Конспект к уроку информатики 8 класс "Создание и заполнение баз данных"
Оценка 4.7

Конспект к уроку информатики 8 класс "Создание и заполнение баз данных"

Оценка 4.7
Документация
docx
информатика
8 кл
22.02.2023
Конспект к уроку информатики 8 класс "Создание и заполнение баз данных"
конспект.docx

Ф.И.О. учителя: Нестеренко Т.С.

Класс: 8

Предмет: Информатика и ИКТ. УМК: Семакин и др.

Тема урока: Создание и заполнение баз данных

Цель урока:

интерфейсом программы OpenOffice.org Base,  основными объектами БД,  разными способами создания таблиц.

Развивающая: Развитие познавательно интереса, логического мышления.  

Воспитательная: Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности

Обучающая: Познакомить учащихся с: определением базы данных и СУБД,  их основными типами (моделями), 

интерфейсом программы OpenOffice.org Base,  основными объектами БД,  разными способами создания таблиц.

Развивающая: Развитие познавательно интереса, логического мышления.  

Воспитательная: Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности

Познакомить учащихся с: основными объектами БД,  способами создания таблиц

Задачи:

  • Обучающие – обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных,  сформировать обще учебные умения и навыки: действовать по алгоритму при выполнении практических упражнений
  • Развивающие – сформировать умение самостоятельно мыслить, чувство ответственности за результат выполняемой работы, проводить самоанализ
  • Воспитательные – сформировать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление; развивать познавательный интерес к предмету; развивать умение применять знания, полученные ранее

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная

Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя,  мультимедийный проектор,  экран, ПК учащихся установленным пакетом Microsoft Office (СУБД Access), практическая работа.

 

 

 


 

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

 Развитие самостоятельности, ответственности, дисциплинированности

 Умение создавать базы данных

Познавательные:

Умение:

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

 

 


 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд презентации

Организационный момент.

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста! Начинаем урок. На вашем рабочем столе должны быть: учебник и пенал

Ученики проверяют готовность к уроку

 

Этап актуализации и мотивации к учебной деятельности

(5-7 мин.)

На этом уроке мы продолжим знакомство с базами данных и работой с ними.

Давайте вспомним, основные понятия предыдущих уроков, которыми мы будем сегодня пользоваться. Для этого я предлагаю вам пройти тестирование за компьютерами. Тест находится в папке с сегодняшним числом и называется «Повторение». На выполнение вам 3-4 мин

Кто уже закончил тест, садимся за парты. На слайде вы видите задание, его решение нужно записать в тетрадь, а позже мы его проверим.

-  Дана сетевая структура БД «Участники олимпиад». Преобразуйте данную структуру к табличному виду

-   Дана иерархическая структура БД «Меню». Преобразуйте данную структуру к табличному виду

 

 

 

 

 

 

 

Давайте проверим решение, оно записано на слайде. У всех получился такой ответ? В чем были трудности?

 

Как вы думаете, какие процессы, связанные с БД, нам необходимо изучить, для практического применения полученных ранее теоретических знаний?

 

Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о создании и заполнении БД

 

Открываем тетради, записываем дату и тему урока «Создание и заполнение БД»

 

Какова же цель нашего урока?

Ученики выполняют тест. Садятся за парты и решают задания на слайде, записывая решение в тетради.

 

Ответ:

Предмет

Участники

  Гена

Таня

Оксана

Родион

Математика

+

-

+

-

Физика

+

+

+

-

История

-

-

+

+

Ответ:

Праздничное меню

Салаты

 

Мексиканский

Оригинальный

Венецианский

Десерты

Торт

Мусс

Суфле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют свое решение с решением на экране

 

 

 

Создание и заполнение БД

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока и дату

 

Цель урок: узнать, как создать и заполнить БД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

Изучение нового материала

(10-15 мин.)

Сегодня на уроке я предлагаю вам воспользоваться опорными конспектами, для экономии времени на уроке. Перед вами лежат листы-конспекты, и в течение урока мы должны будем их заполнить. Я буду обращать ваше внимание на то, когда нужно будет что-то в них дополнить.

 Итак, мы уже с вами говорили о типах полей, используемых в БД. Какие вы знаете типы полей?

Верно, эти типы являются основными типами полей в БД. Но существуют также другие типы: место, денежный, счетчик, и т.д. Также можно создавать поля типа «Примечание». Давайте отметим это, на ваших листах.

Размер символьного поля обычно ограничен величиной 255 символов. Текст большего размера в него уже не поместится, поэтому используют тип поля «Примечание», который позволяет хранить практически неограниченный текст. Он будет храниться в отдельном файле и при необходимости может быть извлечен для чтения. Это также отметим в листах.

Поговорим о формате поля. Он определяется для полей числового, денежного типа, полей типа Счетчик и Дата/Время. Запишем себе.

Формат символьного поля определяет число символьных позиций, которые будет занимать поле в записи. Например, если символьное поле имеет формат 10, то его значения в различных записях могут содержать от 0 до 10 символов.

Формат числового поля обычно состоит из двух частей: длины и точности. Длина — это полное количество символьных позиций, выделяемых под запись числа; точность — это количество позиций, выделенных под дробную часть. Отметим у себя в листах это.

Следует иметь в виду, что десятичная запятая тоже занимает позицию. Например, формат записи числа 123,45 такой: длина — 6, точность — 2. Целое число, т. е. число без дробной части, имеет точность 0.

Формат логической величины стандартный — один символ. Чаще всего используются однобуквенные обозначения: Т — true (истина), F — false (ложь). Подпишите у себя в листах. В нашем учебнике для этих величин используются обозначения русскими буквами. Как вы думаете, какое значение будут носить эти буквы? Верно

Формат даты обычно имеет длину 8 символов. Правда, бывают разные стандарты. Мы будем здесь использовать стандарт ДД/ММ/ГГГГ (или ДД.ММ.ГГГГ, или ДД-ММ-ГГГГ). Здесь ДД — обозначение числа, ММ — месяца, ГГГГ — года. Иногда используется стандарт ММ/ДД/ГГГГ. Бывают и другие обозначения. Отметим у себя в листах эту информацию.

Маска ввода определяет шаблон для ввода данных. Какие данные, по вашему мнению, требуют шаблон?

Правильно, например, можно установить разделители при вводе телефонного номера

Также при заполнении таблицы удобно использовать «значение по умолчанию». Оно содержит значение, устанавливаемое по умолчанию в данном поле таблицы.

Например, если в поле Город ввести значение по умолчанию Дербент, то при вводе записей о проживающих в Дербенте, это поле можно пропускать, а соответствующее значение (Дербент) будет введено автоматически. Это облегчает ввод значений, повторяющихся чаще других.

Что нужно отметим у себя в листах?

Теперь непосредственно переходим к вопросу о создании БД.

Итак, давайте попробуем спланировать этапы, необходимые для создания БД

 

Создание базы данных:

 

1. Описание структуры таблицы;

2. Определение первичного ключа;

3. Задание имени файла, в котором хранится база данных;

4. Заполнение базы данных по команде «Добавить запись»;

5. Сохранение файла базы данных.

 

 

Создание новой базы данных начинается с описания структуры таблицы. По команде:

.создать <имя файла> пользователю предлагается заполнить таблицу типа таблицы 3.3. Она у вас на опорных листах изображена, внимательно посмотрите на ее вид.


Затем необходимо указать первичный ключ таблицы. В данном примере первичным ключом является поле ДЕНЬ. Имя файла, в котором будет храниться база данных, пользователь задает сам.

Для примера в табл. 3.3 описаны типы и форматы полей из базы данных «Погода».

Отметим у себя в листах важную информацию и идем дальше.

Представьте себе, что строится овощная база. В ней монтируются отсеки, холодильники, контейнеры, ящики для хранения картофеля, моркови, лука, капусты и пр. Иначе говоря, готовится место для хранения, но овощи пока не завозятся. После того как овощная база создана, она готова к приему овощей.

В результате создания базы данных появляется файл с указанным именем, определяется структура данных, которые будут в ней храниться. Но база пустая, информации в ней пока нет. 

Поэтому нам необходимо заполнить базу данных информацией (по аналогии — завезти овощи).

Ввод данных производится по команде:       .добавить запись

Ввод может выполняться через форму, учитывающую структуру записей таблицы, которая была описана на этапе создания. Например, ввод первой записи через форму в таблицу «Погода» будет происходить в таком виде:


Добавление записей (ввод) повторяется до тех пор, пока не будет введена последняя запись. После сохранения файла создание базы данных завершено, и теперь к ней можно обращаться с запросами.

Любая СУБД дает возможность пользователю вносить изменения в уже готовую базу данных: изменять значения полей, изменять форматы полей, удалять одни поля и добавлять другие. О том, как это делается в СУБД, мы узнаем во время выполнения практического занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Символьный, числовой, логический и «дата»

 

 

 

 

 

Делают записи в опорных листах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают записи в опорных листах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И — истина, Л — ложь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера телефонов, адреса и т.д.

 

 

 

«Значение по умолчанию» автоматически заполняет поле данными

 

 

 

 

 

Делают записи в опорных листах

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

Первичное осмысление и закрепление новых знаний

(5-7 мин.)

Для закрепления изученного материала по теме «Создание и заполнение БД» выполним небольшое практическое задание на компьютерах в программе Microsoft Access.

Садимся за компьютеры.

Но, прежде чем перейти к самостоятельному выполнению работы, давайте вспомним, как создать базу данных на примере.

 

Создание новой базы данных

1. Запустите Microsoft Access

2. На странице Начало работы с Microsoft Office Access нажмите кнопку Новая пустая база данных:

hello_html_m54ea3d8b.gif

3. В области Новая база данных в поле Имя файла введите имя файла Наш класс (расширение имени файла можно не вводить, Access его добавляет автоматически)

hello_html_3e402f3b.gif

Обратите внимание на расположение файла по умолчанию. Чтобы изменить расположение файла, нажмите кнопку рядом с полем Имя файла, просмотрите и выберите новое расположение, а затем нажмите кнопку ОК.

4. Нажмите кнопку Создать. Microsoft Access создаст базу данных,

а затем откроет пустую таблицу (с именем «Таблица1») в режиме таблицы. В этом режиме открывается заготовка, в которой все поля получают формальные имена Поле1, Поле2 и т.д.; эту таблицу можно сразу заполнять

Access помещает курсор в первую пустую ячейку в столбце Добавить поле:

hello_html_4ae02a45.gif

5. Нажмите кнопку Закрыть (в строке заголовка)

Теперь посмотрим  Создание структуры таблицы, это тоже нам пригодиться для выполнения практической работы.

1. Запустите Microsoft Access

2. Откройте созданную в предыдущем задании базу данных

3. На вкладке Создание в группе Таблицы щёлкните кнопку Конструктор таблиц:

hello_html_f22f7c2.gif

Для каждого поля в таблице введите имя в столбце Имя поля, а

затем в списке Тип данных выберите тип данных:

hello_html_6eb94326.gif

4. Когда все необходимые поля будут добавлены, сохраните таблицу: нажмите кнопку Microsoft Office , а затем выберите команду Сохранить или нажмите сочетание клавиш CTRL+S. При сохранении таблицы назовите ее Список. На вопрос: Задать ключевые поля? Ответьте отказом, т.к. в нашей базе данных мы будем вызывать созданную таблицу по имени, а не по ключевому слову.

Чтобы начать вводить данные в таблицу, переключитесь в режим таблицы щелкните первую пустую ячейку, и начните ввод.

hello_html_m13f208dd.gif

Введите в таблицу данные.

Сохраните таблицу и завершите работу с программой.

Выполняют задание вместе с учителем за компьютерами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

Самостоятельная работа с проверкой (10-12 мин.)

Сейчас открываем папку «Практическое задание создание и заполнение БД». В ней находим текстовый документ. Открываем его и читаем инструкцию по выполнению практического задания. У кого появились вопросы, поднимаем руки и задаем. На выполнение задания вам дается 10-15 минут

Выполняют практическое задание за компьютерами

 

Слайд  16

 

 

Рефлексивно -оценочный

(2 мин.)

О чем мы сегодня свами говорили на уроке? Какие сложности у вас возникли? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что получилось и что не получилось?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

(1 мин.)

Откройте дневники, запишем домашнее задание: прочитайте § 12, постройте свою иерархическую структуру БД (тема на выбор) и нарисуйте к ней таблицу.

Спасибо за урок!

Записывают д/з

Слайд 17

 


 

Ф.И.О. учителя: Нестеренко Т.С

Ф.И.О. учителя: Нестеренко Т.С

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Давайте проверим решение, оно записано на слайде

Давайте проверим решение, оно записано на слайде

Счетчик и Дата/Время. Запишем себе

Счетчик и Дата/Время. Запишем себе

Маска ввода определяет шаблон для ввода данных

Маска ввода определяет шаблон для ввода данных

Она у вас на опорных листах изображена, внимательно посмотрите на ее вид

Она у вас на опорных листах изображена, внимательно посмотрите на ее вид

Ввод может выполняться через форму, учитывающую структуру записей таблицы, которая была описана на этапе создания

Ввод может выполняться через форму, учитывающую структуру записей таблицы, которая была описана на этапе создания

Создание новой базы данных 1

Создание новой базы данных 1

Access помещает курсор в первую пустую ячейку в столбце

Access помещает курсор в первую пустую ячейку в столбце

Самостоятельная работа с проверкой (10-12 мин

Самостоятельная работа с проверкой (10-12 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023