Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему:
«Шорцы – коренные жители города Междуреченска».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Познакомить ребят с культурой шорского народа.
Задачи:
образовательная: познакомить ребят с шорским фольклором, дать представление о музыкальных и религиозных традициях народа.
воспитательная: воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.
Предварительная работа: посещение с детьми Междуреченского краеведческого музея: знакомство с экспозицией о шорском укладе жизни и «Шорцы- участники Великой Отечественной войны»; просмотр фильма «Шорцы», чтение Софрона Тодыша «Сказки Шапкая»; просмотр презентации «Коренные жители России - шорская национальность»; рассматривание фотографий и иллюстраций о жизни и быте шорцев; прослушивание аудиозаписей шорских песен; оформление выставки «Культура и быт шорского народа»; рассматривание зарисовок костюмов и фрагментов шорского национального орнамента; посещение дошкольниками концерта детского шорского ансамбля «Чедыген» в Центре детского творчества.
Оформление и атрибуты : фотографии символики шорцев, костюмы белочки и бурундука, принадлежности домашнего обихода, шаманский бубен с шорским орнаментом, мяч.
Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Рано утром солнце встало
Всё вокруг светлее стало
В небе синем потянулось,
Детям нашим улыбнулось.
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься? (дети здороваются с гостями)
Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Но сначала поговорим о…
Нет, я не буду говорить. Вы сейчас сами обо всём узнаете.
«Игра с мячом».
Дети и воспитатель стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос:
Воспитатель: Настя, скажи, в какой стране ты живёшь?
Примерный ответ ребенка: Я живу в России.
Воспитатель: Саша, какой город является столицей России?
Примерный ответ ребенка: Столица России - город Москва.
Воспитатель: Сергей, в какой области мы живём?
Примерный ответ ребенка: Мы живём в Кемеровской области.
Воспитатель: Соня, Какой город является столицей Кемеровской области?
Примерный ответ ребенка: Столицей Кемеровской области является город Кемерово.
Воспитатель: Данил, какие ещё города Кемеровской области ты знаете?
Примерный ответ ребенка: Новокузнецк, Юрга, Таштагол, Прокопьевск
Воспитатель: В каком городе мы живём?
Примерный ответ ребенка: В городе Междуреченск.
Воспитатель: Как называют жителей нашего города Междуреченск? (Жителей города Междуреченск называют - междуреченцами).
Воспитатель: Значит мы с вами кто? (Мы – междуреченцы.) Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края.
Воспитатель: Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.
Давным-давно на месте нашего города была дикая природа: непроходимая тайга, болота и горы. Местное население – шорцы – селились по берегам рек и многочисленных горных речушек. Шорцы –невысокие, коренастые люди, лицо у них смуглое, широкоскулое, волосы чёрные, глаза узкие, чёрные и карие. Посмотрите на нашу Катю – она шорочка, её предки жили здесь задолго до появления нашего города.
Мужчины занимались охотой – она давала им мясо и пушнину, из которой они шили себе тёплую одежду. Помимо охоты, мужчины ловили рыбу, шишковали (добывали кедровые орехи). Женщины в тайге собирали грибы, ягоды, черемшу (дикий чеснок).
Жили шорцы в посёлках, которые назывались улусами. Посёлки были небольшими – по 5-6 домов. Шорские названия этих селений сохранились до сих пор: Чульжан, Косой порог, Улус. Самый крупный посёлок Сыркаш насчитывал 35 домов.
Жизнь шорцев была трудной. Шорцы не имели письменности. Горе и радость они выражали в своих песнях, легендах и сказках. Вот послушайте одну из песен в исполнении детского шорского ансамбля «Чедыген».(звучит песня)
В шорских сказках, как и в русских народных, добро всегда побеждало зло. Главными героями были простые охотники, рыбаки и духи – «хозяева» лесов, гор, рек, которых шорцы боялись и которым поклонялись. Лесные звери: бурундуки, белки, лоси, медведи – тоже были героями сказок. Больше всех шорцы почитали медведя и называли его повелителем тайги.
У шорцев свой язык, очень красивый и своеобразный. Шорцы не знали грамоты, не умели писать и читать, у них не было школ и больниц. Вместо врачей шорцев лечили шаманы – местные колдуны лечили они травами и различными настоями.
Позднее жизнь шорцев
изменилась: они обрели свою письменность, среди них появились и врачи , и
учителя. Один из них, Яков Тельгереков, стал автором первого шорского букваря.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»!
(проводится игра).
Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход игры:
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий.
Это белый шаман - добрый человек.
Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из
играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм,
проигранный водящим.
Правила игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.
Воспитатель: Как у каждого народа, у шорцев есть свои писатели и поэты, которые прославляли свой город, страну, свои обычаи.
Звучит шорский народный наигрыш. Дети читают стихи.
Чтецы:
1 ребенок:
О Шория, ты радость тихая и боль моя,
Люблю тебя и в горький, и в счастливый миг,
И верю, тайна древняя, извечная твоя
Хранится там, где край величественно тих.
2 ребенок:
Люблю твоих мелодий стон печальный,
Люблю, как веет миром, тишиной,
И свежесть рек твоих, их блеск зеркальный
Как отраженье жизни неземной.
3 ребенок:
Убором снежных гор слепишь очарованьем,
Ты манишь звездный мир, глядящий с вышины.
Глаза твои вдали синеют взором дальним,
На утренний рассвет глаза устремлены.
4 ребенок:
Прекрасен гордый строй твоих утесов, скал
И царственной тайги – великое смешенье,
Где в горной вышине трубит гордец-марал.
Он духов гор, земли – изящное творенье.
5 ребенок:
О Шория, ты женской красоты блистанье,
Ты дружным братством гор тепло окружена,
Ты – тайный свет и блеск очарованья.
Живет в тебе дух мира и добра.
6 ребенок:
И Родины такой я не найду нигде,
И с нею буду жить я в радости и горе.
И если рай земной возможен на земле,
То я скажу, что это будет Шория.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть
Физминутка : (звучит шорская мелодия)
Под шорские напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Воспитатель: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” - печаль. Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.
Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.
Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи. Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»
Игра «Перетягивание палки» ( Тайак тартканы)
Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.
Воспитатель: Частью культуры любого народа являются сказки (обращается к детям ) Вы любите сказки? (Да)
Воспитатель: Действительно, сказки любят все. У кого не замирала душа, услышав заветные слова “В некотором царстве, в некотором государстве…”? Шорский фольклор изобилует сказками. Предлагаем вам посмотреть одну из них.
Ребята инсценируют шорскую народную сказку “Ленивый бурундук”.
Написана по сюжету замечательного шорского сказочника Сафрона Тодыша.
Воспитатель:
В голубой тайге далёкой,
Непролазной и глубокой,
У широкого ручья,
Где смородина росла,
Где черёмуха чернела,
Где малина уж поспела,
Там, где старая сосна,
Белка шустрая жила.
(Выходит ребенок в костюме белочки)
И случилось это
На исходе лета.
(Ребенок в костюме белочки имитирует движения)
Воспитатель:
Дел у всех полно с утра,-
Стоит осень у двора!
Чтоб зимой не голодать,
Еду нужно запасать,
Кладовую наполнять.
Белка, вся забот полна,
Пробегала вдоль холма.
( На пеньке сидит ребенок в костюме бурундука)
Воспитатель:
Там у норки, на пенёчке
Бурундук сидел в тенёчке.
Белка очень удивилась,
У пенька остановилась:
Белка-ребенок:
О! Эзеноктар, бурундук!
Почему сидишь ты, друг?
Отчего ты прохлаждаешься
И едой не запасаешься?
Бурундук –ребенок слегка зевнул и на белочку взглянул:
Бурундук-ребенок:
Солнце жарит так когда,
На пеньке сижу всегда!
Я зимы так дожидаюсь
И тепла здесь набираюсь!
Белка-ребенок:
Урожай уж нынче щедр!
Видишь тот высокий кедр?
Вот, давай, туда пойдём,
Там орехи наберём!
Бурундук-ребенок:
Высоко так подниматься,
Можно с ветки и сорваться!
Если с кедра упаду,
То костей не соберу!
Белка снова предлагала:
Белка-ребенок:
Здесь, в бору, грибов немало!
Нужно только вниз спуститься,
На полянке очутиться!
Там вкуснейшие маслята,
Есть там также и опята!
Вот, давай, туда пойдём
И грибов тех наберём!
Бурундук-ребенок:
Вниз спускаться до опят!
Мои ножки заболят!
Я могу, ведь, кувыркнуться,
Обо что-нибудь споткнуться!
Можно что-то изувечить
Или лапки покалечить!
Вдруг останусь я хромым,
Неуклюжим и больным!
( Белка- ребенок глазки чуть прикрыла, И, подумав, предложила)
Белка-ребенок:
Совсем близко, за сосной
Растёт ягодник густой!
Так, давай, туда пойдём
И малины наберём!
Наедимся мы с тобой
И ещё возьмём с собой!
Тихо бурундук вздохнул,
Потом лапкою взмахнул:
Бурундук-ребенок:
Ах! Малина, ведь, колючая!
Там крапива очень жгучая!
Можно лапки повредить,
Наколоть и занозить!
Приподнявши свою бровь,
Белка предложила вновь:
Никуда мы не пойдём,
Землянику здесь найдём!
В мягкой травушке растёт!
Без труда, любой найдёт!
(Бурундук вдруг замолчал, Тяжело вздохнув, сказал)
Бурундук-ребенок:
Это надо же искать!
Свои глазки напрягать!
Вдруг ослепну, окривею!
С напряженья окосею!
С норки как своей пойду?
Как пенёчек свой найду?!
( Белка глазки закатила и тихонько предложила)
Белка-ребенок:
Солнце жарко так печёт!
Рядом здесь ручей течёт.
Давай в нём мы окунёмся,
В ручейке том искупнёмся!
Вздрогнул тут бурундучок,
Посмотрел на свой пенёк:
Бурундук-ребенок:
В своей шубке отсырею!
Тогда, точно, заболею!
В своей норке упаду
И до входа не дойду!
(Белочка глаза скосила и потом его спросила)
Белка-ребенок:
Что ж, ты, так всего пугаешься?
И ни с чем не соглашаешься?
Вбок головку наклонил,
Тихо белке объяснил:
Бурундук-ребенок:
Я с рожденья так живу,
Свою маму берегу!
Вырастив меня сама,
Стала старенькой она!
И всё делает сама,
Лишь бы я был не больной,
Не ослепший, не хромой!
Свою мамочку люблю,-
Горя ей не принесу!
Если что произойдёт,
С горя, ведь, она умрёт!
Воспитатель: Белка сразу заскучала,
По стволу наверх взбежала.
Впредь к нему не приставала
И забав не предлагала!
Сладко бурундук зевнул
И под солнышком заснул.
Воспитатель:
Очень долго мы сидели,
Не играли, не шумели.
Чтобы косточки размять,
Нам бы надо поиграть.
Предлагаю разучить игру шорских ребят “Лентяй -оргас”.
Шорская игра «Оргас - Лентяй»
Выходят несколько ребят (четное количество). Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая большее количество “врагов”, т.е. поставив соперника на обе ноги. При желании победители играют между собой или приглашают сразиться другую команду.
Воспитатель: Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.
Бела, пушиста и мягка
На землю сеется мука. (Снег)
Одежек носит 100 она,
А пуговица лишь одна. (Капуста)
Край худой да край гнилой,
В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)
Без воды и без огня
Котелок кипит у пня. (Муравейник)
Скачет девочка в избе
На кудрявой голове.
Скок, скок, поскок
На ноге поясок. (Веник)
Без рук, без ног бедняжка,
А рядится в рубашку. (Подушка)
Землю солнышко пронзило
Красный лучик обломило. (Морковь)
Воспитатель: Шорцы очень бережно относились и относятся к слову, избегают говорить лишние слова. “Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово” - гласит шорская пословица. Предлагаю подобрать к шорским пословицам русские аналоги.
Игра «Найди такую же пословицу».
1. Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
2. Бездонный котел не наполнишь. (В решете воды на наносишь)
3. Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. (Не дели шкуру неубитого медведя)
4. Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. (Радуйся малому – тогда и большое придет)
5. Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. (С кем поведешься, от того и наберешься)
А теперь я хочу познакомить вас с людьми, прославившими наш город, все они по национальности – коренные шорцы.
Фёдор Степанович Чиспияков – поэт и писатель (показ фотографии)
Юрий Арбачаков – известный боксёр и чемпион Европы и мира (показ фото)
Сергей Владимирович Майтаков – российский горнолыжник, двухкратный чемпион России. (показ фото).
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Мы надеемся, что это знакомство не закончилось, а только начинается.
Воспитатель: А я вас ребята и всех гостей приглашаю к столу, отведать шорское национальное блюдо с чаем.
Пьют чай с лепешками под музыку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.