Конспект итогового урока по литературному чтению
на тему «АзБукиВеди»
(для 5-8 классов)
Цель: создание условий для самопознания, саморазвития, самовоспитания личности, через включение в интеллектуально - творческую деятельность.
Задачи:
1. Активизировать знания у участников смены в области литературы и русского языка.
2. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность участников смены.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, сотворчества через командное взаимодействие
Оборудование:
· Выставка книг
· Расписной терем со ставнями
· Выставка хохломской посуды
· Надпись «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»
Ход программы. 10-секундный отсчет Солунские братья Кирилл и Мефодий Снискали признательность в народе. Славянскую письменность народу дали, Азбуку-кириллицу вдвоём создали. Фундамент культуры они заложили, Православный народ в вере укрепили Фанфары Выход ведущих. В1 :Здравствуйте, дорогие ребятушки! В2: Добрый вечер, ребята! В2: Народный фольклор, басни и сказки, поэмы и рассказы, романы и поэзия, все это объединено одним словом – литература. Именно она передает традиции, вехи истории, особенности культуры народа из поколения в поколение, храня в себе память о славных делах и ратных подвигах предков. В1:Благодаря известным во всех славянских странах ученым и просветителям Кириллу и Мефодию мы имеем самый красивый и богатый в мире русский язык, который дал нам великих поэтов и писателей. В2: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. В1:Талантливый писатель Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». В1: Сегодня, на нашей конкурсной программе «АзБукиВеди» вам, дорогие ребята, предстоит продемонстрировать все свои знания в области литературы, русского языка, и даже славянского! В2: А также вам пригодится ваша фантазия, смекалка и, конечно, поддержка ваших друзей! В1: А оценивать ваши знания будут строгое, но справедливое жюри: Знаток русской литературы и славянской письменности - Историк-краевед – Деятель искусств – В2: Ну что же, дорогие друзья, все на месте, все готовы, тогда мы начинаем! И мы приглашаем команды на сцену. Знакомство с командами. В2: «Мороз и солнце. День чудесный...» Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица, проснись… В1:……., ты что?! В2: Да так, вспомнила строчки из моего любимого стихотворения «Зимнее утро». Кто его написал, ребята? (вопрос залу) Дети: А.С. Пушкин. В2: Совершенно верно, это русский поэт и писатель А.С. Пушкин. В1: А знаете ли вы произведения других авторов, сейчас мы узнаем. 1 Конкурс «Знатоки литературных произведений» 1. Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского. «Свои люди - ...»? …сочтемся» 2.Какой героине посвящены эти строчки: «Я к вам пишу, чего же боле, что я могу еще сказать….) ( Письмо Татьяне Лариной из «Евгения Онегина») 4. В каком из произведений А. С. Пушкина герой обращается за помощью к ветру?: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) 5. Какое произведение А. С. Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зеленый...»? («Руслан и Людмила».) 6. Как назывался журнал, издаваемый Толстым? («Ясная Поляна».) 7. В каком произведении Чехова главные героини — три сестры? Как их зовут? (В пьесе «Три сестры», Ольга, Маша, Ирина.) 8. Кто автор слов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Дополнительный вопрос: В какой пьесе? (А.П. Чехов, пьеса «Дядя Ваня».) 9. Какой композитор положил музыку на стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»? Кому Пушкин посвятил эти строки? (Глинки, Анне Керн – муза поэта) 10. Назовите главную героиню пьесы Островского «Гроза». (Катерина.) 11. Из какого стихотворения и какого поэта взяты эти строки: «Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный на воле орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном»? (Из стихотворения Пушкина «Узник».) 12. Кому принадлежат следующее крылатое выражение? Любви все возрасты покорны. Варианты ответа: Пушкину, Шекспиру, Грибоедову. (Пушкину.) 13. Кому принадлежат следующее крылатое выражение? Счастливые часов не наблюдают. Варианты ответа: Лермонтову, Грибоедову, Некрасову. (Грибоедову.) 14. Кому принадлежат следующее крылатое выражение? Мы в ответе за тех, кого приручили. Варианты ответа: Экзюпери, Толстому, Чернышевскому. (Экзюпери.) 15. Из какого стихотворения и какого поэта взяты эти строки: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом»? (Из стихотворения Тютчева «Весенняя гроза».) 16. Кто автор повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»? (Лесков.) 17. Кто автор произведений: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Кавказец»? (М.Ю. Лермонтов) В2: Спасибо, дорогие, ребята. Вас поистине можно назвать знатоками художественных произведений! Молодцы! А мы продолжаем. 2 Конкурс «Перевертыши» В1: Пословица - всем делам помощница. В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. В1: Добры молодцы и красны девицы, мы предлагаем вам расшифровать пословицы – перевертыши. Здесь главное включить смекалку и логическое мышление, и, конечно, быстроту реакции. Например: Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна) 1. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта) 2. Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса) 3. От смелости затылок мал. (У страха глаза велики) 4. Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу) 5. На полицейском валенки мокнут. (На воре шапка горит) 6. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь) 7. Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груздем - полезай в кузов) 8. Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ) 9. Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь) 10. Корова изредка пылинку спрячет. (Свинья всегда грязь найдет) 11. Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет) 12. Мало счастья - много вопросов. (Семь бед - один ответ) 13. Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается) 14. Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час) 15. Собак не страшиться - по городу гулять. (Волков бояться - в лес не ходить) 16. Начал развлекаться - трусливо сиди дома. (Закончил дело - гуляй смело) В2: Ребята, в пословицах, оказывается вы тоже знатоки! 3 Конкурс «Колядовщики» В1:От
Рождества и до Крещения, В1: Ребятушки, а вы знаете, что есть такая традиция у русского народа колядки петь?! Это такие старинные песни, которые поют детки разных возрастов на Рождество и до Крещения, обходя дома по всей окрестности. Им за это дают угощения. В2: Кто-то из вас колядовал когда-нибудь? (обращение к командам) Тогда сейчас мы с вами попробуем колядовать. (раздаю колядки) Вам даем мы время, проходите за кулисы для подготовки. Демонстрация конкурса. 4 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…» В1: Ребята, а вы любите сказки? Сказки учат нас доброму, воспитывают в лучших традициях русской культуры. И сейчас командам предстоит инсценировать сказку. СНЕГОВИК. Театр – экспромтом. …Пошел Снег. И в дремучем лесу среди могучих Деревьев поселился Снеговик. Он дружил с Вороной, играл с Ветерком и Эхом. Но Снеговик никогда не видел Солнца. Ворона ему рассказывала, какое Солнце доброе и ласковое. Снеговик очень хотел поздороваться с Солнышком. И вот Снеговик решил идти к открытой Поляне, чтобы увидеть Солнце. Снеговик пробирался к Поляне между деревьями. Деревья мешали ему своими ветками, а Снег скрипел под ногами. Снеговик вышел на Поляну и увидел Солнце. Солнце протянуло к нему свои лучики, Снеговик зажмурился от удовольствия. А Солнышко всё больше обнимало Снеговика своими лучами и ласково его грело. Птички пели в лесу. Эхо разносило по ветру их красивое пение, а Ветерок носился между деревьями и щекотал всех. Снеговик был так счастлив. Вдруг Ворона громко каркнула и Эхо разнесло карканье по всему лесу. Тут Снеговик почувствовал, что с его Носа капает Вода и Нос медленно тает. Снеговик расстроился и заплакал. Тут на полянку выскочил Зайчик. Он тоже пришел погреться под лучами Солнышка. Зайчик увидел Снеговика без Носа и решил ему помочь. Он вместо Носа подарил ему Морковку. И Снеговик стал таким красивым. Засиял и заплясал от счастья. Так они танцевали с Зайчиком.
Снег скрипел, Ветерок всех щекотал, Деревья весело покачивали в такт своими ветками. Птички пели. Ворона каркала. Эхо разносила все звуки по лесу. А Солнышко всех обнимало своими ласковыми лучами. И все были счастливы…
Красная ягодка. Действующие лица: Красная ягодка. Могучий дуб. Ветер. Комарики (2 чел), Шмель. Медведь. Заяц. На зеленой опушке леса рядом с МОГУЧИМ ДУБОМ росла КРАСНАЯ ЯГОДКА. Она весело кивала своей красной головкой то влево, то вправо, потом поднимала свои листики вверх и весело встряхивала ими. МОГУЧИЙ ДУБ махал ягодке в ответ своими ветками. Вдруг на полянку прилетел проказник ВЕТЕР. Он закружил возле КРАСНОЙ ЯГОДКИ, стал на нее дуть. КРАСНАЯ ЯГОДКА закачалась на своей тонкой ножке. ВЕТЕР закружился вокруг МОГУЧЕГО ДУБА, ветки дуба закачались. Потом ВЕТЕР улетел, громко свистнув на прощание. КРАСНАЯ ЯГОДКА облегченно вздохнула, но к ней подлетели два КОМАРИКА. Они тоненько пищали и кружились вокруг, пока у КРАСНОЙ ЯГОДКИ не закружилась голова. Потом КОМАРИКИ сели покачаться на ветках МОГУЧЕГО ДУБА. Тут вернулся ВЕТЕР, стал дуть на КОМАРИКОВ, те с писком полетели прочь, а ВЕТЕР помчался за ними. Неожиданно на полянку выскочил ЗАЯЦ. У него были длинные уши и косые глаза. Он весело скакал возле МОГУЧЕГО ДУБА, потом убежал прочь. Тут на полянке появился веселый полосатый шмель, он громко жужжал, кружился вокруг КРАСНОЙ ЯГОДКИ, снова жужжал. Потом ШМЕЛЬ тоже покачался на ветках МОГУЧЕГО ДУБА. Устав, ШМЕЛЬ лег отдохнуть под листики КРАСНОЙ ЯГОДКИ и уснул. КРАСНАЯ ЯГОДКА весело покачивалась на тонкой ножке, кивая красной головкой. Но вот на поляну приковылял лохматый МЕДВЕДЬ. ОН громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. ВОТ МЕДВЕДЬ подошел к МОГУЧЕМУ ДУБУ и стал тереться спиной о него. МОГУЧИЙ ДУБ зашатался. Тут МЕДВЕДЬ увидел КРАСНУЮ ЯГОДКУ. ОН подошел, наклонился над ней, и КРАСНАЯ ЯГОДКА затрепетала. НО МЕДВЕДЬ не торопился ее срывать. Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый ШМЕЛЬ, и чуть не раздавил его. ШМЕЛЬ взвился и со всего маху впился МЕДВЕДЮ в нос. МЕДВЕДЬ заревел и бросился наутек. ШМЕЛЬ не отставал, пока МЕДВЕДЬ не убежал с полянки. И вновь на полянке кружился ВЕТЕР, на тонкой ножке качалась КРАСНАЯ ЯГОДКА, шумел ветвями МОГУЧИЙ ДУБ, летали с писком веселые КОМАРИКИ, скакал косоглазый ЗАЯЦ. И лишь вдалеке ревел МЕДВЕДЬ. В1: Друзья, вы смогли продемонстрировать не только актерское мастерство, но и командный дух, а это ведет к успеху! 5 Конкурс «Раз словечко, два словечко» В2: Необходимо из одного слова составить как можно больше слов за 1 мин. Кто больше составит?! Слово: ПРОСВЕТИТЕЛЬ Подведение итогов конкурса. Награждение. В2: Мы надеемся, что сегодня вы, дорогие ребята, пополнили свой багаж знаний. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. В2: Овладевайте же литературным языком! Боритесь за культуру речи! Ребята, культура нашей речи в наших руках!
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.