ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(филиал №4 ФКП образовательного учреждения № 277
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
«Изготовление деревянного плинтуса»
Производственная практика
По профессии: « Станочник деревообрабатывающих станков»
Код 18783
Разработал: мастер производственного обучения
ФКП образовательного учреждения № 277 филиал №4
Александров В.В.
г. Канск, 2021
Утверждаю
Директор филиала №4
ФКП образовательного учреждения
Гапон Г.Г.
ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ №
Группа № Профессия Станочник деревообрабатывающих станков
Количество учащихся на уроке ; отсутствуют чел.
Мастер п/о Александров В.В.
Тема программы: Изготовление погонажных изделий.
Тема урока: «Изготовление деревянного плинтуса»
Задачи урока:
Обучающая: Способствовать формированию у учащихся целостного представления о значении и принципу работы на деревообрабатывающих станках, дать краткую характеристику основных положений. Научить учащихся приёмам и способам выполнения трудовых операций при работе на деревообрабатывающих станках. Создать условия для уяснения взаимосвязи знаний из различных образовательных наук.
Развивающая: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности : анализировать, сопоставлять, разрешать проблемы. Способствовать формированию и развитию познавательного процесса.
Воспитательная: Воспитать умение организовать свое рабочее место, уважать мнение окружающих, самостоятельно находить пути решения проблемы.
Тип урока: Комбинированный. Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций.
Материальное и дидактическое обеспечение занятия: мастерская станочник деревообрабатывающих станков, очки, угольники, рулетки, колодки-толкатели. линейка, карандаш, образец заготовки, инструкционно-технологические карты.
Дидактическое оснащение: В.И. Коротков «Деревообрабатывающие станки»
Форма организации учебно-производственного труда учащихся (на разных этапах урока) фронтальная( начало урока), индивидуальная
Методы производственного обучения: объяснение, инструктаж, показ трудовых приемов. Самостоятельная работа обучающихся по закреплению материала
Межпредметные и внутрипредметные связи: электротехника, материаловедение, черчение.
Ход урока
1. Организационная часть: (5мин.)
-приветствие группы;
-проверка по списку;
-проверка внешнего вида учащихся.
2. Вводный инструктаж (45мин.)
2.1. мотивация учебно-производственной деятельности:
-сообщение темы программы;
-сообщение темы урока;
-сообщение целей урока.
2.2. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос:
а) Назначение и охрана труда при работе на фуговальном станке;
б) Назначение и охрана труда при работе на станке для продольного раскроя древесины;
в) Какова величина развода зубьев, и от чего это зависит у продольных и торцевых круглопильных пил?
г) Какая толщина снимаемого слоя за 1 проход на фуговальном и рейсмусовом станках?
Показ приёмов:
а) Расскажите устройство и покажите приёмы работы на станке для продольного раскроя древесины.
б) Расскажите устройство и покажите приёмы работы на фуговальном станке.
2.3. Объяснение нового материала:
- Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
Плинтус - это изделие, закрывающее технологический зазор между стеной и полом. Производится из массива древесины, пластика, ПВХ.
Еще 10 лет назад плинтус не отличался таким разнообразием форм и размеров как в данное время.
РАЗНОВИДНОСТЬ ПЛИНТУСОВ
1
Пластиковый плинтус
Изготавливают из жёсткого вспененного поливинилхлорида. За счёт вспенивания он имеет малый вес, а специальный химический состав делает его устойчивым к воздействию ультрафиолета, влаги, масел и растворителей. При отрицательных температурах (ниже -5оС) становится хрупким, поэтому рекомендуется использовать его для внутренних отделочных и ремонтных работ. Плинтус хорошо обрабатывается (пилится, режется и т.п.), при незначительном нагревании (около +70оС) становится пластичным и принимает любую заданную форму.
Высокая влагостойкость, благодаря чему плинтус не подвергается коррозии и гниению, а при перепадах температуры и влажности в помещении сохраняет свою форму и размеры. Плинтус легко моется и не боится влаги, устойчив к воздействию средств бытовой химии. Он устанавливается даже в помещениях с повышенной влажностью, или в не отапливаемых зимой летних домах. Но при этом пластиковый плинтус недостаточно прочен и долговечен.
2
Плинтус из МДФ
Изготовливают из МДФ. Он применяется для обрамления ламинатных и линолеумных полов, возможно также применение в качестве завершающей отделки стен, облицованных декоративными панелями на основе МДФ.
Невысокая цена, устойчивость к проникновению влаги и возникновению устойчивых загрязнений, воздействию ультрафиолета. МДФ-плинтусы не притягивают пыль.
3
Деревянный плинтус
Плинтус, выполненный из массива дерева и шпона применяется для обрамления паркетных и ламинарных полов, основа конструкции обычно выполняется из елового или соснового массива, которая сверху покрыта шпоном из ценных пород дерева. Некоторые модели могут быть снабжены каналом под кабель.
Достоинством деревянного плинтуса является его «благородное» происхождение и экологическая чистота. Так же долговечность и прочность деревянных изделий.
Недостатки - высокая цена.
- Рассказать об инструменте, приспособлениях, и оборудовании применяемом при выполнении операций:
а) рабочее оборудование:
- станок для поперечного раскроя древесины (ЦКБ-40)
- станок для продольного раскроя древесины (Ц6-3)
- фуговальный станок (СФ-6В)
- рейсмусовый станок (СР6-10И)
- фрезерный станок (СФШ-1А)
- фрезы для изготовления плинтусов
б) измерительный инструмент:
- металлическая линейка
- рулетка
- угольник строительный
- Рассказать о правилах охраны труда.
· Спецодежда, спецобувь, головной убор;
· Пользоваться защитными очками;
· Проверить оборудование перед запуском;
· Проверить оборудование на холостом ходу;
· На станках работать только вдвоём;
· Путь принимающего и подающего должен быть свободен;
· Не допускать попадания рук в опасную зону (15-20 см) на станке;
· заготовка должна быть прижата к столу станка и к направляющей линейке;
· все зажимы станка должны быть зажаты;
· на станке не должно находиться лишних предметов;
· Запрещается обрабатывать заготовку короче 40 см и тоньше 5 мм, и с выпадающими сучками.
· Запрещается работать на станках без защиты кожуха.
- Рассказать о рациональной организации рабочего места (расположение инструмента, заготовок).
Организация рабочего места, является неотъемлемой частью охраны труда.
Продуктивность работы столяра строительного зависит от правильной организации рабочего места. Рабочее место, при изготовлении плинтуса механизированным способом– это станочное оборудование, на которых он работает.
Учащийся должен заранее побеспокоиться о подготовке рабочего места, чтобы не было лишних приспособлений. Каждый ученик должен выполнять работу на своем месте так, чтобы не мешать другому учащемуся.
На рабочем месте не должно быть строительного мусора, лишних предметов, которые будут мешать передвижению учащегося. Во время выполнения столярных работ применяют только исправное оборудование и качественные материалы.
Большое значение в организации работ имеет своевременная подготовка необходимых материалов и подача их на рабочие места.
Рабочее место учащегося должно быть хорошо освещенное природным светом, либо искусственным освещением.
После окончания работы необходимо обесточить рабочий станок и убрать своё рабочее место.
- Рассказать и показать приёмы работы в рабочем и замедленном темпе.
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема программы: «Изготовление погонажных изделий»
Тема урока: «Изготовление деревянного плинтуса»
1.
Подбор материала и поперечный, раскрой древесины. Станок для поперечного пиления, рулетка, карандаш.
Согласно стандартам, плинтус изготавливается из древесины 2-3 сорта, но для
высококачественного изделия нужно выбирать древесину 1 сорта. Влажность заготовки15-18%. Заготовка торцуется длиной 2 м 10см и выше с градацией 10см.
Учащиеся, работающие на деревообрабатывающих станках, должны быть в спецодежде, пользоваться защитными очками; проверить работу станков перед запуском и на холостом ходу; на станке работать вдвоём, путь принимающего и подающего должен быть свободен, не допускать попадания рук в опасную зону (15-30 см) на станке, заготовка должна быть прижата к столу станка и к направляющей линейке, все зажимы станка должны быть зажаты, на станке не должно находиться лишних предметов.
Запрещается обрабатывать заготовку короче 40 см и тоньше 5 мм, и с выпадающими сучками. Запрещается работать на станках без защиты кожуха.
2.
Обрезка обзола и продольный раскрой пиломатериала на детали плинтуса Станок для продольного пиления, рулетка. Обрезается обзол. Продольный раскрой на детали плинтуса ведется согласно заданным размерам плюс припуски на дальнейшую обработку (5мм).
3.
Строгание в «угол»
Фуговальный станок, угольник
В первую очередь строгается пласть заготовки, а затем кромка заготовки относительно упорной линейки. Строгается до 3 мм.
4.
Строгание в «размер» деталей плинтуса.
Рейсмусовый станок, рулетка.
В первую очередь строгается кромка заготовки, а затем пласть заготовки.
5.
Профильная обработка детали плинтуса и обрезка «пятки»
Фрезерный станок, рулетка
На фрезерном станке устанавливается фреза заданного профиля. Затем с помощью прижимов заготовка прижимается к линейке и столу фрезерного станка, и прогоняется заготовка через фрезу. После профильной обработки детали плинтуса профильная фреза меняется на дисковую пилу, и обрезается «пятка» плинтуса. Затем профильная часть плинтуса шлифуется наждачной бумагой.
- Предостеречь от брака в работе, рассказать о видах брака и типичных ошибках.
2.4. Проверка усвоения нового материала учащимися:
устные вопросы:
- Рассказать, как правильно выбирать материал согласно заданного размера.
- Рассказать об организации рабочего места при работе на станках.
- Рассказать о требованиях правил охраны труда при выполнении задания.
практические вопросы:
- Показать, как выполняется фугование базовых сторон.
- Показать приёмы фрезерования рисунка плинтуса и снятие заднего угла.
- Сообщить учащимся критерии оценок и нормы времени.
- Подвести итог вводного инструктажа.
- Выдать задание с учётом ученической нормы времени, с напоминанием об обязательном выполнении правил ОТ.
3. Текущий инструктаж: (4 часа. 55мин.)
-первый обход: проверка организации рабочего места, наличие и подготовка инструмента, приспособлений и оборудования к работе;
-второй обход: проверка выполнения трудовых приёмов с соблюдением технологического процесса, согласно инструкционно -технологической карте;
-третий обход: проверка выполнения безопасных трудовых приёмов с соблюдением всех правил охраны труда;
-четвёртый обход: контроль и проверка выполнения учащимися трудовых приёмов с соблюдением правил охраны труда и выполнением требований технологического процесса (на протяжении всего урока).
4. Заключительный инструктаж: (15мин.)
- подведение итога работы учащихся группы за урок - теоретическая и практическая часть (результаты ответов на устные вопросы и практические задания на вводном инструктаже);
- подведение итога работы учащихся группы за урок – практическая часть (выполнение всех пунктов текущего инструктажа).
- отметить общие, наиболее важные недочеты и ошибки при выполнении задания;
- сообщить оценку качества работы каждого учащегося, причину снижения оценки качества;
- отметить учащихся, получивших «отличные» оценки, объяснить причину их успеха;
- выдача домашнего задания – повторить устные вопросы, повторное выполнение и закрепление практической части прошедшего урока;
- уборка рабочих мест.
Составил мастер п/о Александров В.В.
Чертёж плинтуса
Критерии оценивания
Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
№ п/п |
Наименование вида деятельности |
Кол-во балов |
|
1 |
Отклонения от размера линий (нарушение угольности мм. наличие сколов вырывов.) |
до 20 |
|
2 |
Чистота строгания (уровень). |
до 10 |
|
3 |
Внешний вид изделия. |
до 20 |
|
4 |
Организация рабочего места. |
до 20 |
|
5 |
Соблюдение технологического процесса. |
до 15 |
|
6 |
Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических требований |
до 15 |
|
Всего балов: |
100 |
|
|
Итоговая оценка: |
|
|
|
Подпись мастера п/об: |
Оценивание:
95-100 баллов - «отлично»
81-95 балл – «хорошо»
71-81 балл – «удовлетворительно»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.