокрушены идолы. Деревянные статуи “богов” рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы, а затем сбросили в реку.

Вместо неминуемого, казалось бы, всеобщего мятежа произошло всеобщее Крещение, которое св. Владимир предварил своей горячей молитвой. “Боже, сотворивший небо и землю, — молился прозревший князь, — призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного* врага, дабы, надеясь на Тебя, победил бы я его козни”.

V. Первичная проверка понимания. Работа с лексикой. Выполнение заданий на рабочих листах.

Задание №1.  Слово «крещение» имеет следующие значения.

Крещение. 1. Одно из главных христианских таинств религиозный обряд приобщения к Богу, к Церкви. Таинство Крещения. 2. Зимний церковный праздник Крещения Господня (19 января). Согласно христианскому вероучению, установлен в память крещения Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. В этот праздник совершается торжественное освящение воды. Крещение Господне.

3.  перен. Первое решительное испытание в каком-либо деле, на каком-либо поприще. Боевое крещение.

Определи, в каком значении употребляется слово «крещение» в приведенных ниже предложениях. Соедини стрелочками соответствия.

1. Православные христиане вчера отметили один из великих двунадесятых праздников – Крещение Господне.

 

1. Одно из главных христианских таинств религиозный обряд приобщения к Богу, к Церкви. Таинство Крещения.

 

2. В боях под Сталинградом он получил боевое крещение.

 

2. Зимний церковный праздник Крещения Господня (19 января). Согласно христианскому вероучению, установлен в память крещения Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. В этот праздник совершается торжественное освящение воды. Крещение Господне.

 

3. Великий князь Владимир Святославович принял Крещение в 988 году.

 

3.  перен. Первое решительное испытание в каком-либо деле, на каком-либо поприще. Боевое крещение.

 

Запомни! Словосочетания Таинство Крещения и Крещение Господне пишутся с прописной буквы. В переносном значении слово «крещение» пишется со строчной буквы.

Задание №2.

Выпиши из приведенных ниже слов синонимы к слову «крещение» в 1-м значении. Выпиши из приведенных ниже слов синонимы к слову «крещение» во 2-м значении. Выпиши из приведенных ниже слов синонимы к слову «крещение» в 3-м переносном значении.

Испытание, обряд, крестины, таинство, праздник,  проверка.

 

Задание №3.

Напиши приведенные ниже слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Определи род и число существительных и прилагательных.

Крест, крестик, крестить, креститься, крестник, крестница, крещенский, крестины, крестный, крёстный.

Запомни произношение! Крестный ход, крестное знамение, крёстный отец, крёстная мать, крёстные родители.

Задание №4.

Вставь нужные слова (крещёный, крёстный, крёстная, крестник, крестница, крёстные родители)  в нужном падеже.

Человек, принявший Таинство Крещения, называется … человеком.

это участвующий в Таинстве Крещения человек, который берет на себя духовное воспитание крестника. … это крёстный (духовный) сын. … это крёстная (духовная) дочь. … это крёстный отец и крёстная мать.

Взаимопроверка. Правильные ответы на слайде.

Задание №1.

1-2

2-3

3-1

Задание №2.

Синонимы  к слову «Крещение» в 1-м значении

Синонимы  к слову «Крещение» во 2-м значении

Синонимы  к слову «крещение» в 3-м переносном значении

таинство

праздник

проверка

крестины

 

испытание

обряд

 

 

Задание №3.

Имена  существительные

Имена  прилагательные

Глаголы

Крест (м.р., ед.ч.)

Крещенский (м.р., ед.ч.)

крестить

Крестик (м.р., ед.ч.)

Крестный(м.р., ед.ч.)

креститься

Крестник (м.р., ед.ч.)

 

 

Крестница (ж.р., ед.ч.)

 

 

Крестины (мн.ч.)

 

 

Крёстный (м.р., ед.ч.)

 

 

Задание №4.

Человек, принявший Таинство Крещения, называется крещёным человеком.

Крёстный, крёстная это участвующий в Таинстве Крещения человек, который берет на себя духовное воспитание крестника. Крестник это крёстный (духовный) сын. Крестница это крёстная (духовная) дочь. Крёстные родители это крёстный отец и крёстная мать.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

Что общего во всех словах, с которыми работали в тетрадях? Корень - крест-

Это интересно!

К этимологии слова «крест». Дохристианский славянский крьсть – это устроенный из дерев, возженный и посвященный языческим богам жертвенник. Счастливое совпадение звучаний исконно славянского крьсть и готского Christ (Христос) способствовало тому, что языческий крест оказался переосмыслен у славян как христианский жертвенник, а затем как крест животворящий. За сменой значений, за изменением семантики стоит глубокая богословская идея. Православные христиане веруют, что Иисус Христос принес себя в жертву за всех людей, и распятие явилось логическим замещением языческого жертвенника.

 

Актуализация познавательной деятельности учащихся

Учитель: Слышали ли вы выражение «Нести свой крест»? В каком смысле употребляется слово «крест» в данном в словосочетании? Как вы понимаете это выражении? (Мнение детей).

Узнать правильно ли мы понимаем это выражение, нам поможет притча. Предлагаю посмотреть видеосюжет: Притча о кресте (электронное приложение)

 

Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело. И пошел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него: «Уж больно тяжел мой крест — сил больше нет его нести. Можно я выберу себе другой, полегче?». Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где были кресты, и говорит: «Выбирай».
Зашел человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжелые, и легкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и легкий крест. Наконец выбрал — самый маленький-маленький, легенький-легенький крестик. Подошел, довольный, к Богу, и говорит:- Вот, Боже, я выбрал крест, который мне понравился больше всех. Можно мне его взять себе?- Можно, — ответил Бог и еще раз улыбнулся. — Это твой собственный и есть. В каждом из нас заложено столько сил, чтобы справиться с любым испытанием. Бог никому не возлагает на плечи ноши большей, чем может вынести человек. О том же говорит старая пословица: «последние силы никогда не кончаются».

Учитель проецирует на экран различные изображения креста и объясняет его символику

СИМВОЛИКА КРЕСТА

На православном кресте есть три поперечные перекладины.

Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назорей, Царь Иудейский». «Назорей» — потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране, которая сегодня называется Израиль. Слово «Царь Иудейский» — из того ложного приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и стать царем в древней Иудее.

К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить издевки: «Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был слева.

Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама (символ поверженной смерти и первородного греха), погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос.

Вертикальная же линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу.

Отношение к кресту как религиозной святыни (слайды с комментарием)

А вот изображение креста в виде татуировки на теле, формы сережек и других украшений недопустимо.

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101063/106332.p.jpg?0.49297638168931http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101063/106334.p.jpg?0.11457134187186862

Исторический аспект: просмотр видеосюжета "Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь".

Знаете ли вы, что основала этот монастырь преподобная Евфросиния (мирское имя Предслава). И была она праправнучкой равноапостольского князя Владимира, о котором речь шла у нас в начале урока.

Родилась Евфросиния в начале XII века. А в 12 лет посвятила себя служению Богу. Она оставила родительский дом, пошла в монастырь и приняла постриг под именем Евфросиния. С благословения Полоцкого епископа Илии Евфросиния стала жить при Софийском соборе, занимаясь переписыванием книг: «Начала книги писать своими руками и прибыль отдавала нуждающимся». Она построила каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся в обители до наших дней. В нем для преподобной Евфросинии была устроена маленькая келия.

Именно с ее именем связано создание в 1161 году мастером ювелиром Лазарем Богшей знаменитого креста. Это бесценное произведение служило ковчегом для хранения христианских святынь, полученных из Константинополя и Иерусалима.

Крест покрыт золотом и серебром, украшен драгоценными камнями и изображениями ликов святых. В середине креста в пяти гнездах находились реликвии: кусочки Креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от Гроба Божией Матери, частицы мощей св. Стефана и св. Пантелеймона, крови св. Димитрия, которые были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, направленной в Константинополь преп. Евфросинией.

На боковых сторонах Креста была помещена надпись-завещание преподобной Евфросинии: «Да не изнесется ... никогда же, яко ни продати, ни отдати. Аще се кто преслушаеть, ..., да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий».

Несмотря на столь грозный запрет, уже в период усобиц между Полоцким и Смоленским княжествами Евфросиниевский Крест был вывезен в Смоленск, где находился впоследствии до начала XVI столетия.

В Смоленске Евфросиниевский Крест пользовался большим почитанием, так что в 1495 году даже была изготовлена из меди его близкая копия, вероятно, для того чтобы не опускать древний Крест с мощами в воду при водосвятии. Впоследствии  Иоанн IV Грозный повелел отреставрировать реликвию, так как к тому времени некоторые из эмалей на Кресте поистерлись, а некоторые были утрачены. Отправляясь в 1563 году в поход на Полоцк, Иоанн Грозный взял Крест с собой. Готовясь к осаде и штурму города, он дал обет - в случае победы вернуть святыню в Полоцкую девическую обитель, что и исполнил.

После революции 1917 года большевики реквизировали Крест Евфросинии Полоцкой среди прочих дорогостоящих предметов культа. В 1928 году крест передали в Белорусский государственный музей, а через год отправили в Могилев. Летом 1941 года Крест Евфросинии Полоцкой, Слуцкое Евангелие и тысячи др. ценностей, в частности, золотой ключ от Могилева, золотые украшения из раскопок Помпеи, бесследно исчезли во время эвакуации. Крест не найден до сих пор.

В 1993 году было принято решение о воссоздании Креста Евфросинии Полоцкой. В 1997 году брестский ювелир Николай Кузьмич завершил создание копии Креста.

 

VII. Первичное закрепление. Ответ на проблемный вопрос.

Почему Владимир оставил о себе добрую память? Что же преобразило и изменило святого князя Владимира?

(На информационных листах тексты. Ученики читают вслух и отвечают на проблемный вопрос урока, возможно по вариантам).

 

Текст 1.Вскоре в Киеве появились возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой снедью. “Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти ко князю во двор?” — кричали возницы. В год Крещения Руси Владимиру исполнилось 25 лет. Со всем пылом юности отдался он осуществлению Христовых заповедей, разыскивая несчастных, убогих и обездоленных, говоря, что опасается — “немощные и больные не дойдут до двора моего”.

Одно время князь даже отказался карать преступников, восклицая: “Боюсь греха!” Лишь вмешательство духовенства, напомнившего ему слова апостола Павла об обязанностях властителя и его ответственности, заставило святого Владимира изменить свое решение.

Текст 2. Святейший Патриарх Кирилл о святом князе Владимире:

«…Что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

…Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа.

А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это Евангельское слово, а в центре этого слова – одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной».

 

Резюме учителя: В Таинстве Крещения через определённые видимые священные действия, человеку, участвующему в них, сообщается невидимая Божья благодать. Крещение – великое таинство, но без нашей веры оно не имеет действия.

IX. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение "Почему Владимир оставил о себе добрую память"

X. Рефлексия. В чем вы бы хотели быть похожим на святого князя Владимира и его правнучку Евфросинию Полоцкую?

Продолжи строки.

Мне нравится в их характере....

Мне тоже хочется быть....

Я хочу научиться у святых...

Примечание.  Работа с лексикой на уроке взята из пособия: Т.М. Зыбина От слова – к Слову. Интегрированное обучение религиозной лексике. Смоленск, 2014

Материалы о Евфросинии Полоцкой, Кресте Евфросинии взяты с сайта монастыря: http://spas-monastery.by

 


 

Конспект интегрированного занятия (русский язык и основы православной культуры)

Конспект интегрированного занятия (русский язык и основы православной культуры)

Личностные: - проявлять интерес к изучению русского языка: - воспринимать речь учителя и одноклассников; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше…

Личностные: - проявлять интерес к изучению русского языка: - воспринимать речь учителя и одноклассников; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше…

IV. Актуализация опорных знаний

IV. Актуализация опорных знаний

В боях под Сталинградом он получил боевое крещение

В боях под Сталинградом он получил боевое крещение

Задание №2. Синонимы к слову «Крещение» в 1-м значении

Задание №2. Синонимы к слову «Крещение» в 1-м значении

Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело

Одному человеку казалось, что он живет очень тяжело

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы

А вот изображение креста в виде татуировки на теле, формы сережек и других украшений недопустимо

А вот изображение креста в виде татуировки на теле, формы сережек и других украшений недопустимо

Исторический аспект: просмотр видеосюжета "Полоцкий

Исторический аспект: просмотр видеосюжета "Полоцкий

После революции 1917 года большевики реквизировали

После революции 1917 года большевики реквизировали

Резюме учителя: В Таинстве Крещения через определённые видимые священные действия, человеку, участвующему в них, сообщается невидимая

Резюме учителя: В Таинстве Крещения через определённые видимые священные действия, человеку, участвующему в них, сообщается невидимая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021