Конспект интегрированного занятия «Знакомимся с профессией архитектора. Рудаков Леонид Ефимович»
Возраст учащихся: 5-7 лет
Автор: Артемьева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования
|
Автор: Артемьева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, работа с детьми дошкольного возраста.
Тема интегрированного занятия: «Знакомимся с профессией архитектора.
Рудаков Леонид Ефимович»
Описание работы: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
«Знакомимся с профессией архитектора. Рудаков Леонид Ефимович»
предназначен для детей 5-7 лет. В ходе занятия дети через презентацию в игровой форме знакомятся с биографией Рудакова Л.Е., а также архитектурой города Липецка.
Назначение: Данный материал будет полезен педагогам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям.
Оборудование: Мультимедийное сопровождение -презентация.
Тип занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний
Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрированный, разгадывание загадок; практический.
Цель: Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с профессией архитектора.
2.Познакомить детей с биографией Рудакова Л.Е., архитектурой родного города.
3. Закрепить умение отгадывать отгадки, делать выводы;
4.Продолжать учить создавать изображение построек по воображению;
5.Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
1. Развивать у детей интерес к архитектурным сооружениям.
3.Развивать творческие способности детей, отрабатывать полученные раннее знания при работе с пластилином.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту родного края, желание ее сберечь.
Продолжительность: 1 час
Количество участников: 12 учащихся
Оборудование: доска, магниты.
Раздаточный материал: половина листа акварельной бумаги А5, простой карандаш, ластик, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, влажные салфетки.
Демонстрационный материал: иллюстрации разных зданий, презентация «Архитектура нашего города».
Участники: дошкольники 5-7 лет
План занятия:
1.Организационная часть
2. Изложение нового материала и закрепление его
3.Подведение итогов
4.Рефлексия
Ход игры:
1. Организационная часть.
Педагог: Мы с вами живем в городе Липецке. В нем живет около 500 тысяч человек. Все люди живут в домах.
Дома
бывают разные
Зеленые и красные;
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные.
Педагог: Дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов.
Педагог: У нас в городе тысячи разных зданий. Эти отдельные здания, площади и проспекты, парки и стадионы. Здания заводов, фабрик, электростанций - промышленная архитектура. Жилые дома, школы, больницы, детские сады, магазины, библиотеки - гражданская архитектура. Есть здания, созданные для искусства это - театры, музеи. Внешний облик зданий зависит от их назначения. Все они разные, имеют свои особенности, но все они построены для человека.
2. Изложение нового материала и закрепление:
Педагог: Ребята, а кто из вас знает, как называют человека, который придумывает эти здания?
Ответ учащихся: Архитектор.
Педагог: Правильно. Именно этот человек придумывает внешний вид здания, потом составляет чертежи, по которым здание строится. Архитектора можно назвать художником.
Архитектор строит дом
Дом многоэтажный
Строит дом карандашом
На листке бумажном
Нужно все нарисовать
Вычислить проверить
Все квартиры сосчитать
Лестницы и двери
Чтоб стоял он много лет
Что бы был в квартире свет
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
Педагог: Архитектура - это особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты. Архитектура – это пространство, которое создается вокруг человека из самых разных мелочей – площади, парки, улицы, интерьеры. Архитектор должен соединять в своих проектах пользу, прочность, красоту. Каждый архитектор создаёт свои дома удобные для жизни и деятельности людей, и они все разные. (Слайд 1.)
Педагог: Я хочу вас познакомить с липецким архитектором Рудаковым Леонидом Ефимовичем. Леонид Ефимович - советский архитектор и краевед, главный архитектор Липецкой области — долгое время был начальником отдела по делам архитектуры администрации Липецкой области. (Слайд 2)
Л. Е. Рудаков за год до войны окончил Московский архитектурный институт . А когда началась Великая Отечественная война, пошёл служить на фронт.
Педагог: После того как в 1954 году создана Липецкая область, Рудаков был назначен начальником отдела по делам архитектуры областной администрации. Первые два года, отдел занимался проектированием лишь в Липецке, где шло масштабное строительство. В области почти ничего не строилось. Под руководством Рудакова был разработан макет центральной части Липецка. Тогда на ней появились многие нынешние магистрали, которых в 1950-е годы не было. Например, Сапёрный спуск и площадь Плеханова. (Слайд 3) Помимо этого Рудаков курировал создание ансамбля на площади Ленина и выступил в защиту Христорождественского собора, который хотели взорвать (Слайд 4). Он занимался его реставрацией и приспособлением под краеведческий музей.
Педагог: Под его руководством Рудакова были разработаны схемы планировки и застройки на многие города и райцентры области, на основе которых сформировались общественные центры в г. Долгорукове, Задонске, Усмани, Льве Толстом и других населенных пунктах области. По его инициативе в 1959 году при Липецком строительном техникуме были организованы курсы по подготовке районных архитекторов.
Педагог: В 1967 году Л.Е.
Рудаков избирается председателем секции архитектуры областного отделения
Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Рудаков Л.Е. Постоянно выезжал в г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где
самозабвенно проводил все свое свободное время в архивах и ГПБ города. Его
интересовали такие темы, как история Российского государства при правлении
Петра I, знаменитые архитекторы, он собирал сведения о Тамбовской и Воронежской
губерниях и областях, г.г. Липецке, Ельце, Задонске, Чаплыгине. Большая часть
документов, собранных в архивах и библиотеках г. Ленинграда были о Липецких
минеральных водах, металлургической промышленности г. Липецка, соборах,
церквях, монастырях г. Липецка и Липецкой области. Много книг по архитектуре и
градостроительству были собраны Л.Е. Рудаковым для своих работ. Он и сам
являлся автором нескольких книг о памятниках архитектуры 17-19 веков,
находящихся на территории нашей области, в том числе его знаменитая книга
"По следам легенд". Много статей были написаны Л.Е .Рудаковым и
опубликованы в газетах и журналах.
В 80-е годы Л.Е. Рудаков был избран председателем секции охраны памятников
архитектуры Липецкого отделения Союза архитекторов СССР. Сколько памятников
истории и архитектуры он спас от разрушения. Взять хотя бы дом братьев Губиных
по ул. Ленина г. Липецка, (Слайд 5)который был восстановлен и отреставрирован в
1982 году. При непосредственном участии Л.Е. Рудаковым были восстановлены монастыри
и соборы г. Липецка и Липецкой области. Л.Е. Рудаков был женат, имел сына.
В 1987 году, в возрасте 74 лет, Л.Е. Рудаков умер.
Педагог: Прошло много лет, а память об архитекторе живёт в окружающих нас зданиях.
Педагог: Предлагаю вам игру «Угадай, что за здание», внимательно посмотрите на слайды презентации. Ваша задача угадать при помощи отгадки, как называется то или иное здание, назвать его. Как только угадаете, на экране появится отгадка.
Педагог:
Чтоб
немного подрасти
Дети ходят все туда.
Учат их играть, плясать,
Песни громко подпевать.
(Слайд
6 -Детский сад)
Здесь на сцену выходят артисты,
Спектакли и сказки детям играют.
Взрослым и детям нравится это,
Аплодисментами их награждают.
(Слайд
7 -Драматический театр)
Со всех сторон нашей России
Сюда приходят поезда.
Взяла билет, меня спросили
На море едешь? Да, да, да.
(Слайд
8 -Железнодорожный вокзал)
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились здесь артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья.
(Слайд 9- Школа)
За высокою оградой
В нем зверей полным-полно,
Посетителям, однако,
Их кормить запрещено.
(Слайд 10 –Зоопарк)
Чтоб
отправиться в полет,
Лайнер тут разбег берет.
На колесиках-шасси
Мчится он быстрей такси
И взлетает вверх, на волю.
Назовите это поле.
(Слайд 11- Аэропорт)
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
(Слайд 12 -Театр кукол)
Где всегда с волшебным чувством
Покупаем юбки, блузки
Или джинсовый пиджак,
Или бродим просто так?
(Слайд
13- Торговый центр «Ривьера»)
Если мы посетим
Заведение это,
Два часа посидим
В темном зале без света.
(Слайд 14- Кинотеатр «Малина)
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами побудем в роли архитектора. Работу выполним при помощи аппликации. Для образца я вам покажу свой вариант выполненной работы. У меня изображена целая улица: здесь и жилые постройки, и магазин, и парковая зона.
Педагог показывает образец готовой работы.
Вы сначала перед выполнением, подумайте над тем, что вы будете изображать; какие здания, какой формы они будут, размера? Обязательно учитывайте цвет в постройках. Продумайте композицию, будут ли это жилые дома или административные здания, или это будет ландшафтная архитектура-парк, например. На обратной стороне цветной бумаги делаем наброски построек, только затем вырезайте. Ножницы держим так, чтобы не поранить себя и своего соседа. Не забываем про технику безопасности при работе с режущими предметами.
Учащиеся самостоятельно выполняют работу.
3.Подведение итогов
Педагог: Вот и подошла к концу наша с вами необычная экскурсия в волшебный мир архитектуры. Мы сегодня познакомились лишь с очень малой частью того прекрасного и необычного, что можно встретить в нашем удивительном городе. Но мы будем продолжать знакомство и с другими архитектурными строениями.
Педагог: Хочу поиграть с вами в игру «Какие знаете дома». Я кидаю вам мяч и задаю вопрос, вы отвечаете и бросаете мяч мне обратно:
1.Если в доме один этаж - он какой? (одноэтажный);
2.Если в доме два этажа - он какой? (двухэтажный);
3.Если в доме учат детей, как называется это здание? (школа);
4.Если в этом здании воспитывают детей? (детский сад);
5.Если в здании ждут поезда? (вокзал);
6.Если в этом здании лечат? (больница, поликлиника);
7.Если в этом здании продают лекарство? (аптека);
8.Если в этом здании продают мебель? (мебельный магазин);
9.Если сюда приходят смотреть зверей? (зверинец, зоопарк);
10.Если в этом здании продают продукты? (магазин);
11.Если здесь продают билеты на спектакль. концерт? (театр);
12.Если здесь делают прическу или подстригают? (парикмахерская).
Педагог: А сейчас я хочу узнать, с чем я вас познакомила на сегодняшнем занятии? Какие архитектурные строения вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
4.Рефлексия.
Педагог: Ребята, я вам раздала вам смайлики. Поднимите жёлтый смайлик те, которым было на занятии интересно и узнали много нового. Красный смайлик те, кто с удовольствием выполнял все задания и синий, те, кто сегодня скучал на занятии.
В конце занятия проводится выставка творческих работ. Ребята рассказывают о постройках, которые они изобразили.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.