Осень в русской поэзии
Подготовительная группа
Цели: обобщить знания об осенней поре посредством русской поэзии.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с творчеством русских поэтов;
- Закреплять и обобщать знания об осенней поре года;
- Продолжать развивать поэтический слух детей .
Развивающие:
- Развивать наглядно-образное мышление, память, внимание;
- Совершенствовать речь как средство общения, обогащать словарный запас детей;
- Приучать детей к самостоятельности в суждениях, умении делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию, любовь и бережное отношение к родной природе;
- Совершенствовать развитие эстетического вкуса, культуры .
Оборудование: детские рисунки на тему «Осень», музыкальное сопровождение, презентация.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Музыка».
Предварительная деятельность: беседы про осень, наблюдения в природе на прогулках, отгадывание загадок, чтение пословиц, рассказов об осени, изобразительная деятельность( рисование «Золотая осень», аппликация «Осенний букет», лепка «Праздник урожая»).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Группа оформлена в осенней тематике. Звучит легкая музыка.
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Воспитатель. Правильно. Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о прекрасной поре - осени. Осень яркая и щедрая пора года. Она может быть красочной и унылой, радостной и дождливой.
Скажите, пожалуйста, сколько месяцев у осени?(3)Назовите их(сентябрь, октябрь, ноябрь.)У осени можно выделить три периода. Какие? (ранняя, золотая, поздняя).Прослушайте стихотворение Ф.И Тютчева.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
О какой осени рассказывает нам автор?(О ранней)
Назовите приметы осени.(Ответы детей)
Предлагаю послушать стихотворение А.А.Фета о других приметах ранней осени.
Ласточки пропали...
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Какие приметы ранней осени упомянул поэт?(Ласточки пропали).Правильно, ребята! Ласточки одни из первых птиц, которые покидают родные края – в конце августа-в начале сентября.
Ребята, поиграем в игру «Закончи предложение» с мячиком (Подвижно-дидактическая игра)
1. Осенью ночи длиннее, а дни короче;
2. Солнечная погода чаще сменяется пасмурной;
3. Начинают дуть сильные ветры;
4. Дни становятся дождливыми;
6. За ранней осенью следует поздняя;
7. Птицы улетают в теплые края;
9. Температура воздуха становится все более прохладной;.
10.Листья на деревьях увядают, желтеют и опадают.
Ребята, на занятии по изобразительной деятельности мы рисовали «Золотую осень». Какие краски вы использовали для работы?(Желтую, золотую, красную, оранжевую). Какое настроение вызывают у вас эти цвета: грустное или радостное?
Предлагаю посмотреть картины знаменитых русских художников на тему «Осень»(Презентация с музыкальным сопровождением)). Показ слайдов (Детям предлагаются картины: И.И.Левитана «Золотая осень», Е.Е Волкова «Октябрь» «Поздняя осень», И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И.Левитана «Осенний день Сокольники»)
Здесь художники изобразили осеннюю природу. Обратите внимание, как не похожи эти пейзажи друг на друга. Чем они отличаются? Какие краски помогают художнику передать красоту осенней природы? Какая картина подходит больше к этим стихотворным строчкам?
Послушайте стихотворение Е.Трутневой «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
О какой осени рассказывается в стихотворении?(О золотой).Какое настроение вызывают эти строки?(Сначала веселое, а потом грустное).А почему грустное?(Листья сыплются, уходит лето, улетают журавли, поэтому грустно).
А чтобы не грустить, мы с вами превратимся в листочки.
Физкультминутка. (Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова.)
Мы - листики осенние
На веточке висели.
Дунул ветер, полетели... (Разбежались по группе во все стороны).
И на землю тихо сели. (Сели на корточки).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали. Руки вверх).
Закружились, полетели (По всей группе разбежались).
И на землю тихо сели. (Присели).
А сейчас я прочту вам стихотворение знаменитого и всеми нами любимого русского писателя и поэта А.С.Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Какой период осени описал поэт?(Поздняя осень)
Какие признаки глубокой осени отражены в стихотворении?(Ответы детей)
Какие бы краски вы использовали, если бы рисовали позднюю осень?(Ответы детей)
Какие эмоции и настроение вызывают эти строки?(Ответы детей).
Рефлексия.
Мы не будем грустить .Ведь у природы нет плохой погоды. Каждая пора года по своему прекрасна. И только с большой любовью к родной природе могли быть написаны такие замечательные стихотворения.
Какое стихотворение вам больше понравилось?(Дети делятся впечатлениями)
С каким настроением мы заканчиваем наше занятие?(С хорошим!)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.